«Нормативные акты и комментарии для фармации», 2012, N 12
Вопрос: Являюсь ИП, осуществляю фарм. деятельность. За первый квартал ФСС отчет приняли и подписали по пониженному тарифу страховых взносов для всех работников организации. В связи с появившимися разъяснениями Минздравсоцразвития РФ, содержащимися в письме от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 в отношении применения пониженного тарифа страховых взносов только к выплатам работников аптеки с высшим или средним фармацевтическим образованием (провизорам и фармацевтам), ФСС г. Норильска потребовал пересчитать страховые взносы в отношении работников, не имеющих фарм. образования и соответственно доначислить и доплатить недостающие суммы; а также обязал сдать копии документов на всех работников (дипломы, сертификаты, трудовые книжки, а также копию декларации ЕНВД, лицензии, ведомости начисления зарплаты). В конце июня ФСС провел камеральную проверку правильности применения пониженного тарифа на всех работников за 1-ый квартал этого года. По результатам проверки меня привлекли к ответственности в виде наложения штрафа за применение пониженного тарифа страховых взносов к работникам, не являющимися фарм. специалистами, а также начислил пени и штрафы. В связи с этим у меня несколько вопросов: 1. С какого периода имеет право ФСС начислять пени и штрафы: с нового года или с момента выхода этого письма-разъяснения? Ведь приняв отчет за первый квартал с применением льготного тарифа страховых взносов на всех работников и не применяя весь следующий квартал никаких действий, получается, что и ФСС соглашался с этим. 2. Только по окончании второго квартала провели камеральную проверку за первый (причем акт датировали 29.06.2012, а вручили 04.07.2012)? Существует ли какая-нибудь исковая давность, если я правильно выражаюсь, в сроках взыскания пени и штрафов? 3. Если это письмо является разъяснением для всех внебюджетных фондов, почему же Пенсионный фонд не требует до сих пор соответствующего пересчета? Надо ли произвести перерасчет страховых взносов в отношении работников, не имеющих фарм. образования и соответственно доначислить и доплатить недостающие суммы и в Пенсионный фонд? Как это отразить в отчетах в действующей программе? 4. Является ли письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 по поводу начислений взносов с выплат, приходящихся только на фармацевтическую деятельность конкретных физических лиц, официальным? Если нет, то появились ли официальные разъяснения по поводу начислений взносов с выплат, приходящихся только на фармацевтическую деятельность конкретных физических лиц? 5. Можно ли действия ФСС оспорить и как?
Ответ: С 2010 года право разъяснения порядка применения законодательства о страховых взносах предоставлено Минздравсоцразвития России (пункт 2 части 1 статьи 28 Федерального закона РФ от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», Постановление Правительства РФ от 14.09.2009 N 731). Таким образом, письмо Минздравсоцразвития РФ от 13.04.2012 N 19-6/3023271-2288 является официальным разъяснением норм Закона N 212-ФЗ, касающихся льготных страховых тарифов, для аптек, уплачивающих ЕНВД, и плательщики страховых взносов должны следовать этим разъяснениям. Нормы Закона N 212-ФЗ о применении льготных страховых тарифов, прописанные в подпункте 10 пункта 1 статьи 58 Закона N 212-ФЗ применяются с 01.01.2012 г., поэтому применять пониженные тарифы только к выплатам конкретных работников аптеки, необходимо с 01.01.2012 г., несмотря на то, что разъяснения появились только в апреле. Следовательно, чиновники Фонда социального страхования правомерно начислили пени и штрафы с начала года, тоже следуя официальным разъяснениям. Частью 1 статьи 3 Закона N 212-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проводить камеральные проверки организаций. Камеральная проверка проводится на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных организацией, а также других документов о деятельности организации, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (часть 1 статьи 34 Закона N 212-ФЗ). Частью 2 статьи 34 Закона N 212-ФЗ установлено, что камеральная проверка может быть проведена органом контроля в течение трех месяцев со дня представления организацией расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение десяти дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки (часть 1 статьи 38 Закона N 212-ФЗ). Таким образом, в описанном в тексте вопроса случае нарушений сроков камеральной проверки не было. В требовании об уплате недоимки, пеней и штрафа указывается срок, в который предлагается уплатить указанные суммы. Если индивидуальный предприниматель добровольно их не уплатит, органы ПФР и ФСС РФ могут взыскать эти суммы в принудительном порядке с расчетного счета в банке или за счет иного имущества. Для того, чтобы избежать штрафов за недоимку страховых взносов в Пенсионный фонд и ФФОМС, возникшую по тем же основаниям, что и в ФСС, необходимо самостоятельно пересчитать и доплатить взносы в Пенсионный и Медицинский фонд, а также пени за просрочку платежа и сдать уточненный расчет в Пенсионный фонд (статья 17 Закона N 212-ФЗ). В противном случае при выездной проверке Пенсионным фондом будет начислен штраф, а сумма пеней увеличится. В заключение заметим, что, по нашему мнению, чиновники Минздравсоцразвития РФ неправильно трактуют норму закона о выплатах и вознаграждениях, производимых физическим лицам в связи с осуществлением фармацевтической деятельности, поскольку все сотрудники аптеки обеспечивают ее фармацевтическую деятельность в соответствии с лицензионными требованиями. Однако, учитывая нечеткость обсуждаемой законодательной нормы и указанные выше разъяснения в письме Минздравсоцразвития РФ, вряд ли можно надеяться на то, что льготные тарифы будут распространены на всех сотрудников аптеки.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
И.Л.ТИТОВА
12.07.2012