ВОПРОС: Фармацевтическое предприятие осуществляет торговлю импортными лекарственными средствами. Транспортировка лекарств не включается в контрактную стоимость и оплачивается в наличных рублях российской авиакомпании. Прием наличных денег за оплату оказанных услуг осуществляется без применения контрольно — кассовых машин. Вместо чека нам выдают грузовую авианакладную. Является ли грузовая авианакладная бланком строгой отчетности, подтверждающим факт оплаты платежа наличными?
ОТВЕТ: В соответствии с п. 1 «а» Постановления Правительства Российской Федерации N 1364 от 21.11.98 г. расчеты с населением без применения контрольно — кассовых машин могут производить отдельные организации в силу специфики своей деятельности в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно — кассовым машинам. Согласно п. 2.16 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденного Министерством финансов СССР 29.07.83 г. N 105, бланки форм первичных документов, отнесенные к бланкам строгой отчетности, должны быть пронумерованы в порядке, установленном министерствами и ведомствами (нумератором, типографским способом). Минфин РФ по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно — кассовым машинам в письме N 16-00-27-23 от 29.05.98 г. утвердил форму перевозочных документов, которые могут использоваться при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения контрольно — кассовых машин на воздушном транспорте в качестве бланков строгой отчетности сроком действия до 1 января 1999 года. Государственная межведомственная экспертная комиссия по контрольно — кассовым машинам в декабре 1998 года проинформировала Госналогслужбу Российской Федерации о том, что рассмотрение вопросов о согласовании на 1999 год бланков перевозочных билетов, применяемых на воздушном транспорте, в качестве документов строгой отчетности, решения по которым должны были состояться до конца 1998 года, переносится на январь — февраль 1999 года, в связи с чем Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в письме от 14.01.99 г. N ГБ-6-16/27 обязывает налоговые органы на местах до 1 марта 1999 г. воздержаться от применения штрафных санкций к организациям авиационной службы. В соответствии с п. 8 Письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N ВГ-6-16/191 от 22.03.99 г. «О решении Государственной Межведомственной экспертной комиссии по контрольно — кассовым машинам от 10.02.99 г.» оформление авиаперевозок с применением собственных перевозочных документов перевозчика с 1 июня 1999 года разрешено проводить только с использованием контрольно — кассовых машин с фискальной памятью, включенных в Государственный реестр контрольно — кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Однако, письмом N АС-6-16/483 был продлен до 1 января 2000 года срок выполнения решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно — кассовым машинам от 10 февраля 1999 года (п. 8 письма МНС РФ от 22.03.99 г. N ВГ-6-16/191), предусматривающего оформление авиаперевозок с применением собственных перевозочных документов перевозчика только с использованием контрольно — кассовых машин, включенных в Государственный реестр контрольно — кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации. Таким образом, до 1 января 2000 г. бланки перевозочных документов, установленного образца могут использоваться при осуществлении денежных расчетов с населением для учета денежных средств без применения контрольно — кассовых машин. В дальнейшем применение бланков перевозочных документов на воздушном транспорте необходимо согласовать с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно — кассовым машинам.
Аудитор юридической фирмы
ЗАО «Юнико-94»
И.Л.МИЛУШИНА
10.1999