«Фармацевтический вестник», 2008, N 31
СТРАТЕГИЯ — 2020 ВОШЛА В ПРАВИТЕЛЬСТВО
Министерство промышленности и торговли РФ направило на согласование в Правительство России проект «Стратегии развития фармпромышленности до 2020 г.». В Минпромторге уверяют, что большая часть замечаний и предложений в проекте стратегии ведомством были учтены. Однако на жесткую критику проекта Минфином в министерстве, похоже, внимания не обратили. В частности, предложение о распространении льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу на предприятия, выпускающие фармпродукцию, а также введение преференций по налогу на прибыль организаций отдельным налогоплательщикам (эти пункты стратегии особенно волновали представителей Минфина) ведомством были сохранены.
Как сообщила 26 сентября пресс-служба Министерства промышленности и торговли, ведомство направило проект «Стратегии развития фармпромышленности России на период до 2020 г.» на согласование в Правительство России. Это событие охотно комментировал глава Минпромторга России Виктор Христенко во время посещения ОАО «Национальные биотехнологии», выпускающего генно-инженерный инсулин. По его словам, внесенный в правительство проект Стратегии — 2020 «является синтезом приоритетов государства и возможностей бизнеса, продуктом частно-государственного партнерства». «Документ построен на экономических оценках, учитывающих долгосрочные изменения, как на внутреннем, так и на глобальном фармрынке. В частности, с 2004 по 2007 г. объем российского фармрынка увеличился в два раза. По нашим оценкам, к 2020 г. рынок может вырасти еще в пять раз. Проект стратегии отвечает на вопрос, что нам надо сделать, чтобы этот рост стал драйвером развития крупного высокотехнологичного сегмента российской промышленности», — подчеркнул Виктор Христенко. Как уже сообщал «ФВ» (N 26 от 26 августа 2008 г.), стратегию ее авторы предлагают внедрить в два захода. Первый, так называемый инвестиционный, этап будет запущен уже в этом году и продлится до 2013 г. Он подразумевает организацию производства импортозамещающих дженериковых препаратов, а также организацию производства по лицензии препаратов, не имеющих отечественных аналогов. Второй этап, инновационный, подразумевает разработку и производство отечественных импортозамещающих инновационных ЛС для внутреннего рынка, разработку и производство отечественных инновационных ЛС, способных конкурировать на мировом рынке. Документом предполагается, что уже на первом этапе в Налоговый кодекс будут внесены дополнения, позволяющие отнести расходы всех этапов создания инновационных субстанций на себестоимость продукции производителей. Также планируется увеличение амортизационной премии для фармпредприятий, производящих субстанции, до 30% от стоимости вводимых основных фондов; возвращение в Налоговый кодекс нормы, освобождающей от налога до 50% прибыли, направленной на техническое перевооружение предприятия; освобождение производителей субстанций от НДС; внесение в ФЗ N 94 о госзаказе других законодательных актов и дополнений, гарантирующих организацию госзакупок тем производителям, которые выпускают ЛС из отечественных субстанций. В стратегии отмечается необходимость внесения в бюджет Банка развития средств для выдачи инвестиционных кредитов фармпроизводителям, которые работают в сфере производства современных субстанций. Документом предполагается введение 18%-ного НДС на импортируемые фармацевтические субстанции и на ввозимые ГЛС, а также повышение таможенных пошлин на все ЛС, субстанции которых потеряли патентную защиту, и установление премии в размере 20% на все ЛС, произведенные на территории РФ, при проведении конкурсов по закупкам с использованием средств бюджетов всех уровней, а также отмена регистрации субстанций (при этом контроль качества за готовыми лекарственными формами будет ужесточен). Отдельным пунктом в документе говорится о скорейшем создании и утверждении XII Государственной фармакопеи, упрощении порядка получения инвестиционного налогового кредита теми предприятиями, которые инвестируют в капитальные вложения на строительство и модернизацию производственных мощностей согласно требованиям GMP. По словам Виктора Христенко, Минпромторг активно взаимодействует с Минздравсоцразвития России и другими ведомствами в части оптимизации правовой базы. «Идут переговоры с институтами развития по поводу создания инструментов, заточенных на фармацевтическую тематику», — добавляет он. Как подчеркивается в сообщении Минпромторга, большая часть замечаний и предложений учтены в проекте стратегии. Вместе с тем, как подчеркнул глава Минпромторга России, продолжается очень активный, структурированный диалог и с коллегами из других ведомств, и с бизнес-сообществом. Однако в проекте стратегии, направленном в правительство, проигнорированы замечания Минфина, обнародованные в начале сентября. Специалисты Минфина, в частности, настаивали на исключении предложения о распространении льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу на предприятия, выпускающие фармпродукцию, в т.ч. субстанции. Также Минфин не поддержал предложение Минпромторга об установлении в отношении готовых лекарственных средств, ввозимых на территорию Российской Федерации, ставки налога на добавленную стоимость в размере 18% взамен действующей ставки налога в размере 10%. В Минфине уверены, что принятие положительного решения по вопросу освобождения фармпроизводителей, в т.ч. фармсубстанций, от НДС создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов другими налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в сфере производства и обращения лекарственных средств. В Минпромторге объяснить, почему замечания Минфина не были учтены, отказались, отметив лишь, что ожидается еще ряд согласительных совещаний. Получить комментарий от Минфина на момент подписания номера не удалось.
О.МАКАРКИНА
Подписано в печать
07.10.2008