«Медицинское право», 2003, N 3
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рассмотрены проблемы формирования законодательства в области охраны здоровья на федеральном и региональном уровне. Проанализированы основные направления, по которым формируется региональное законодательство. Акцентировано внимание на недостатках законодательных актов субъектов РФ и координации законотворческой деятельности в регионах.
В условиях правового государства реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации. С 1990 г. законотворческая работа активизировалась не только на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации получили право формирования своей подсистемы правовой системы России. В соответствии с Конституцией 1993 г. субъекты Российской Федерации — край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ — имеют свой устав и законодательство, а республики имеют свою конституцию и законодательство. Кроме того, на основе Конституции, федеративных и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Все это предусматривает два уровня формирования законодательства в Российской Федерации — федеральный и уровень субъектов Российской Федерации. К здравоохранению это относится в полной мере, так как в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В настоящее время по вопросам, связанным со здравоохранением, принимаются как федеральные законы, распространяющие свое действие на всю территорию Российской Федерации, так и законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Единство системы государственной власти в Российской Федерации обеспечивается тем, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы как акты федеральной государственной власти обязательны на всей территории Российской Федерации, а законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые ими по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, не должны противоречить федеральным законам. В настоящее время в субъектах Российской Федерации принято около 250 законов и других нормативных правовых актов в области здравоохранения. Однако на региональном уровне пока остается недопонимание тех возможностей в части законодательного регулирования, которые предоставила субъектам Российской Федерации Конституция Российской Федерации. В настоящий момент в 33 субъектах Российской Федерации законодательные акты в области здравоохранения не были приняты, а в семи из них не разработаны даже проекты. Больше всего в регионах разработано законов об охране здоровья граждан и предупреждении распространения туберкулеза. Среди прочих принятых субъектами Российской Федерации законов такие, как: о профилактике, о защите населения от заболеваний, передаваемых половым путем, о социальных гарантиях больным сахарным диабетом и другим группам больных, о наркотических средствах, психотропных веществах, о медико-социальной реабилитации ряда категорий больных и другие. В принятых субъектами Российской Федерации законах не всегда четко разграничиваются сферы собственно федерального, совместного и исключительного законодательного регулирования субъектов Российской Федерации. Только в нескольких принятых законах субъектов Российской Федерации осуществлено разграничение полномочий в области здравоохранения между субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. К наиболее печальным моментам можно отнести тот факт, что в некоторых законах субъектов Российской Федерации совершенно отсутствует правовое регулирование именно региональных особенностей и региональных условий. Неизбежно возникает вопрос о координации законотворческой работы на обоих уровнях. К сожалению, этот вопрос не решен организационно, законотворчество в субъектах Российской Федерации находится пока «в свободном плавании» и только служит объектом критики. Полагаем, что это лишь вопрос времени. В этих условиях главная задача состоит в том, чтобы создать необходимую правовую основу для координации законотворческой работы субъектов Российской Федерации, построить четкую правовую вертикаль с формированием в сфере охраны здоровья системы нормативно-правовых актов, базирующейся на их юридической силе. Реформирование здравоохранения должно осуществляться на основе законов, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей.
Академик РАМН, профессор, заведующий
кафедрой основ законодательства в
здравоохранении ММА им. И.М.Сеченова,
Н.Ф.ГЕРАСИМЕНКО
Доктор медицинских наук,
профессор кафедры
О.Ю.АЛЕКСАНДРОВА
Кандидат медицинских наук,
преподаватель кафедры
И.Ю.ГРИГОРЬЕВ