«Менеджер здравоохранения», 2006, N 9
Вопрос: В п. 3 статьи 321.1. Налогового кодекса РФ говорится: «Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения предусмотрено финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств за счет двух источников, то в целях налогообложения принятие таких расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования)». Из ОМС у нас финансируются только 5 основных статей (указанные выше коммунальные услуги, услуги связи, транспортные расходы по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходы по всем видам ремонта основных средств не включены в тарифы по ОМС). На основании этого вышестоящие органы настаивают на том, чтобы в объеме средств целевого финансирования, учитываемого для определения общей суммы доходов, средства ОМС не учитывались. То есть нам предлагают к целевым относить только бюджетные средства. В этом случае доля средств на коммунальные и другие платежи, приходящиеся на предпринимательскую деятельность, резко возрастает, а остающаяся учреждению прибыль снижается. Мы с этим не согласны. Как правильно поступать в этой ситуации?
Ответ: Прежде всего следует отметить, что принцип распределения коммунальных и других расходов, указанный в ст. 321.1. Налогового кодекса РФ, касается именно налогового учета. Наряду с налоговым учетом, существует еще бюджетный (бухгалтерский) учет, управленческий учет. В рамках различных видов учета принципы распределения затрат могут различаться. Поэтому если оставаться в рамках чисто налогового учета, то с вышестоящими органами можно было бы и не спорить — учесть в целевых средствах только бюджетное финансирование, показать тем самым высокую долю коммунальных и других затрат, относимых на предпринимательскую деятельность, получить низкий (заниженный) показатель прибыли или даже ее отсутствие и заплатить меньше налога (вообще не платить, если выявится отсутствие прибыли). А реальное возмещение расходов на коммунальные услуги производить в соответствии с другими принципами в рамках, например, управленческого учета (пропорционально площадям и т.д.). Тем не менее вряд ли налоговые органы согласятся с подобным подходом. Поскольку оказание услуг в системе обязательного медицинского страхования неизбежно требует коммунальных расходов (ведь должны же отапливаться, освещаться палаты, в которых лежат пациенты, госпитализированные по программе ОМС), то они потребуют включения средств ОМС в состав целевого финансирования. И, на наш взгляд, будут совершенно правы. Таким образом, если в Вашем учреждении реальное возмещение затрат на коммунальные услуги и другие цели осуществляется на основе указанной статьи 321.1. Налогового кодекса РФ, Вы можете смело настаивать на своем, да еще к тому же, подкрепиться мнением налоговых органов в своей правоте (уж они-то однозначно будут солидарны с Вами, поскольку при этом Вы увеличите налогооблагаемую прибыль). Наиболее же целесообразным в Вашей ситуации было бы следующее: прописать в одном из документов, регулирующих порядок использования средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности (например, в Положении о порядке использования средств от оказания платных услуг), пункт о том, что коммунальные расходы распределяются по источникам финансирования пропорционально площадям, занимаемым соответствующими подразделениями и т.д. Это для Вас будет выгоднее. При этом порядок распределения других статей расходов (услуг связи и т.д.) может быть иным. Конечно, выбор методик распределения расходов должен быть экономически обоснованным и отражать здравый смысл. Что же касается налогового учета, то при нежелании спорить с вышестоящим органом и заручиться поддержкой налоговых сделайте, как велят вышестоящие органы. Налоговая служба Вас «поправит».
Д.э.н., профессор
Ф.Н.КАДЫРОВ
09.2006