«ГлавВрач», 2012, N 8
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 323-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Резюме. Здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшими элементами национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который на сегодняшний день является основополагающим нормативным документом, регулирующим отношения, возникающие в системе здравоохранения.
В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 1 ноября 2011 г.; одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 г.; подписан Президентом Российской Федерации 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ и опубликован 23 ноября 2011 г.) содержится 14 глав и 101 статья. Название, содержание и структура глав, статей, пунктов и подпунктов, представленных в законе, имеют здравоохранительные основы для граждан Российской Федерации. В первой главе «Общие положения» и в статье 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья в Российской Федерации, и определяет: — правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья; — права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья; — полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; — права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; — права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников. Необходимо отметить, что, исходя из названия статьи 1, законодательно регулируется только «предмет», при отсутствии целей настоящего Федерального закона. Целью настоящего Федерального закона должно являться создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной (соответствующей стандартам) медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следовательно, статья 1 «Предмет регулирования настоящего Федерального закона» регулирует правовые, организационные и экономические основы, права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения, полномочия и ответственность в сфере охраны здоровья. В статье 2 Федерального закона даны основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, которые представлены ниже: 1) здоровье;
2) охрана здоровья граждан;
3) медицинская помощь;
4) медицинская услуга;
5) медицинское вмешательство;
6) профилактика;
7) диагностика;
8) лечение;
9) пациент;
10) медицинская деятельность;
11) медицинская организация;
12) фармацевтическая организация;
13) медицинский работник;
14) фармацевтический работник;
15) лечащий врач;
16) заболевание;
17) состояние;
18) основное заболевание;
19) сопутствующее заболевание;
20) тяжесть заболевания;
21) качество медицинской помощи.
Сравнительная оценка основных понятий, используемых в статье 2 настоящего Федерального закона и в проекте данного закона, показывает наличие существенных изменений (см. таблицу).
Сравнительная характеристика основных понятий, используемых в Федеральном законе N 323-ФЗ и в проекте данного закона
В проекте закона В принятом законе
Медицинская помощь - комплекс Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей поддержание и (или) восстановление населения в поддержании и здоровья и включающих в себя восстановлении здоровья предоставление медицинских услуг
Диагностика — процесс установления Диагностика — комплекс медицинских
причины развития патологических вмешательств, направленных на проявлений или заболевания распознавание состояний или посредством анализа жалоб установление факта наличия либо пациента, анамнестических данных, отсутствия заболеваний, данных врачебного осмотра, осуществляемых посредством сбора и лабораторных, инструментальных и анализа жалоб пациента, данных его иных методов исследования, анамнеза и осмотра, проведения направленный на определение лабораторных, инструментальных, диагноза, выбор или контроль патологоанатомических и иных лечебных мероприятий исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий Профилактика - комплекс Профилактика - комплекс мероприятий, мероприятий по сохранению и направленных на сохранение и укреплению здоровья населения, укрепление здоровья и включающих в включающий формирование здорового себя формирование здорового образа образа жизни, предупреждение и жизни, предупреждение возникновения раннее выявление заболеваний, и (или) распространения заболеваний, причин и условий их возникновения, их раннее выявление, выявление а также по устранению причин и условий их возникновения и отрицательного воздействия на развития, а также направленных на здоровье факторов внутренней и устранение вредного влияния на внешней среды на популяционном, здоровье человека факторов среды его
групповом и индивидуальном уровнях обитания
Пациент — человек, пользующийся Пациент — физическое лицо, которому медицинскими услугами, независимо оказывается медицинская помощь или от наличия у него заболевания, или которое обратилось за оказанием
обратившийся за оказанием медицинской помощи независимо от медицинских услуг наличия у него заболевания и от его состояния Медицинский работник - лицо, Медицинский работник - физическое работающее в медицинской лицо, которое имеет медицинское или организации, в функциональные иное образование, работает в обязанности которого входит медицинской организации и в трудовые оказание медицинской помощи (должностные) обязанности которого пациенту входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность Лечащий врач - медицинский Лечащий врач - врач, на которого работник, персонально возложены функции по организации и ответственный за оказание непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи пациенту в медицинской помощи в период период его наблюдения и лечения наблюдения за ним и его лечения Медицинская деятельность - Медицинская деятельность - деятельность по выполнению профессиональная деятельность медицинских услуг, направленных на по оказанию медицинской помощи, оказание медицинской помощи проведению медицинских экспертиз, гражданам, проведение медицинских осмотров профилактических, диагностических, и медицинских освидетельствований, лечебных и реабилитационных санитарно-противоэпидемических мероприятий, медицинских (профилактических) мероприятий экспертиз, медицинских осмотров и и профессиональная деятельность, освидетельствований, санитарно- связанная с трансплантацией
эпидемиологических мероприятий, а (пересадкой) органов и (или) тканей, также заготовку органов и тканей в обращением донорской крови и (или) медицинских целях ее компонентов в медицинских целях
Медицинская организация — Медицинская организация — организация любой организационно- юридическое лицо независимо от правовой формы, осуществляющая организационно-правовой формы, медицинскую деятельность. В целях осуществляющее в качестве основного настоящего Федерального закона к (уставного) вида деятельности
медицинским организациям также медицинскую деятельность на относятся индивидуальные основании лицензии, выданной в предприниматели, занимающиеся порядке, установленном частной медицинской практикой законодательством Российской Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность Формирование здорового образа Формирование здорового образа жизни жизни у граждан, начиная с у граждан, начиная с детского детского возраста, обеспечивается возраста, обеспечивается путем государственными органами, проведения мероприятий, направленных
органами местного самоуправления и на информирование граждан о факторах медицинскими организациями путем риска для их здоровья, формирование
проведения мероприятий, мотивации к ведению здорового образа направленных на информирование жизни и создание условий для ведения граждан о факторах риска для их здорового образа жизни, в том числе
здоровья, формирование мотивации к для занятий физической культурой и ведению здорового образа жизни и спортом создание условий для ведения здорового образа жизни
Принцип приоритета Приоритет профилактики в сфере профилактических мероприятий в охраны здоровья обеспечивается сфере охраны здоровья граждан путем: реализуется путем разработки и 1) разработки и реализации программ первоочередного осуществления формирования здорового образа жизни, мероприятий, направленных на в том числе программ снижения предупреждение возникновения, потребления алкоголя и табака, распространения заболеваний, их предупреждения и борьбы с раннее выявление, снижение риска немедицинским потреблением развития заболеваний, причин и наркотических средств и психотропных условий их возникновения, веществ; предупреждение и устранение 2) осуществления отрицательного воздействия на санитарно-противоэпидемических здоровье факторов внутренней и (профилактических) мероприятий; внешней среды, активное 3) осуществления мероприятий по формирование здорового образа предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; 4) проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации
Необходимо отметить, что принятый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по сравнению с проектом закона включает в себя такое важное понятие, как качество медицинской помощи, под которым подразумевается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. В статьи 3 главы 1 «Законодательство в сфере охраны здоровья» в пункте 1 сказано, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Необходимо отметить, что такое содержание и перечень «иных» и «других» законов в пункте 1 статьи 3 не дают основание для публичного обсуждения значимости и правоверности учтенных в нем правовых актов. При этом в тексте пункта 2 сказано, что нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона. В пункте 3 статьи 3 закона говорится, что в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. Содержание пункта 4 статьи 3, по нашему мнению, противоречит вышеуказанным пунктам 2 и 3: «Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Сложно понять содержание пункта 5 статьи 3: «В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора». Таким образом, в первой главе Федерального закона не обозначены такие цели, как: — создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной медицинской помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; — формирование и развитие государственной системы бесплатной медицинской помощи в сфере охраны здоровья населения. Наряду с этим необходимо отметить, что впервые в настоящем Федеральном законе в статьях 12 и 30 определены принципы приоритета профилактических мероприятий в сфере охраны здоровья граждан. Именно приоритет межсекторального формирования здорового образа жизни и профилактики определяет направленность закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Законом определено (статья 24, пункт 4) право создания здравпунктов на предприятиях, а также обязанность работодателей обеспечивать условия для диспансеризации и отпускать работников на диспансеризацию (статья 24, пункт 5). Кроме того, закон вводит отдельный вид медосмотра — периодический медицинский осмотр (статья 46 пункт 3), проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся. В результате обсуждений принципов охраны здоровья граждан (статья 4) их список по сравнению с первой редакцией проекта закона был уточнен и расширен с пяти до девяти: — доступность и качество медицинской помощи; — недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; — приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; — приоритет охраны здоровья детей;
— приоритет профилактики в сфере охраны здоровья граждан; — ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья; — обеспечение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; — соблюдение врачебной тайны;
— социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья. В статье 21 «Право граждан на выбор врача и медицинской организации» раскрыт механизм реализации права граждан на выбор врача и медицинской организации, как в рамках программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, так и в рамках оказания платной медицинской помощи. Закон устанавливает управляемый выбор во избежание перезагруженности медицинской организации и врачей-специалистов. Механизм управляемого выбора позволяет сохранить сбалансированную систему охраны здоровья и медицинской помощи. Таким образом, здоровье населения и сфера охраны здоровья являются важнейшим элементом национального богатства. Именно с такой точки зрения необходимо рассматривать новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник отделения научных основ организации
муниципального здравоохранения ЦНИИ
организации и информатизации здравоохранения Ю.Ю.МЕЛЬНИКОВ
Д-р мед. наук, проф., зав. отделением
научных основ организации
муниципального здравоохранения ЦНИИ
организации и информатизации здравоохранения Ю.А.КОРОТКОВ
Канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник отделения научных основ организации
муниципального здравоохранения ЦНИИ
организации и информатизации здравоохранения Л.А.СКОВЕРДЯК
Старший научный сотрудник отделения
научных основ организации
муниципального здравоохранения ЦНИИ
организации и информатизации здравоохранения Н.И.БЕЗЛАКОВСКАЯ
Подписано в печать
16.07.2012