«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 12
СВЕРКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Учреждения здравоохранения, как и любой плательщик, по итогам года осуществляют сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и сборам. Проведение данного мероприятия особенно актуально, когда у учреждения и налоговиков возникают расхождения по суммам начисленных и уплаченных налогов. В статье рассказано о том, как провести сверку расчетов с бюджетом и какие действия предпринять по ее результатам.
Обязательна ли сверка по налогам и когда ее можно проводить?
В настоящее время порядок проведения сверки регулируется разд. 3 Регламента организации работы с налогоплательщиками <> (далее — Регламент) (Письмо ФНС России от 08.05.2007 N СК-6-25/375@). В нем приведен ряд случаев, когда данное мероприятие налогового контроля проводится в обязательном порядке: — ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками; — при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую; — при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации; — в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах (например, при зачете или возврате излишне уплаченного учреждением налога).
<> Утвержден Приказом ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@.
Кроме того, налогоплательщик может провести сверку расчетов с бюджетом по собственной инициативе по завершении календарного года, являющегося налоговым периодом для многих налогов и сборов. При этом в Налоговом кодексе не установлено ограничение периода, который может быть охвачен сверкой начисленных и уплаченных налогов и сборов. Медицинские учреждения, которые регулярно осуществляют сверку расчетов с бюджетом, проводят данное мероприятие за календарный год. Такая регулярность осуществления сверки упрощает проведение этой процедуры и позволяет не накапливать ошибки и расхождения нескольких налоговых периодов. Поэтому учреждению здравоохранения лучше не ждать наступления оснований, при которых сверка проводится в обязательном порядке, а проявить самому инициативу в осуществлении сверки расчетов с бюджетом по итогам налогового периода.
Порядок проведения сверки по инициативе учреждения
Основанием для проведения совместной сверки по инициативе налогоплательщика является письменное заявление, составляемое в произвольной форме <>. Главное — указать существенную информацию, необходимую для проведения сверки расчетов: наименование бюджетного учреждения (также его ИНН, КПП), период сверки, список налогов и соответствующие им КБК <*>. Если к этому учреждение добавит свои данные о суммах начисленных и уплаченных им налогов, то инспекторам будет проще провести процедуру сверки. Налогоплательщику нужно помнить, что заявление составляется в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка инспекции о приеме заявления, для того чтобы у налоговиков не было желания затягивать сверку расчетов с налогоплательщиком.
<> Как вариант учреждение здравоохранения может взять за основу ранее действовавший бланк заявления, утвержденный Приказом ФНС России от 11.01.2007 N САЭ-3-25/2@. <*> Если не будут указаны конкретные налоги, то сверка будет проведена по всем налоговым обязательствам заявителя.
На проведение рассматриваемого мероприятия по инициативе налогоплательщика инспекторам дается 5 рабочих дней, по завершении которых должностное лицо формирует официальный документ — акт сверки. Общий срок сверки не должен превышать 10 рабочих дней (при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика). Этот период может быть увеличен до 15 рабочих дней, если в результате сверки выявлены расхождения между данными инспекции и налогоплательщика. Итоговый документ при проведении указанного мероприятия — акт сверки. В Регламенте дана ссылка на форму акта сверки, утвержденную Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@. Однако в настоящее время приоритет имеет форма акта сверки, утвержденная более поздним документом — Приказом ФНС России от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@. В нем два раздела, которые заполняются отдельно по каждому виду налога (сбора). В разд. 1 указывается сальдо расчетов задолженности по налогам (сборам) с разбивкой на недоимку, переплату, отсроченные (рассроченные) платежи, приостановленные к взысканию платежи, реструктуризированная задолженность. В нем также приводятся суммы, фактически перечисленные налогоплательщиками, но не поступившие в бюджет, и невыясненные платежи. Если все показатели сходятся и в акте не указываются потерявшиеся суммы, бухгалтер может подписать его с пометкой «Согласовано без разногласий», после чего сверка расчетов считается завершенной. Раздел 2 акта заполняется, как правило, тогда, когда выявлены расхождения между данными инспекторов и налогоплательщика. В этом разделе все вышеперечисленные сведения отражаются более развернуто, в четырех столбцах, один из которых заполняется по данным налогового органа, другой — по данным налогоплательщика. Напротив каждого вида задолженности фиксируются расхождения (при наличии таковых) и результаты совместной сверки. В дополнение к этому есть еще одна детализация задолженности по сальдо на начало и конец сверяемого периода и по сумме задолженности, образовавшейся в сверяемом периоде. При наличии расхождений в графе «Отметка налогоплательщика о расхождениях» следует указать сумму в рублях по данным плательщика, подписать акт с отметкой «Согласовано с разногласиями». В заключительной части акта сверки приводятся выявленные разногласия, объяснения их причин, предложения налогового органа и налогоплательщика. При выявлении разногласий, требующих устранения в судебном порядке, разд. 2 акта сверки расчетов подписывается с формулировкой «Разногласия не устранены» с указанием причины разногласий и предложений по их устранению. На этом можно считать завершенной сверку расчетов с бюджетом, далее для урегулирования расхождений и разногласий осуществляются другие процедуры, предусмотренные налоговым законодательством.
Причины расхождений данных налоговой инспекции и учреждения
Расхождения, выявляемые при сверке расчетов с бюджетом, могут быть допущены по вине либо налогоплательщика, либо налоговиков, третьего не дано. Начнем с налоговиков, по вине которых может возникнуть неразбериха в лицевых счетах налогоплательщиков. Как показывает практика, порой инспекторы так завалены работой, что просто не успевают вовремя разносить платежки или вводить отчетность налогоплательщиков, что приводит к несвоевременному отражению всей информации в карточке лицевого счета. В итоге сравнить расчеты с первого раза не всегда удается. В таком случае инспектор, проводивший сверку, направляет служебную записку в отдел, допустивший оплошность. В течение пяти дней виновник исправляет ошибку и возвращает окончательный результат в отдел работы с плательщиками. После этого снова формируется акт сверки с учетом внесенных изменений. Представим обратную ситуацию, когда расхождения возникли по вине налогоплательщика. Тогда инспектор готовит уведомление и направляет его налогоплательщику (п. 3.4.6. Регламента). В уведомлении указывается, что ошибка, выявленная по результатам сверки, допущена налогоплательщиком, поэтому он должен искать причины расхождения своих сведений с данными инспекции. Налогоплательщику можно посоветовать проверить свои данные еще раз и при обнаружении ошибки подать в инспекцию уточненную декларацию за период, охватываемый сверкой расчетов. Для представления уточненной декларации не установлено сроков — ее можно подать в любой момент, как только будут выявлены ошибки в расчетах с бюджетом по налогам. По результатам сверки может оказаться, что налогоплательщик уплатил в бюджет меньше, чем начислил. Тогда причина, возможно, кроется в ошибках, допущенных при заполнении платежного поручения, которые попадают в недошедшие налоговые платежи. Для того чтобы избежать таких последствий, нужно уделить внимание заполнению платежных документов.
Нюансы заполнения налоговых платежек учреждениями
Платежное поручение как расчетный документ оформляется на бланке установленной формы, которая приведена в Приложении 1 к Положению о безналичных расчетах в РФ <>. В платежном поручении отражается вся информация, необходимая для проведения безналичных расчетов между юридическими лицами. В контексте данной статьи нас интересует информация, которая указывается при перечислении налогов. Для таких сведений в платежном поручении предусмотрены специальные поля (101 и 104-110). При этом Правила заполнения расчетных документов по налогам, сборам и иным подобным платежам утверждены Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н.
<> Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
Заметим, в Правила указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей, утвержденные Приказом Минфина России N 106н, внесены изменения Приказом Минфина России от 01.10.2009 N 102н. В нем уточнено, что расчетные документы, плательщиками по которым являются получатели средств бюджета, заполняются по каждому получателю средств бюджета в соответствии с правилами, установленными Положением о безналичных расчетах в РФ. В Приказе Минфина России N 102н также сказано, что информация, идентифицирующая плательщика, получателя средств и платеж, указываемая в расчетных документах, является обязательной к заполнению. Напомним порядок заполнения основных полей платежки на перечисление налогов: 101, 104-110. Поле 101. Данный показатель определяет статус налогоплательщика. Перечислим основные коды, которые могут быть указаны бюджетным учреждением в этом поле при перечислении налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды: — 01 — при перечислении в бюджет налога на прибыль, НДС, налога на имущество, транспортного налога, взноса на страхование от несчастных случаев; — 02 — при перечислении от имени налогового агента НДФЛ в бюджет за работников учреждения, а также при перечислении НДС, если учреждение выступает в роли налогового агента — арендатора муниципального или государственного недвижимого имущества; — 14 — при перечислении ЕСН и взносов на обязательное пенсионное страхование работников от имени налогоплательщика, производящего выплаты физическим лицам. Остановимся на последнем двузначном показателе статуса (14). По поводу его применения у бюджетных учреждений могут возникнуть сомнения, однако в Приказе Минфина России N 102н есть прямое указание на пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, в котором поименованы организации, выступающие в роли плательщиков ЕСН. К ним относятся и бюджетные учреждения, поэтому они тоже указывают двузначный код статуса (14) при перечислении ЕСН в бюджет и взносов на страхование работников в Пенсионный фонд, уплату которых пока также контролируют налоговые органы. Следующие налоговые поля (104-110) выделены в платежке в отдельную строку. Поле 104. В нем указывается показатель кода дохода бюджетной классификации конкретного налога, который имеет 20 знаков и может быть только один в расчетном документе. Данные для заполнения этого показателя бюджетное учреждение может взять из Приложения 6 «Главные администраторы доходов бюджетов бюджетной системы РФ» к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ <>. Например, при перечислении налога на прибыль организаций в платежном поручении указывается код 182 101 01000 00 0000 110, а НДФЛ — 182 101 02000 01 0000 110.
<> Утверждены Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н.
Если бюджетное учреждение неправильно указало в платежном поручении КБК, то это еще не повод для штрафа. Обязанность по уплате налога признается исполненной, если в платежном поручении правильно указаны счет казначейства и банк получателя. Поэтому, даже если в результате ошибки в КБК сумма поступила в бюджет другого уровня, возможно уточнение платежа и исправление ошибки в КБК (Постановления ФАС МО от 03.07.2008 N К-А40/5715-08, ФАС ВВО от 18.08.2008 по делу N А38-407/2008-4-53, ФАС ДВО от 30.03.2009 N Ф03-1121/2009). Однако на практике налоговики считают, что ошибка в КБК, которая привела к перечислению налога в бюджет другого уровня, является неисполнением обязанности по уплате налогов, то есть уточнение КБК может производиться в рамках одного и того же бюджета. Данная позиция ошибочна и может быть успешно оспорена в судебном порядке (Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2009 по делу N А45-8082/2009). Поле 105. Порядок заполнения данного поля платежного поручения практически одинаков для всех налогов. В нем указывается код ОКАТО, который бухгалтер может взять из двух источников: непосредственно из Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 <> или из свидетельства о регистрации бюджетного учреждения в органах статистики.
<> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 413.
Поле 106. Здесь необходима информация для идентификации налогового платежа по основанию. Наиболее часто применяемое добросовестными плательщиками налогов обозначение ТП — это платежи текущего года. Для недобросовестных плательщиков предназначены варианты оснований: ЗД — добровольное погашение задолженности по прошлым периодам; ТР — погашение задолженности по требованию налогового органа; АП — погашение задолженности по акту проведенной проверки. Если учреждение по каким-либо причинам не заполнило поле, то инспекторы самостоятельно идентифицируют налоговый платеж по наиболее подходящему основанию. Поле 107 платежного поручения заполняется в отношении каждого налога (авансового платежа) индивидуально, в зависимости от периодичности уплаты, которая может быть месячной, квартальной, полугодовой или годовой. Это определяет первые два символа для заполнения данного поля (МС — месячный, КВ — квартальный, ПЛ — полугодовой, ГД — годовой платеж). В дополнение к периодичности в поле указываются месяц (квартал, полугодие) и год, за которые перечисляется платеж (например, МС.11.2009 означает перечисление платежа за ноябрь 2009 г., а указание ГД.2009 — платеж за 2009 г.). Поля 108 и 109. Эти поля заполняются обычно нулевыми показателями, если бюджетное учреждение является добросовестным налогоплательщиком. В противном случае в поле 108 указывается номер документа, обусловливающего не добровольную, а принудительную уплату налога (в числе таких документов могут быть требование об уплате налога, акт проверки, решение об отсрочке, рассрочке, реструктуризации задолженности и др.). В поле 109 платежного поручения проставляется дата документа, на основании которого налоговый платеж уплачивается в принудительном порядке. В отношении текущих добровольных платежей плательщик может поставить в поле 109 дату подписи декларации (расчета), представленной в инспекцию. Но часто платежи уплачиваются раньше, чем представляются декларации (авансовые расчеты), поэтому в таком случае при погашении задолженности по истекшим периодам в поле проставляется нулевой показатель. Поле 110. Оно по праву является последним в «налоговой» строке платежного поручения. В данном поле указывается тип платежа. Мы перечислим наиболее распространенные: НС — уплата налога или сбора;
ГП — уплата пошлины;
ВЗ — уплата взноса;
ПЕ — уплата пени;
СА — уплата санкций.
Скажем несколько слов еще об одном поле, при заполнении которого возникает путаница при перечислении налогов и сборов. Речь идет о поле 21, в котором указывается очередность платежа. Сотрудники банка рекомендуют руководствоваться ст. 855 ГК РФ, в которой прописана очередность списания денежных средств со счета. Отчислениям в Пенсионный фонд, ФСС и ФОМС присвоена третья очередность (ЕСН в ФСС, ФФОМС и ТФОМС). В четвертую очередь ставятся платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди (налог на прибыль, НДС, НДФЛ, налог на имущество, транспортный налог). Отдельное внимание нужно уделить полю «Назначение платежа». В нем, как правило, отражается дополнительная информация, необходимая для идентификации платежа. Так, при перечислении платежей во внебюджетные фонды можно указать регистрационный номер свидетельства о постановке на учет бюджетного учреждения в качестве страхователя. Плюс к этому можно идентифицировать составляющие взносов (например, ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет, или страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной или страховой части трудовой пенсии). В отношении других налоговых платежей можно указать другие нюансы. В частности, если учреждение перечисляет НДС равными частями за налоговый период, то оно может указать, какая часть налогового платежа перечисляется. Приведем пример заполнения платежного поручения. Учреждение здравоохранения «Городская больница» имеет следующие идентификационные данные: ИНН 5257088101, КПП 525701001, счет в казначействе 40101810400000011102, БИК 042202001. Платежным поручением оно уплачивает вторую часть платежа по начисленному за III квартал 2009 г. НДС в размере 10 510 руб. по сроку 20.11.2009. Платежные поручения во многих учреждениях заполняются с использованием программно-прикладного продукта, что сводит к минимуму ошибки при заполнении платежек, тем не менее они все же иногда возникают. Причины могут быть самые разные, ведь вводит данные в программу бухгалтер, который не застрахован от ошибок. Представим худший вариант. В одном из налоговых полей платежки допущена ошибка, тогда налоговики могут внести такой платеж в карточку другого налога и у плательщика возникнет недоимка и пени по нужному платежу. Что предпринять в такой ситуации?
0401060
Поступ. в банк плат. Списано со сч. плат.
20.11.2009 ПЛАТЕЖНОЕ ПОРУЧЕНИЕ N 110 ————— ___________________ 01
Дата Вид платежа (101)
Сумма Десять тысяч рублей 00 копеек
прописью
ИНН 5257088101 КПП 525701001 Сумма 10 510-00
Бюджетное учреждение «Городская больница»
Сч. N 40101810400000011102 Плательщик
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. БИК 042202001 г. Нижний Новгород
Сч. N Банк плательщика
ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл. БИК 042202001 г. Нижний Новгород
Сч. N Банк получателя
ИНН 5257046101 КПП 525701001 Сч. N 40101810400000010002
Управление Федерального казначейства по Нижегородской области (ИФНС России Вид оп. 01 Срок плат. г. Н. Новгород)
Наз. пл. Очер. плат. 4 (21)
Получатель Код Рез. поле
182 103 01000 01 0000 110 22401000000 ТП КВ.03.2009 0 0 НС (104) (105) (106) (108) (109) (110)
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (вторая часть платежа за III квартал 2009 г.)
Назначение платежа
Подписи Отметки банка
М.П.
Если в платежном поручении допущены ошибки?
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему РФ, он вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип платежа, налоговый период или статус плательщика. В заявлении, составленном в произвольной форме, указываются сведения о платежном поручении, заполненном с ошибкой, а также приводятся правильные реквизиты налогового платежа. К заявлению следует приложить копии документов, подтверждающих уплату указанного налога и перечисление его в бюджетную систему. Подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет казначейства. Это может произойти, если неправильно указан номер счета или наименование банка получателя, что случается крайне редко. Как правило, деньги доходят до счета казначейства, поэтому бухгалтеру не стоит отчаиваться и необходимо принять предусмотренные законодательством меры по уточнению ошибочного платежа. После подачи заявления и уточняющих документов может быть проведена совместная сверка уплаченных учреждением налогов (по предложению налогового органа или налогоплательщика). При этом инспекторы имеют право потребовать от банка копию поручения плательщика на перечисление налога, оформленного с ошибкой. На это банку отводится пять дней со дня получения требования налоговиков. Далее на основании заявления плательщика и акта совместной сверки уплаченных налогов (если сверка проводилась) инспекция принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога в бюджет на соответствующий счет казначейства. Форма решения об уточнении платежа утверждена Приказом ФНС России от 02.04.2007 N ММ-3-10/187@. На основании данного решения уплаченная сумма налога правильно отражается в карточке расчетов с бюджетом, а пени, начисленные за период ошибочного перечисления налога, сторнируются. И еще. В последнее время отдельные инспекции на своих сайтах предоставляют сервис, позволяющий налогоплательщику правильно составить платежное поручение. Если у бухгалтера имеются сомнения по поводу заполнения платежного документа по тому или иному налогу, то есть резон проверить себя с помощью подобного сервиса. Нужно только найти в Интернете свою налоговую инспекцию и правильно указать данные о налогоплательщике и налоговом платеже, на который составляется платежка. После этого бухгалтеру не составит труда распечатать платежку с сайта налоговиков и отправить платеж по назначению.
Можно ли вернуть переплату налога?
Как показывает практика, при расчетах с бюджетом возникает не только недоимка, но и переплата налогов и сборов. Факт, свидетельствующий о возможно излишней уплате налога, является одним из оснований для проведения совместной сверки расчетов по налогам и сборам. Она осуществляется по предложению либо налогового органа, который при выявлении переплаты должен известить об этом налогоплательщика в течение 10 рабочих дней, либо самого налогоплательщика, обнаружившего переплату (п. 3 ст. 78 НК РФ). После сверки расчетов с бюджетом и подтверждения факта переплаты налога может быть произведен ее зачет в счет предстоящих платежей по налогам, погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения. Зачет возможен в отношении налогов одного уровня. В частности, сумма переплаты по одному федеральному налогу (например, НДС) может быть зачтена в счет погашения недоимки (или в счет предстоящих платежей) по другому федеральному налогу (например, налогу на прибыль, ЕСН) (Письмо Минфина России от 19.02.2009 N 03-02-07/1-81). Другой вариант — возврат переплаты налога на расчетный счет налогоплательщика, при условии, что у него нет недоимки (задолженности) по налогам. Налоговики неохотно идут на возврат налога, им проще провести зачет, поэтому они могут чинить налогоплательщику препятствия в возврате налога. Одно из них — проведение камеральной проверки перед возвратом, однако если переплата выявлена в ходе сверки расчетов с бюджетом, то проведение такой проверки — не более чем уточняющее мероприятие, которое не должно препятствовать возврату переплаты налогоплательщику. Для возврата переплаты налога установлен срок — не более трех лет (п. 7 ст. 78 НК РФ). При этом финансовое ведомство в Письме от 01.06.2009 N 03-02-07/1-281 допускает возможность возврата суммы переплаты налога и после истечения установленного срока. Плательщик в таком случае может потребовать вернуть переплату в судебном порядке. Заметим, переплату по «зарплатным» налогам (ЕСН, пенсионным взносам) пока возвращать обязаны налоговые органы (Письма Минфина России от 12.05.2008 N 03-02-07/2-87, Минздравсоцразвития России от 17.04.2008 N 2187-ПР). Со следующего года переплату страховых взносов, которые будут перечисляться вместо ЕСН, возвращать будут соответствующие внебюджетные фонды — получатели страховых взносов.
Каковы перспективы сверки расчетов?
В настоящее время проводится работа по внедрению государственной услуги по информированию налогоплательщиков — физических лиц о суммах задолженности по налогам, текущих начислениях и платежах с использованием интернет-технологий. Уже сегодня в отдельных регионах налогоплательщики — физические лица с любого удобного места с доступом в Интернет могут оперативно ознакомиться со своими налоговыми обязательствами, автоматически сформировать платежный документ и осуществить платеж удобным для них способом. Думаем, в будущем появится возможность оперативной сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам у организаций и бюджетных учреждений.
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
С.КРАВЧЕНКО
Подписано в печать
26.11.2009