Четверг, 26 июня 2025
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
  • Вход
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты
Корзина / 0 ₽

Корзина пуста.

Нет результата
Просмотреть все результаты
Recipe.Ru
Нет результата
Просмотреть все результаты
Главная Нормативная документация Общие положения

Статья. «Организационно-правовые проблемы повышения эффективности деятельности в сфере охраны здоровья населения» (Ю.И.Григорьев, И.Ю.Григорьев) («Медицинское право», 2005, N 3)

07.06.2015
в Общие положения

«Медицинское право», 2005, N 3

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

Рассматривая проблемы развития здравоохранения, следует отметить, что в любой стране социально-экономические условия жизни населения являются фактором, оказывающим активное влияние на процесс проведения реформ в этой сфере хозяйственной деятельности. В подобном процессе могут участвовать органы законодательной и исполнительной власти, в том числе органы управления здравоохранением, общественные объединения и медицинские ассоциации, политическая элита, представители бизнеса, руководящий и врачебный персонал лечебных учреждений и граждане. При этом существенную роль играют не только медицинские работники и специалисты иных отраслей, но и население активного трудоспособного возраста, которое является наиболее заинтересованной частью общества в достижении с помощью реформирования здравоохранения получения в первую очередь — бесплатных и доступных, во-вторых — качественных и эффективных, медицинских услуг. В то же время игнорирование мнения общества, даже если это облегчает первоначальные преобразования, вполне может привести в конечном итоге к отрицательным результатам и остановке реформ [10, 11]. Отсутствие финансовой и управленческой стабильности также оказывает значительное влияние на этот процесс. Известно, что периодические изменения в руководстве управления федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения приводят к постоянному выдвижению различных концепций, проектов и предложений в отношении путей развития отрасли. Кроме того, довольно часто некоторые политические лидеры и административные работники не являются профессионалами и не обладают компетентностью в данном вопросе из-за отсутствия достаточного опыта практической работы в здравоохранении, имея лишь поверхностное представление о целях и конечном итоге реформ в сфере охраны здоровья населения. Несмотря на это, представители различных партий, учреждений, организаций, общественных и иных групп граждан пытаются продвигать свои идеи в направлении тех изменений, которые являются только для них наиболее выгодными на определенном этапе их деятельности. Для ряда стран мирового сообщества главным сдерживающим фактором в осуществлении реформ в области здравоохранения является макроэкономическая ситуация. В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что многие проводящиеся в современной России реформы здравоохранения были начаты в период экономического спада, что значительно отличается от ситуации с десятилетиями роста благосостояния и здоровья населения в западноевропейских странах и США. В то же время опыт этих стран показывает, что внедрение нового механизма управления медицинской помощью часто связано со значительными расходами. Даже небольшие изменения в существующей организации системы управления органами и учреждениями здравоохранения, а также новые приоритеты между областями медицинской деятельности могут потребовать выделения дополнительных ресурсов. Следовательно, финансово-правовая устойчивость предлагаемых реформ, без признания того факта, что здравоохранение является приоритетным социальным благом, должна всегда тщательно анализироваться и учитываться [5, 12]. Во многих странах, особенно с недостаточно развитой экономической базой и находящихся в переходном периоде, администрирование очень часто ошибочно принимается за управление. Такой механизм регулирования социальных отношений обычно является несовместимым с происходящими в современном развитом обществе демократическими процессами [8]. На наш взгляд, в Российской Федерации (РФ) при проведении реформ в здравоохранении не учитывается процесс адаптации к вновь возникшей, во многом значительно изменившейся в стране социально-экономической и политической ситуации. Однако и в этом случае не должна преуменьшаться роль научно обоснованного осуществления стратегического управления отраслью, регулирующая функция которого остается значимой и в новых условиях государственного хозяйствования. Определенное воздействие на эффективность охраны здоровья населения обычно оказывают такие факторы развития отрасли, как технические, в том числе информационные, возможности и инфраструктура для управления реформой. По данным Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ, наибольшего прогресса в реформировании систем здравоохранения добились те экономически развитые страны, где уже имелись управленческие и технологические навыки, хорошие информационные системы и финансовые структуры, необходимые для результативного проведения медико-социальной политики и контролирования данного процесса. При этом ЕРБ ВОЗ высказано мнение, что без использования современных информационных, технических и управленческих возможностей вряд ли удастся выполнить или сохранить новые ориентиры, а также осуществить на практике применение принимаемых нормативных правовых актов, исполнение предлагаемых мер и осуществление рекомендуемых мероприятий [3, 9, 13]. Не менее важным и существенным моментом является то, что политику и законодательство о здравоохранении нельзя разрабатывать и осуществлять без наличия специальных знаний, без споров и дискуссий, без должного учета вопросов этики. Это касается установления приоритетов и принятия разумных решений в отношении введения дополнительных сервисных медицинских услуг, конкурирующих видов обслуживания, дорогостоящего продления медицинскими средствами жизни безнадежно больных пациентов, организации проведения лечебных мероприятий с помощью современных медицинских технологий. В дополнение к сказанному следует указать, что, например, вопросы эвтаназии и клонирования являются лишь частью тех многочисленных проблем, которые также нуждаются в дальнейшем обсуждении. Этические положения имеют прямое отношение и к таким видам управленческой медико-социальной деятельности, как: 1) проведение мероприятий, связанных с обеспечением государственной материальной поддержки нуждающихся социальных групп населения и предоставлением им бесплатной качественной и эффективной первичной медико-санитарной помощи (ПМСП); 2) осуществление сокращения в лечебных учреждениях численности коечного фонда и штатов медицинского персонала, закрытия амбулаторий, отделений и больниц, особенно в отдаленных сельских районах. Очевидно, по подобным вопросам решения, в том числе законодательные и нормативные, должны приниматься только после дискуссий с участием медицинской общественности и населения как потребителя медицинских услуг. Кроме того, следует указать, что базовую основу в процессе обсуждения при разработке новых проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере охраны здоровья граждан как раз и составляет профессиональная этика, в том числе медицинская, а также компетентность субъектов законодательной инициативы и нормотворчества по рассматриваемому правовому вопросу [5]. К сожалению, приходится констатировать, что в соответствии с Законом РФ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации…» N 122-ФЗ от 22.08.2004 г. (статья 35) признана утратившей силу статья 16 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой было указано: «При органах государственной власти и управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения могут создаваться комитеты (комиссии) по вопросам этики в области охраны здоровья граждан в целях защиты прав человека и отдельных групп населения в этой области, для участия в разработке норм медицинской этики и решения вопросов, связанных с их нарушением, в подготовке рекомендаций по приоритетным направлениям практической и научно-исследовательской деятельности, для решения иных вопросов в области охраны здоровья граждан». В Люблянской хартии (1996 г.) говорится о том, что развитие здравоохранения с учетом социально-экономических условий является неотъемлемой частью политики общества и государства в отношении здоровья граждан. В то же время политические, управленческие и технические решения о развитии системы здравоохранения, как правило, основываются на имеющемся международном и национальном опыте, подтверждающем реальную действительность и эффективность проводимых реформ. При этом любая реформа здравоохранения, включая деятельность конкретных отдельных медицинских служб, должна быть направлена в первую очередь на улучшение жизни и здоровья людей, а также на то, чтобы оказание медико-санитарной помощи ориентировалось на постоянное улучшение качества предоставляемого обслуживания, чтобы информационные системы основывались на научно установленных показателях (стандартах) медицинских услуг [6]. Вместе с тем обеспечение надлежащего здоровья граждан требует признания государством приоритета социальной политики в этой сфере хозяйственной деятельности, активной позиции и осознания необходимости взаимодействия многих его структур и ведомств. Этому может способствовать осуществление комплексного, в ряде случаев системного подхода к решению вопросов, касающихся организации оказания качественной медицинской помощи и эффективного совершенствования управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Ранее для улучшения состояния здоровья населения, особенно работающего на производстве, требовались чрезвычайные условия и обстоятельства, обеспечивающие сотрудничество между различными секторами и отраслями государственного хозяйствования. В настоящее время одной из значимых задач общественного здравоохранения является создание благосостояния общества на разных уровнях с признанием важности здоровья не только в интересах всего населения в целом, но и каждого отдельно взятого человека. В условиях России такие действия могут быть активно поддержаны медицинскими ассоциациями и общественными объединениями, а также представителями бизнеса и индивидуального частного предпринимательства. В связи с этим мы считаем, что, безусловно, является актуальным и значимым, а также становится на сегодняшний день очевидной необходимостью создание Всероссийской медико-правовой (юридической) общественной организации, а также национальной ассоциации работодателей, рабочих и служащих с названием «Здоровье для всех через здоровый образ жизни — успех прогресса и развития России». Вполне закономерно, что деятельность таких организаций и ассоциаций должна быть связана с обеспечением свободного доступа для их членов и всех застрахованных граждан к базам данных с информацией о показателях работы федерального фонда и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, страховых медицинских организаций, в том числе по защите прав пациентов, о проблемах здравоохранения, факторах риска, а также о мерах, которые могут оказывать соответствующее юридическое воздействие на ЛПУ и отдельных медицинских работников, и об обоснованиях принятия правовых решений для осуществления действий по улучшению медицинской помощи. Все это является первоочередными задачами современности, так же как и создание специальных информационных баз данных для широких слоев населения, содержащих сведения о ЛПУ, врачах, иных медицинских работниках и их квалификации, о необходимой самопомощи, об эффективных, качественных и более дешевых лекарственных средствах, ряде других вопросов. Немаловажное значение здесь имеют научные исследования по установлению показателей качества оказываемой медицинской помощи с последующей разработкой специальных медицинских стандартов и созданием баз данных для их использования в клинической практике на амбулаторном и стационарном уровне. При этом следует отметить важность правового обеспечения конфиденциальности как для пациентов, так и для врачей в «первичных» (клинический уровень) базах данных, с тем, чтобы соблюсти достоверность вводимой информации и защитить права граждан. С другой стороны, сводные, не указывающие на конкретных людей данные необходимо использовать для совершенствования управления на уровне учреждений и организаций здравоохранения в целях повышения качества первичного медицинского обслуживания населения. Исходя из сказанного, можно предположив, что для достижения эффективных и рациональных здравоохранительных преобразований на региональном и территориальном уровнях требуется, чтобы не только органы управления здравоохранением и ЛПУ, но также и иные органы власти, различные службы и организации, занимающиеся деятельностью в сфере охраны здоровья населения, осуществляли более тесное, чем на сегодняшний день, сотрудничество в процессе решения данной проблемы. На наш взгляд, администраторы и специалисты, не работающие в системе здравоохранения, должны способствовать улучшению медико-демографической ситуации в регионах и стране в целом путем более активного участия в охране здоровья населения. Так, учителя могут вносить довольно весомый вклад в знания своих учеников по вопросам здоровья и формирования у них основ здорового образа жизни. В то же время граждане, участвующие в судебных заседаниях (судьи, адвокаты, эксперты и т.п.), работники органов прокурорского надзора и системы исполнительных учреждений для осужденных могут осуществлять программы профилактических мероприятий по предотвращению воздействия на организм человека негативных факторов, связанными с наркоманией, изготовлением, приобретением, хранением, сбытом наркотических средств и психотропных веществ, употреблением алкогольной продукции и курением, внося тем самым определенный вклад в охрану здоровья населения РФ. Поэтому важно обеспечить специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность не только в здравоохранении, социальной сфере и образовании, но и в области экологии, судебной системы, охраны порядка и т.д., необходимыми валеологическими, медицинскими и правовыми знаниями для того, чтобы они осознали их влияние на общественное и индивидуальное здоровье и в повседневной практической работе принимали решения, способствующие не только его сохранению, но и укреплению. В настоящее время большинство субъектов РФ располагает достаточными ресурсами в отношении численности специалистов здравоохранения, особенно на городском уровне. Однако, исходя из перспектив реформирования отрасли, необходимости развития и реализации политики по достижению здоровья для всех, следует указать на существенные пробелы в обучении руководящего, медицинского и вспомогательного персонала, включая подготовку и тем более переподготовку в области права, экономики, экологии и социальной сферы. Вместе с тем требуется также обратить особое внимание на специалистов, работающих в различных «немедицинских» отраслях, однако осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья или связанных в своей жизни с его защитой. Как правило, уровень их правовых знаний по данной проблеме довольно низкий, а активность участия в укреплении здоровья и профилактике болезней среди населения является, мягко говоря, недостаточной. В то же время отсутствие, по нашему мнению, современной додипломной подготовки и надлежащего последипломного обучения различных категорий управленцев и служащих, в том числе медицинского профиля, по основам вышеуказанных специальностей следует считать одним из значимых факторов, оказывающих отрицательное влияние на состояние здоровья граждан. В конечном итоге это отражается на результатах проводимой государством и субъектами РФ политике социально-экономических преобразований, в том числе в области здравоохранения, тем более если она осуществляется без наличия фундаментальной базы научных знаний и без учета положительного мирового опыта в этом направлении. То же самое относится и к улучшению качества медицинской помощи. Как известно, медицинские работники не только западноевропейских государств и других экономически развитых стран мира, но и в РФ получают соответствующее образование в высших и средних специальных учебных заведениях. К сожалению, хотя в процессе базового обучения студенты и изучают критерии качества будущей их работы как важную этическую ценность и профессиональную обязанность, они довольно часто на практике не могут использовать как эти показатели, так и системы информационной обратной связи в виде средства для своего самоусовершенствования. Кроме того, в подавляющем большинстве случаев специалисты здравоохранения не проходят в процессе их как подготовки, так и переподготовки (повышения квалификации и усовершенствования) фундаментального правового обучения не только в сфере охраны здоровья населения в целом, но и в области их профессиональной деятельности, то есть не получают достаточных юридических знаний и навыков, необходимых как для взаимоотношений с пациентами, так и для осуществления взаимодействия с другими партнерами, особенно на уровне ПМСП. В связи с этим представляет определенный интерес Государственный образовательный стандарт (ГОС) высшего профессионального медицинского образования по специальности 040100 — Лечебное дело (2000 г.). Проведенный нами анализ содержания данного стандарта, прилагающихся к нему Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений РФ и Программы ИГА по специальности свидетельствует о том, что, несмотря на наличие в них многочисленных изменений, важных предложений и рекомендаций, обучение будущих врачей на первых курсах планируется, как и раньше, проводить преимущественно в виде аудиторных теоретических, практических и лабораторных занятий по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам. Учитывая такие требования, можно предположить, что студенты медицинских вузов (будущие специалисты — врачи), вероятно, по-прежнему будут приобретать слишком мало опыта в отношении того, как более эффективно помогать людям в условиях расширения оказания ПМСП (врач общей практики, семейный врач) и как решать связанные с их здоровьем организационные проблемы в контексте повседневной жизни и деятельности граждан. Поэтому медицинские учебные заведения должны оценивать результаты своей учебно-воспитательной работы и с учетом изучения материалов о выполнении выпускниками профессиональных обязанностей после окончания обучения, когда им по избранным врачебным специальностям придется работать в специфических практических условиях и проводить анализ качества медицинской помощи, предоставляемой конкретным пациентам. В дополнение к вышеизложенному требуется обратить внимание и на ряд других факторов. Так, одна из основных проблем современного развития как РФ, так и ее субъектов заключается в том, что основная масса специалистов, работающих в различных секторах и областях государственной, муниципальной, ведомственной и частной систем хозяйствования, таких, например, как учителя, инженеры, юристы, бизнесмены и управленцы, плохо разбирается в вопросах охраны здоровья населения и оказания здравоохранением медицинской помощи или имеет довольно слабое представление о том, как их деятельность в собственном секторе может содействовать или препятствовать процессу сохранения и укрепления общественного и индивидуального здоровья граждан, а также развития отрасли. В связи с этим необходимо указать, что в создавшейся ситуации, по-видимому, играет негативную роль и такой фактор, как подготовка вышеуказанных специалистов учебными заведениями без включения в учебные планы современных более эффективных оздоровительных, профилактических и правовых медико-социальных курсов с обоснованным объемом достаточной часовой учебной нагрузки. Многие министерства и ведомства при разработке государственных образовательных стандартов по отдельным специальностям обычно не придают этим курсам серьезного значения и не уделяют им необходимого внимания, в результате чего они не находят в подобных документах своего существенного отражения. Практически вопросы, касающиеся общественного здоровья и сохранения индивидуального здоровья гражданами страны, в высшей школе преподаются довольно поверхностно и в незначительном объеме или совсем не изучаются при обучении молодежи, составляющей интеллектуальный потенциал нации. Так, курс по валеологии во многих классических и технических университетах РФ состоит практически всего из 17 лекционных часов. Подтверждением такого мнения является, например, ГОС ВПО по специальности 021100 — Юриспруденция (2000 г.), где только в квалификационной характеристике выпускника-юриста (специалиста по юриспруденции) говорится, что его деятельность должна быть направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Далее в цикле общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин в процессе основной образовательной подготовки по физической культуре лишь упоминается о возможности изучения студентами основ здорового образа жизни, а в цикле естественнонаучных дисциплин при изучении концепции современного естествознания будущий юрист может проходить краткий элективный курс о здоровье человека. Однако в учебном плане соответствующих вузов и особенно их филиалов эти дисциплины даже с минимальным объемом часовой нагрузки обычно чаще всего не предусматриваются. Как видим, в данном образовательном стандарте не является приоритетным изучение студентами знаний и освоение навыков, методов и основ организации работы по охране и правовой защите, сохранению и укреплению как общественного здоровья населения, так и индивидуального здоровья граждан, которые они могли бы грамотно использовать в процессе осуществления ими практической юридической деятельности. В такой ситуации, на наш взгляд, для дальнейшего развития российского общества требуется осуществить пересмотр традиционно сложившихся на сегодняшний день целей и задач образования, а также учебных планов проведения валеологического обучения и подготовки в сфере охраны здоровья не только работников здравоохранения, но и большинства категорий специалистов других отраслей. При этом необходимо уделять более пристальное внимание вопросам поддержания здоровья граждан, отдельных их групп и населения в целом, а также ПМСП и, что не менее важно, — качеству ее оказания. Что касается врачей, то фундаментальное формирование функционального профиля их деятельности с ответственностью за здоровье семьи может быть обеспечено интегрированной учебной программой, общественным и юридическим признанием степени профессиональной пригодности специалистов, подготовленных для выполнения медицинских услуг. Это станет важным шагом в организации современного управления путем создания правовых основ для обеспечения более эффективной деятельности различных секторов в единой системе территориального здравоохранения. Таким образом, в результате возникновения в России тенденций к децентрализации здравоохранения, повышению самостоятельности медицинских учреждений на всех уровнях и появлению регулируемых рынков ключевым вопросом для отрасли становится освоение современных управленческих навыков. Для всех процессов, связанных с медицинской деятельностью, в настоящее время необходимы обширные юридические познания и научные обоснования механизмов, в том числе правовых, их более эффективной реализации в сфере охраны здоровья граждан РФ по сравнению с тем, как это было раньше при иерархических административных системах. Например, концепция регионализации здравоохранения (когда на лечебно-профилактические учреждения возлагается ответственность за мониторинг состояния здоровья конкретных групп населения) свидетельствует о необходимости наличия у руководителей ЛПУ специальных юридических знаний в области общественного здоровья и прав пациентов для того, чтобы достаточно хорошо разбираться в оценке медико-социальных потребностей общества, в методах контролирования результатов медицинской деятельности и работы по охране здоровья граждан на основе системного анализа. Разумеется, для этого необходимо готовить специалистов здравоохранительной отрасли с надлежащим сочетанием профессиональных навыков, обеспечивающих проведение стратегического планирования на федеральном уровне и более эффективное управление территориальными медицинскими учреждениями. В заключение следует отметить, что в современной России задачи по снижению смертности и заболеваемости, повышению рождаемости и продолжительности жизни населения, обеспечению граждан страны качественной медицинской помощью практически не могут быть решены только одним здравоохранением, бюджетное финансирование которого находится на довольно низком уровне. Для выполнения указанных задач и решения рассмотренной проблемы необходимы разработка и осуществление специальной социально-экономической программы государства, обеспечивающей создание единой федеральной межведомственной системы, в состав служб которой могут входить представители всех отраслей и хозяйствующих субъектов федерального, регионального и муниципального уровня, а также частного бизнеса. При этом основным направлением их деятельности должны стать правовые приоритеты соответствующего образования и здоровья в жизни россиян.

ЛИТЕРАТУРА
1. Герасименко Н.Ф., Александрова О.Ю., Григорьев И.Ю. Проблемы реализации государственной политики в области здравоохранения на региональном уровне//Медицинское право. 2003. N 3. С. 9-10. 2. Григорьев И.Ю., Григорьев Ю.И. О праве граждан на охрану здоровья//Известия ТулГУ. Вып. 10. Тула: Изд-во ТулГУ, 2004. С. 23-30. 3. Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие: EUR/RC 47/II от 23.07.1997 г.//Всемирная организация здравоохранения: Европейское региональное бюро; Европейский региональный комитет, 47 сессия. Стамбул, 15-19.09.1997 г. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ, 1997. — 217 С. 4. Комаров Ю.М. Рынок в здравоохранении: что сейчас и что потом?//Экономика здравоохранения. 2003. N 8 (76). — С. 13-19. 5. Конгстведт П.Р. Управление медицинской помощью: Практическое руководство в 2-х т.: Пер. с англ./Под общей ред. акад. РАМН О.П.Щепина. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 743 С. 6. Люблянская хартия реформирования здравоохранения: Принята государствами-членами Совета Европы/Европейская конф. ВОЗ по реформам в области здравоохранения. 17-20 июня 1996 г., Словения. Любляна: WHO, 1996. — 21 С. 7. Найговзина Н.Б., Ковалевский М.А. Система здравоохранения в Российской Федерации: организационно-правовые аспекты. М., 1999. 8. Салтман Р.Б., Фигейрас Дж. Реформа системы здравоохранения в Европе. Анализ современных стратегий: Пер. с англ. М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000. — 432 С. 9. Стародубов В.И. О состоянии здравоохранения и мерах, направленных на его улучшение//Здравоохранение Рос. Фед. 1999. N 2. С. 3-6. 10. Тэгай Н.Д., Колосов П.В. Лечебно-профилактические учреждения в системе обязательного медицинского страхования//Здравоохранение. 1996. N 1. С. 15-29. 11. Филатов В.Б., Чудинова И.Э., Погорелов Я.Д. Здравоохранение как социальный институт//Экономика здравоохранения. 2000. N 7-8. С. 12-15. 12. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. — 336 С. 13. European Health Care Reforms/Analysis of current Strategies//WHO. Regional Office for Europe. — Copenhagen, 1997. — P. 96.

Доктор медицинских наук,
профессор Тульского
государственного университета
Ю.И.ГРИГОРЬЕВ

Доктор медицинских наук,
юрист, исполнительный директор
ООО «Городская страховая компания»
И.Ю.ГРИГОРЬЕВ


Пред.

Приказ Росздравнадзора от 17.03.2008 N 1600А-Пр/08 «О мерах, направленных на повышение эффективности системы контроля за реализацией мероприятий приоритетного проекта в сфере здравоохранения и мероприятий по демографической политике»

След.

Статья. «Совершенствование работы органов управления в сфере обращения лекарственных средств» (Н.Подгорбунских, Е.Толстова, В.Падалкин) («Фармацевтическое обозрение», 2003, N 12)

СвязанныеСообщения

Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 474-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 28 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»

02.02.2018
Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 465-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

02.02.2018
Общие положения

Федеральный закон от 29.12.2017 N 439-ФЗ «О ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения»

02.02.2018
След.

"Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения от 26 июня 1992 года" (подписан в г. Ялте 18.09.2003) Статья. "Соотношение юридической, административной и этической регуляции деятельности медицинских работников" (Н.Н.Седова) ("Медицинское право", 2003, N 3)

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Товары

  • UCLA Neurosurgey UCLA Neurosurgey 1,027 ₽
  • Энциклопедия Анатомии 2000 Энциклопедия Анатомии 2000 479 ₽
  • Surgical Pathology of the GI Tract, Liver, Biliary Tract and Pan Surgical Pathology of the GI Tract, Liver, Biliary Tract and Pan 342 ₽
  • В. В. Лоскутов, Международная интернатура практической психологи В. В. Лоскутов, Международная интернатура практической психологи 616 ₽

Товары

  • Энциклопедия лекарственных растений 2 Энциклопедия лекарственных растений 2 205 ₽
  • Восстановление передней крестообразной связки с помощью 4-х пучк Восстановление передней крестообразной связки с помощью 4-х пучк 411 ₽
  • Детский массаж и гимнастика после перенесенного рахита Детский массаж и гимнастика после перенесенного рахита 342 ₽
  • Anatomy Trains Anatomy Trains 684 ₽
  • Ophthalmology Books Ophthalmology Books 342 ₽

Метки

AstraZeneca FDA RNC Pharma Алексей Водовозов ВОЗ Вакцина Заметки врача Лекарства Минздрав Москва Подкасты Производство Слушать подкасты бесплатно онлайн вакцинация вакцинация от коронавирусной инфекции видеолекции дети здравоохранение РФ исследование исследования клинические исследования книги для врачей коронавирус коронавирус 2019 коронавирус 2021 коронавирусная инфекция мероприятия новости Remedium новости медицины новый коронавирус онкология опрос подкаст продажи разработка рак регистрация рост рынок лекарств слушать подкаст онлайн статьи для врачей сша фармацевтика фармация фармрынок РФ

Свежие записи

  • Глава Центра FDA по оценке лекарств покинет пост в июле
  • ФСБ будет проверять НИОКР на участие в них иностранных лиц
  • пациенты фиксируют улучшение качества сервиса в несетевых клиниках в РФ
  • Президент поручил адаптировать инвестплатформу под поддержку инновационной фармы
  • Правительство распространило налоговую льготу по НДС на новые виды медизделий
  • О нас
  • Реклама
  • Политика конфиденциальности
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Добро пожаловать!

Войдите в свой аккаунт ниже

Забыли пароль?

Восстановите ваш пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Вход
Нет результата
Просмотреть все результаты
  • Главная
  • Новости
    • Новости медицины и фармации
    • Пресс-релизы
    • Добавить новость/пресс-релиз
  • Документы
    • Госреестр ЛС
    • Госреестр предельных отпускных цен
    • Нормативная документация
      • Общие положения
      • Управление в сфере здравоохранения
      • Медицинское страхование
      • Медицинские учреждения
      • Медицинские и фармацевтические работники
      • Бухгалтерский учет и отчетность
      • Медицинская документация Учет и отчетность
      • Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
      • Медицинская деятельность
      • Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
      • Ветеринария
    • Госреестр медизделий
    • Реестр разрешений на КИ медизделий
    • Реестр уведомлений о деятельности в обращении медизделий
    • Разрешения на ввоз медизделий
    • Изъятие ЛС
    • МКБ-10
  • Магазин
    • Медицина
    • Фармация
    • Биология, биохимия
    • Химия
  • Контакты

© 1999 - 2022 Recipe.Ru - фармацевтический информационный сайт.

Go to mobile version