«Фармацевтическое обозрение. Нормативные акты и комментарии», 2003, N 3
Вопрос: Письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 декабря 2002 года N 01-06/50961 не рассматривается как подакцизная лекарственная спиртосодержащая продукция. Позволяют ли Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» Министерства по налогам и сборам Российской Федерации рассматривать лекарственную спиртосодержащую продукцию как неподакцизную?
Ответ: Письмом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 24 декабря 2002 года N 01-06/50961 утверждены Методические рекомендации о порядке применения таможенными органами Российской Федерации акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, которые вводятся в действие с 1 января 2003 года и разработаны в связи с тем, что Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) предусмотрено внесение с 1 января 2003 года изменений и дополнений в главу 22 «Акцизы» по порядку применения акцизов в отношении подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Следует заметить при этом, что формулировка подпункта 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса действует в 2003 году в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ. То есть положение о разливе лекарственных спиртосодержащих средств в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в целях отнесения данной продукции к неподакцизной сохраняет свою силу. Формулировка подпункта 2 пункта 1 раздела 1 Общих положений Методических рекомендаций таможенных органов полностью повторяет формулировку подпункта 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса и также указывает в качестве обязательного условия освобождения от акцизов разлив спиртосодержащих лекарственных средств в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (подакцизные товары) также позволяют не рассматривать в качестве подакцизной определенные лекарственные спиртосодержащие лекарственные средства, но только в строгом соответствии с положением подпункта 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса. Последняя редакция Методических рекомендаций была утверждена приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 6.08.2002 N БГ-3-03/417 и отражает изменения, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом от 29.05.2002 N 57-ФЗ. Пункт 2.2.1. данных Методических рекомендаций содержит анализ положения подпункта 2 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса о том, что не рассматриваются как подакцизная продукция лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В результате анализа делается вывод о том, что основанием для освобождения от уплаты акцизов данной продукции является ее регистрация Министерством здравоохранения Российской Федерации, а при изготовлении ее аптечными организациями-индивидуальный рецепт или требования лечебных организаций, заверенные в установленном порядке. При этом обращается внимание на то, что, во-первых, исключена из числа подакцизных товаров спиртосодержащая продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, и, во-вторых, что все спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, даже при соблюдении вышеперечисленных условий, рассматриваются как неподакцизные товары только в случае, если они разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В какой-то степени указание на то, что из числа подакцизных товаров исключена спиртосодержащая продукция, отпускаемая аптечными организациями лечебным организациям по их требованиям, может повлечь неверный вывод о том, что данная продукция будет являться неподакцизной независимо от того, в какие емкости она была разлита. Однако следует обратить внимание на то, что далее в пункте 2.2.1. Методических рекомендаций говорится о необходимости соблюдения условия разлива лекарственных спиртосодержащих средств в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, даже при выполнении других условий, среди которых в Методических рекомендациях перечисляются наличие индивидуального рецепта или требования лечебных организаций, заверенных в установленном порядке (при изготовлении лекарственных спиртосодержащих средств аптечными организациями). Таким образом, Методические рекомендации, утвержденные Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, и Методические рекомендации, утвержденные Министерством по налогам и сборам Российской Федерации, не находятся в противоречии с положениями Налогового кодекса и не содержат иных, чем это предусмотрено Налоговым кодексом, трактовок условий для освобождения лекарственных спиртосодержащих средств от обложения акцизами.
Советник налоговой службы
Российской Федерации III ранга
М.Н.МИХАЙЛОВ
Подписано в печать
10.03.2003