«Рынок БАД», 2007, N 4
Вопрос: Прошу вас разъяснить ситуацию: фирмой для внутреннего пользования с целью профилактики гриппа у сотрудников закупаются готовые лекарственные формы («Тамифлю», маска, мазь оксолиновая и пр.). Товар поступает на свой собственный оптовый фармсклад, а при угрозе гриппа указанные наборы должны быть отпущены в офис компании и там, на месте, розданы каждому сотруднику. Поступившие наборы до раздачи сотрудникам будут храниться у материально-ответственного лица под замком. Как правильно документально оформить данную акцию и на какую нормативную документацию опираться при ее проведении? Допустимо ли это по регламенту Росздравнадзора? Какими приказами СЭС при этом руководствоваться?
Ответ: Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ в рамках обеспечения безопасных условий и охраны труда работодатель обязан обеспечить также санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда. При этом согласно ст. 223 ТК РФ подразумевается, что данная обязанность работодателя реализуется следующим путем: в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, помещения для оказания медицинской помощи, комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой медицинской помощи; устанавливаются аппараты (устройства) для обеспечения работников горячих цехов и участков газированной соленой водой и другое. Кроме этого, в пункте 2 статьи 25 Федерального закона РФ от 30.03.99 N 52-ФЗ (ред. от 30.12.2006) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов РФ к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда. По нашему мнению, приобретение лекарств для обеспечения установленных указанными выше документами требований является обязанностью работодателя. При этом приобретение лекарственных средств для аптечки первой помощи желательно предусмотреть условиями коллективного договора, покупка лекарств определенных наименований лучше оформить приказом руководителя предприятия. Оприходование медикаментов как МПЗ отражается в бухгалтерском учете организации согласно Инструкции по применению Плана счетов по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции, с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Разные дебиторы и кредиторы». В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, стоимость медикаментов, которыми комплектуется аптечка, формирует расходы по обычным видам деятельности и включается в себестоимость проданной продукции (п. 9 ПБУ 10/99). Отпуск медикаментов для комплектования аптечки на основании Инструкции по применению Плана счетов в рассматриваемом случае может быть отражен по дебету счета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 «Материалы». Для целей налогообложения прибыли расходы по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. В рассматриваемом случае такими расходами являются расходы по приобретению медикаментов. Порядок признания даты осуществления расходов при методе начисления установлен ст. 272 НК РФ.
Аудитор юридической
компании «Юнико-94»
Л.П.ПОЛЕВАЯ
18.05.2007