«Советник бухгалтера в здравоохранении», 2005, N 6
ПРАКТИКА ПЕРЕХОДА НА БЮДЖЕТНЫЙ УЧЕТ
Для перехода на новый План счетов в соответствии с Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н следует провести ряд организационно-технических мероприятий, в частности: — издать приказ о переходе на бюджетный учет; — утвердить рабочий план счетов;
— разработать таблицу переноса сальдовых остатков по состоянию на 1 января 2005 г. и оборотов на реальную дату перехода на новый План счетов; — разработать учетную политику по ведению бюджетного учета в 2005 г.; — разработать схемы типовых операций по блокам ведения учета.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
При подготовке проекта приказа необходимо учитывать материально-техническое оснащение бухгалтерии и выбор программного обеспечения. Если бухгалтерия технически не оснащена компьютерами и не выбрана программа, в которой должен вестись учет, то вначале требуется организационно-техническая подготовка и приказ будет направлен именно на техническое оснащение, выбор программы и обучение кадров. В этом случае руководитель должен обеспечить непрерывность бухгалтерского учета в старом Плане счетов и подготовку отчетности по сопоставимости счетов, ведь никто не изменит срок по отчетности. Некоторые вышестоящие организации в приказном порядке «заставили» свои подведомственные учреждения составить отчетность за 6 месяцев в новом Плане счетов. Может, это и разумно, поскольку такие жесткие рамки приведут к дисциплине: если не начато внедрение новой Инструкции, то каждый призадумается и для того, чтобы составить отчет по новой форме, станет изучать новые правила ведения учета по Инструкции от 26.08.2004 N 70н.
КАК СОСТАВИТЬ ПРИКАЗ О ПЕРЕХОДЕ НА НОВЫЙ ПЛАН СЧЕТОВ?
В целях оказания помощи приводим некоторые образцы.
Образец приказа N 1
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Клиническая больница г. Москвы Приказ г. Москва N 4530 01.11.2005 о мерах по организационно-технической подготовке к переходу на новую Инструкцию В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,
утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н,
Приказываю:
- Главному бухгалтеру А.П.Ивановой и руководителям структурных подразделений на правах филиалов и представительств:
- обеспечить переход к применению Инструкции по бюджетному учету с 1 января 2005 г.;
- считать датой перехода на новый План счетов бюджетного учета 1 января 2005 г. и обеспечить непрерывность учета независимо от того, когда будет осуществлен полный переход на новую Инструкцию;
- разработать мероприятия по переходу к применению Инструкции по бюджетному учету, подобрать программное обеспечение и направить на обучение сотрудников бухгалтерии.
- Зам. главного врача по экономическим вопросам Б.Д.Петрик обеспечить бухгалтерию необходимой компьютерной техникой.
Главный врач Н.Г.Петров
Образец приказа N 2
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Клиническая больница г. Москвы Приказ г. Москва N 45 15.03.2005 О переходе на бюджетный учет В соответствии с Инструкцией по бюджетному учету,
утвержденной Приказом Минфина России от 26.08.2004 N 70н, и Методическими указаниями по внедрению Инструкции бюджетного учета от 24.02.2005 N 26н
Приказываю:
- Главному бухгалтеру А.П.Ивановой и руководителям структурных подразделений на правах филиалов и представительств:
- обеспечить переход к применению Инструкции по бюджетному учету до 1 октября 2005 г.;
- считать датой перехода на новый План счетов бюджетного учета 1 января 2005 г.;
- разработать мероприятия по переходу к применению Инструкции по бюджетному учету, установить сроки завершения мероприятий и назначить ответственных.
- Главному бухгалтеру А.П.Ивановой организовать проведение семинара-совещания с главными бухгалтерами структурных подразделений по разъяснению методики перехода на новый план счетов бюджетного учета и составлению отчетности на 1 июля 2005 г.
- Направить главных бухгалтеров (зам. главных бухгалтеров) и бухгалтеров по утвержденному графику на обучение в МГИУ (тел. (095) 236-33-89), а затем провести внутреннюю аттестацию.
- Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на зам. главного врача И.С.Зайцева.
Главный врач Н.Г.Петров
ОБЕСПЕЧИТЬ НЕПРЕРЫВНОСТЬ УЧЕТА
- Соответствие старых счетов Инструкции N 107н новым счетам Инструкции N 70н.
- Закрытие счетов, которые не отвечают требованиям новой Инструкции.
- Адаптация счетов для отражения операций с целью наименьших потерь при переходе на новый План счетов.
- Сохранение преемственности нового и старого Планов счетов и внедрение новых принципов и новой методологии учета.
- К каждому счету обеспечить ведение аналитического учета по кодам бюджетной классификации доходов и расходов.
- Соблюдение непрерывности учета при переходе на новый План счетов. (По вашим просьбам уточняем таблицу переноса сальдо по соответствию счетов на 01.01.2005, и помните, что сальдо и обороты надо перенести с учетом Методических рекомендаций Минфина России от 24.02.2005 N 26н.)
Учесть особенности переноса некоторых счетов и оборотов
N 107н счета Наименование счета по N 70н N 70н счета
1 2 3
200, 201, 221 Расходы учреждения с 01.01.2005 1 40101 200 Сальдо на 01.01.2005 1 40103 000 225, 228 Расходы за счет целевых средств 3 40101 200 210, 220 Сальдо на 01.01.2005 и обороты 2 10604 000 223 Расходы за счет прошлых отчетных 2 40101 200 периодов Сальдо на 01.01.2005 2 40103 000 228 Расходы учреждения 3 40101 200 240, 241 Сальдо перенести на 01.01.2005 2 40103 000 250, 251, 260 Сальдо перенести на 01.01.2005 0 40103 000 280 В части отгруженной продукции, оплата 2 40103 000 за которую не произведена <> <> Смотри В части выполненных, но не оплаченных 2 40103 000 комментарий работ, услуг <> <> 401 Доходы будущих периодов 2 40104 130 В части авансов -2 10604 000 401 В части выполненных работ, оказанных 2 40103 000 услуг, оплата за которые не произведена заказчиками <*> 410 Финансовый результат прошлых отчетных 2 40103 000 периодов 1,3
<*> сноска на с. _____
Комментарий: Вы часто задаете вопрос. Работаем по старому Плану счетов, какой счет применять по расчетам платежей из бюджета, аналог в новом Плане счетов 1 30405 000? По мнению автора, разницы нет - счет 091 или счет 140, главное, смысл применения этого счета. Больше подходит 140, поскольку он кредитовый и будет постепенно увеличиваться на сумму кассовых расходов по исполнению бюджета. А при переходе на новый План счетов вы перенесете обороты по кодам бюджетной классификации расходов с кредита 140 в кредит 1 30405 000 с расшифровкой: 1 30405 211, 1 30405 213, 1 30405 221, 1 30405 223, 1 30405 224, 1 30405 225, 1 33405 226 и т.д.
Вопрос о применении счетов 0 20101 510 и 0 20101 610
Местные бюджеты финансируют учреждения путем зачисления средств (в соответствии с лимитами бюджетных обязательств) на счета, не через органы осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, то есть через банковские счета. Бюджетные средства учитываются на дебете счета 1 20101 510 "Поступления денежных средств на банковские счета" (учет ведется за балансом по счету 17 по кодам ЭКР) в корреспонденции с кредитом счета 1 30404 000 "Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств". Расходование средств отражается по дебету разных счетов и кредиту 1 20101 610 - выбытия с банковского счета (учет ведется за балансом по счету 18 по кодам ЭКР).
Переход с метода "по оплате" на метод начисления
Этот важный вопрос не нашел отражения в Методических указаниях по внедрению Инструкции по бюджетному учету. Может, законодатели не увидели проблемы, но поскольку доходы остались открытыми на кредите субсчета 401, а расходы остались на дебете субсчета 280, следует проанализировать, что это за суммы остались. В медицине это, вероятно, долг за страховыми компаниями за оказанные услуги. Мы берем данные по добровольному медицинскому страхованию, и, поскольку это облагаемые доходы в целях налогообложения (смотря какую политику применяло учреждение - по кассовому методу или "по оплате"), следует про этот "зависший доход" помнить и отразить правильно в налоговом учете. А что касается отражения в бюджетном учете в межотчетный период, надо было бы отразить доходы и расходы на счете "Финансовый результат прошлых отчетных периодов", но законодатели об этом забыли написать. И бухгалтерам надо будет править записи: отразить доходы и расходы прошлых отчетных периодов уже в текущем году, а использовать счет 2 40103 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" в течение текущего года нельзя, значит, доходы будете закрывать в дебет счета 2 40104 000 "Доходы будущих периодов" с кредита счета текущих финансовых результатов 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" и расходы - в дебет счета 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг" с кредита счета 2 10604 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)".
Что могло остаться на счете 280
"Выполненные и сданные заказчикам продукция, работы и услуги"?
Расходы за выполненные работы и оказанные услуги или отгруженную продукцию на счете числятся по фактической стоимости. Сальдо на счет готовой продукции перенести нельзя, поскольку ее просто нет в наличии, есть только данные о фактически произведенных расходах на ее изготовление, продукция передана заказчику, но он оплату не произвел. Остаток дебиторской задолженности остался на дебете субсчета 153 "Расчеты с покупателями и заказчиками за выполненные работы и оказанные услуги". А расходы за отгруженную продукцию не списаны на финансовый результат, и доход не отражен в доходах отчетного периода, поскольку за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги оплата не произведена, поэтому на кредите субсчета 401 "Доходы будущих периодов" числится также сальдо. Поэтому, если не перенесли сальдо 280 и 401 в части выполненных работ, оказанных услуг, оплата за которые не произведена на счет 2 40103 000, следует сальдо отразить по счету 280 на счет 2 10604 000, по счету 401 на счет 2 40104 000, а затем в 2005 г. отразить в доходах и расходах текущего года.
КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕНЕСТИ ОСТАТКИ И ОБОРОТЫ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ?
Допустим, что бюджетное учреждение еще не перешло на новую Инструкцию от 26.08.2004 N 70н по ведению бюджетного учета. Работая по Инструкции N 107н, бюджетники продолжают применять методологию этой Инструкции, поскольку никакого регламентирующего документа от Минфина России так и не появилось. Мы напомним, что при приобретении основных средств одновременно с оприходованием средств производится вторая запись на отнесение всей стоимости основных средств в расходы. Например, приобрели в январе 2005 г. компьютер за счет бюджетных средств за 24 000 руб. с учетом НДС. В бухгалтерском учете произведены записи по 107н, а рядом мы даем соответствие новому счету, если все так записать, то методика новой Инструкции будет внедрена:
Наименование операции Запись в учете Соответствие новому по N 107н Плану счетов Оприходовано на склад Дебет 013 Дебет 1 10104 310 по накладной от 11.01.2005 Кредит 178 Кредит 1 30217 730
N 1 24 000 руб.
Одновременно отнесено Дебет 200 Дебет 1 10601 310 в расходы по приобретению Кредит 250 Кредит 1 10601 410
основных средств 24 000 руб.
Оплачено 24 000 руб. Дебет 178 Дебет 1 30217 830 по накладной от 11.01.2005 Кредит 140 (091) Кредит 1 30405 310 N 1 и счету-фактуре
Оплачено по акту Дебет 178 Дебет 1 30203 830 за доставку компьютера Кредит 140 (091) Кредит 1 30405 222
1200 руб.
Отнесена на увеличение Дебет 013 Дебет 1 10104 310 стоимости компьютера Кредит 178 Кредит 1 30203 730
стоимость доставки 1200 руб.
Одновременно отнесено Дебет 200 Дебет 1 10601 310 в расходы по приобретению Кредит 250 Кредит 1 10601 410
основных средств 1200 руб.
Применение счета 400
С января 2005 г. применяется метод начисления. Старый счет 400 "Доходы отчетного периода" применять следует с учетом принципа начисления, минуя счет 401 "Доходы будущих периодов".
Применение счетов 240, 241
С 1 января 2005 г. по методике новых правил счета 240, 241 не применяются и ежеквартально реформация баланса не производится. В любом месяце до реальной даты перехода на новый План счетов бухгалтеру рекомендуется сторнировать произведенные записи по формированию средств из прибыли: Дебет 410 Кредит 173 "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль" - начислен налог на прибыль Дебет 410 Кредит 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты" Дебет 410 Кредит 241 "Средства на развитие материально-технической базы"
Применение счетов 250, 251, 260
По новой методике счета 250 "Фонд в основных средствах", 251 "Фонд в нематериальных активах", 260 "Фонд в малоценных предметах" не должны применяться, поскольку уточнены правила отнесения к основным средствам и к нематериальным активам. Малоценные предметы переносятся в состав нефинансовых активов либо к группам основных средств, либо к материальным запасам, а также вместо износа начисляется амортизация.
Примечание. При переносе остатков и оборотов применяются Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учету от 24.02.2005 N 26н. Таблица соответствия с учетом нестандартных ситуаций и особенностей приведена в статье Л.П.Воробьевой "Принципы и методы перехода на бюджетный учет" - журнал "Советник бухгалтера в социальной сфере" NN 7-8 (2005).
К. э. н., директор Государственного
научно-методического центра
бухгалтерского учета и аудита,
главный редактор издательства
"Советник бухгалтера"
Л.П.ВОРОБЬЕВА
Подписано в печать
08.08.2005