«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 6
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РЕОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в Российской Федерации проводится реструктуризация бюджетного сектора. Так, 8 мая 2010 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» <>. После принятия данного Закона изменится механизм финансового обеспечения деятельности бюджетных учреждений, порядок ведения ими учета, а также расширятся их права в части использования средств, полученных от приносящей доход деятельности. Вместе с тем появится новый тип государственных учреждений — казенные учреждения. В связи с этим у бухгалтеров бюджетных учреждений и у специалистов органов Федерального казначейства (ОФК) возникает много вопросов, касающихся порядка проведения реорганизационных мероприятий. О том, как бюджетному учреждению совместно с ОФК провести указанные мероприятия, мы поговорим в данной статье.
<> Начало действия Закона (за исключением отдельных положений) 01.01.2011.
Правовое регулирование реорганизационных мероприятий
Согласно гражданскому законодательству федеральные бюджетные учреждения могут быть реорганизованы путем выделения, преобразования, слияния и разделения либо ликвидированы с соблюдением соответственно требований ст.ст. 57 и 61 ГК РФ. Указанные мероприятия проводятся на основании решения о реорганизации (ликвидации), оформленного учредителем в порядке, установленном постановлением Правительства РФ и (или) правовым актом федерального органа исполнительной власти. В зависимости от того, изменится ли подведомственность бюджетного учреждения, можно выделить два вида реорганизации: межведомственную и внутриведомственную. При межведомственной реорганизации происходит передача распорядителя (получателя) средств федерального бюджета (далее — распорядитель и получатель) в ведение другого главного распорядителя средств федерального бюджета (далее — главный распорядитель) или образование, преобразование, упразднение главного распорядителя, распорядителя, получателя (участники бюджетного процесса). При внутриведомственной реорганизации происходит: — передача получателя от одного распорядителя в ведение другого в рамках одного ведомства; — наделение получателя полномочиями распорядителя; — слияние, присоединение, разделение, выделение или преобразование распорядителя (получателя) в рамках одного ведомства. При проведении реорганизационных мероприятий ОФК необходимо: — внести изменения в сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — сводный реестр); — обеспечить открытие лицевых счетов распорядителям (получателям); — провести передачу показателей, учтенных на лицевых счетах; — осуществить закрытие лицевых счетов распорядителей (получателей). Порядок проведения реорганизационных процедур регламентируется Приказами Минфина России: — от 30.09.2008 N 104н «О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня» (далее — Порядок N 104н); — от 15.08.2008 N 80н «О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (далее — Порядок N 80н); — от 01.09.2008 N 88н «О Порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности» (далее — Порядок N 88н); — от 19.09.2008 N 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (далее — Порядок N 98н); — от 07.10.2008 N 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Порядок N 7н).
Внесение изменений в сводный реестр
При реорганизации изменяются код участника бюджетного процесса <> по сводному реестру, его полномочия, добавляются новые реквизиты. Поэтому процесс реорганизации для ОФК начинается с внесения изменений в сводный реестр.
<> Согласно п. 1.2 Порядка N 80н кроме главных распорядителей, распорядителей и получателей участниками бюджетного процесса также являются главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета (далее — главные администраторы (администраторы) доходов), главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита).
Отметим, согласно п. 1.6 Порядка N 80н сводный реестр ведется ОФК в целях централизованного учета участников бюджетного процесса и его использования для обеспечения организации исполнения федерального бюджета. Ведение сводного реестра осуществляется в соответствии с Порядком N 80н путем включения в сводный реестр и исключения из него участников бюджетного процесса, изменения их реквизитов.
К сведению. Согласно п. 2.1 Порядка N 80н в сводном реестре содержатся следующие реквизиты участников бюджетного процесса: — буквенно-цифровой код, состоящий из пяти символов; — полное и сокращенное наименования;
— код формы собственности по Общероссийскому классификатору форм собственности (ОКФС); — код организационно-правовой формы по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм (ОКОПФ). Для обособленных подразделений данный реквизит не заполняется; — код главы главного распорядителя, главного администратора доходов, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета по бюджетной классификации; — код участника бюджетного процесса по сводному реестру вышестоящего главного распорядителя, распорядителя или получателя, в непосредственном ведении которого находится участник бюджетного процесса; — бюджетные полномочия и дата их включения (изменения) в сводный реестр.
В соответствии с п. 3.1 Порядка N 80н для изменения (включения) в сводном реестре реквизитов участник бюджетного процесса представляет в ОФК Заявку (ф. 0531664) <> с приложением в одном экземпляре Карточки образцов подписей (ф. 0531753) <*>, оформленной в установленном порядке и подписанной руководителем главного распорядителя. Вместе с заявкой представляются также (п. 3.3 Порядка N 80н): — копия учредительного документа (устава) или для обособленного подразделения — копия положения об обособленном подразделении, заверенные учредителем либо нотариально; — копия документа о государственной регистрации юридического лица, заверенная учредителем или нотариально либо органом, осуществившим государственную регистрацию; — копия акта главного распорядителя об утверждении перечня подведомственных распорядителей (получателей) — в случае если в уставе участника бюджетного процесса не указаны его полномочия. Копия акта должна быть заверена в установленном порядке участником бюджетного процесса, представившим акт, либо участником бюджетного процесса, издавшим его.
<> Форма приведена в Приложении 4 к Порядку N 80н. <*> Форма приведена в Приложении 3 к Порядку N 7н.
Обособленное подразделение представляет ходатайство участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение, о включении реквизитов обособленного подразделения в качестве участника бюджетного процесса в сводный реестр, подписанное руководителем (заместителем руководителя) и главным бухгалтером участника бюджетного процесса, создавшего обособленное подразделение. При этом бюджетные полномочия обособленного подразделения и их изменения подтверждаются документами, устанавливающими соответствующие бюджетные полномочия и их изменение у создавшего его участника бюджетного процесса. После внесения изменений в сводный реестр и открытия в установленном порядке в ОФК соответствующих лицевых счетов принимающим участникам бюджетного процесса осуществляется передача показателей, учтенных на лицевых счетах реорганизуемых участников бюджетного процесса.
Порядок передачи показателей, учтенных на лицевых счетах получателей
Передача бюджетных данных, кассовых выплат и поступлений, принятых бюджетных обязательств. В ходе проведения реорганизационных мероприятий ранее доведенные через ОФК реорганизуемым распорядителям (получателям) бюджетные данные (бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств (ЛБО)) передаются принимающим распорядителям (получателям). Передачу осуществляет ОФК на основании «отрицательных» и «положительных» Расходных расписаний (ф. 0531722) <>, оформленных главными распорядителями (распорядителями), путем отражения на лицевых счетах реорганизуемых учреждений и вновь созданных или принимающих учреждений доведенных с начала года бюджетных данных со знаком «минус» для передающих учреждений, со знаком «плюс» для принимающих. Такие расходные расписания формируются в соответствии с требованиями, установленными Порядком N 104н.
<> Форма приведена в Приложении 2 к Порядку N 104н.
В случае когда реорганизуемому распорядителю (получателю) первоначально были доведены бюджетные данные по укрупненным кодам КОСГУ <> и он осуществлял их детализацию, для исполнения «отрицательного» расходного расписания ОФК формирует Справку (ф. 0504833) <*> на аннулирование детализированных бюджетных данных на основании «отрицательного» расходного расписания. Это одна из особенностей обработки расходных расписаний при проведении реорганизационных мероприятий.
<> Классификация операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 150н). <*> Форма приведена в Инструкции по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.
Таким образом, после исполнения поступивших от главного распорядителя (распорядителя) «отрицательных» расходных расписаний бюджетные данные (бюджетные ассигнования и ЛБО) обнуляются на лицевом счете реорганизуемого учреждения и отражаются на счете вновь созданного или принимающего учреждения. Следует отметить, что операции на лицевых счетах принимающих получателей санкционируются после отражения на указанных лицевых счетах бюджетных данных, содержащихся в «положительных» расходных расписаниях, а также бюджетных обязательств, кассовых выплат и кассовых поступлений. То есть для проведения операций на вновь открытых лицевых счетах недостаточно принять расходные расписания, необходимо также передать отраженные на лицевых счетах реорганизуемых учреждений кассовые выплаты и поступления, принятые на учет бюджетные обязательства. Передача указанных показателей осуществляется на основании документов, оформленных и подписанных реорганизуемым и принимающим получателями, которые представляются в ОФК по месту обслуживания лицевого счета получателя, открытого реорганизуемому получателю, а именно на основании: — Акта приемки-передачи принятых на учет бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531727), форма которого приведена в Приложении 6 к Порядку N 98н (далее — акт приемки-передачи принятых обязательств). На основании данного акта принятые реорганизуемым получателем бюджетные обязательства передаются на лицевой счет, открытый принимающему получателю; — Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728), форма которого приведена в Приложении 7 к Порядку N 104н (далее — акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений). Данный акт служит основанием для передачи кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете реорганизуемого получателя. При этом оба акта представляются реорганизуемым получателем в ОФК по месту открытия ему лицевого счета одновременно с Заявлением на закрытие лицевого счета (ф. 0531757) <> (далее — заявление на закрытие счета). Кроме того, для перечисления остатков средств, отраженных на лицевом счете реорганизуемого получателя, на лицевой счет правопреемника, открытый в другом ОФК, подается Заявка на кассовый расход (ф. 0531801) <*>.
<> Форма приведена в Приложении 18 к Порядку N 7н. <*> Форма приведена в Приложении 1 к Порядку кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядку осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утв. Приказом Казначейства России от 10.10.2008 N 8н.
ОФК после осуществления проверки отражает показатели из вышеназванных документов на соответствующих лицевых счетах — со знаком «минус» на счете реорганизуемого учреждения и со знаком «плюс» на счете вновь созданного или принимающего учреждения. Передача дополнительного бюджетного финансирования. Если реорганизуемый получатель является арендодателем, осуществляющим операции за счет дополнительного бюджетного финансирования, он должен представить в ОФК по месту обслуживания Расходное расписание (ф. 0531722) на отзыв ЛБО за счет названного источника финансирования. В акте приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, представленном реорганизуемым получателем в ОФК, указывается остаток средств дополнительного бюджетного финансирования на начало года, учтенные на лицевом счете получателя кассовые поступления и выплаты текущего финансового года для последующей передачи принимающему получателю.
Примечание. В случае отсутствия у реорганизуемого участника бюджетного процесса правопреемника для передачи неиспользованного остатка средств дополнительного бюджетного финансирования указанный остаток не является препятствием для закрытия лицевого счета реорганизуемого участника бюджетного процесса при условии отсутствия на лицевом счете получателя других учтенных показателей.
При наличии на лицевом счете, открытом реорганизуемому получателю, учтенных ОФК бюджетных обязательств, принятых за счет дополнительного бюджетного финансирования, передача указанных обязательств осуществляется на основании акта приемки-передачи принятых обязательств. Передача показателей по приносящей доход деятельности. Если реорганизуемый получатель совершал операции со средствами от приносящей доход деятельности, то есть на его лицевом счете был открыт соответствующий раздел на основании выданного Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности (ф. 0531735) (далее — разрешение), то передаче подлежат и показатели данного раздела лицевого счета. Согласно п. 5.2 Порядка N 88н реорганизуемый получатель представляет в ОФК по месту обслуживания акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, сформированный им в установленном порядке. В нем указывается информация об остатках и операциях со средствами от приносящей доход деятельности, отраженных на лицевом счете получателя, открытом реорганизуемому получателю, подлежащих передаче принимающему получателю. После отражения показателей вышеназванного акта на лицевом счете получателя обнуляются суммы остатков, кассовых выплат и поступлений. Вместе с этим производится аннулирование показателей Сведений о сметных назначениях, содержащихся в Смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности (ф. 0531737) <> (далее — сведения о сметных назначениях), учтенных на лицевом счете реорганизуемого получателя, на основании Справки (ф. 0504833), которая формируется ОФК в соответствии с представленным реорганизуемым получателем актом приемки-передачи кассовых выплат и поступлений.
<> Форма приведена в Приложении 7 к Порядку N 88н.
Принимающий получатель в свою очередь для совершения операций со средствами от приносящей доход деятельности представляет в ОФК по месту обслуживания смету доходов и расходов по приносящей доход деятельности на текущий финансовый год (далее — смета доходов и расходов) и сведения о сметных назначениях. При этом обязательным требованием, предъявляемым к названным документам, является необходимость их формирования с учетом показателей акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, представленного принимающим получателем в соответствующий ОФК, — наличие в них кодов бюджетной классификации, по которым ранее осуществлялись поступления и выплаты (п. 5.3 Порядка N 88н). При этом согласно п. 4.5 Порядка N 88н суммы кассовых выплат, отраженные на лицевом счете получателя в разделе по учету операций со средствами от приносящей доход деятельности по соответствующим кодам Классификации расходов федерального бюджета <>, не могут превышать показатели годовых сметных назначений, указанные в сведениях о сметных назначениях по идентичным кодам названной классификации.
<> Утверждена Приказом Минфина России N 150н.
В случае реорганизации получателя главный распорядитель (распорядитель), в ведении которого тот находится, после завершения реорганизационных (ликвидационных) процедур оформляет и доводит до соответствующего распорядителя (получателя) (п. 2.18 Порядка N 88н): — дополнение к разрешению с пометкой в строке «Специальные указания» — отзыв разрешения (далее — дополнение на отзыв разрешения); — новое разрешение, оформленное взамен ранее выданного и отозванного (при необходимости). Реорганизуемый распорядитель (получатель) в течение трех рабочих дней после получения дополнения на отзыв разрешения и исключения его из сводного реестра обязан представить данное дополнение в ОФК по месту обслуживания, а вновь созданный или принимающий получатель — вновь оформленное разрешение (при необходимости). Отозванное разрешение и оформленные к нему дополнения утрачивают силу с даты представления в ОФК оформленного главным распорядителем (распорядителем), в ведении которого находится реорганизуемый получатель, дополнения на отзыв разрешения.
Обратите внимание! Особенности приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, отраженных на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения, определены п. 2.76 Порядка N 7н. Согласно данному пункту передача указанных средств осуществляется также на основании акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, а операции по выплатам по новому месту открытия лицевого счета для учета операций с названными средствами не совершаются до отражения на нем указанной передачи кассовых выплат и поступлений.
Закрытие лицевых счетов получателей
После проведения мероприятий по передаче показателей лицевые счета реорганизуемых получателей подлежат закрытию при соблюдении обязательного условия — отсутствие на закрываемых лицевых счетах учтенных показателей (п. 2.61 Порядка N 7н). При этом понятие «отсутствие учтенных показателей на лицевом счете» означает нулевые значения учтенных показателей на соответствующих лицевых счетах. Лицевые счета участников бюджетного процесса федерального уровня закрываются ОФК на основании заявления на закрытие счета, представленного участником бюджетного процесса (клиентом) на бумажном носителе в ОФК по месту его обслуживания. Напомним, согласно п. 2.50 Порядка N 7н лицевые счета закрываются в связи с реорганизацией (ликвидацией) клиента или ОФК, открывшего лицевой счет клиента, а также в связи с отменой бюджетных полномочий клиента для отражения операций, по выполнению которых открывался лицевой счет. Следует отметить, что в случае, когда в течение текущего финансового года главный распорядитель наделяет получателя полномочиями распорядителя или когда получатель передается в подчинение от одного распорядителя к другому в рамках одного ведомства, лицевой счет получателя не подлежит закрытию. При закрытии лицевого счета ОФК проводится сверка показателей, учтенных на лицевом счете, путем представления клиенту Отчета о состоянии лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств (ф. 0531785), Отчета о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531786) или Отчета о состоянии лицевого счета по учету средств, поступающих во временное распоряжение федерального бюджетного учреждения (ф. 0531788) <>, — в зависимости от того, какой лицевой счет подлежит закрытию (п. 2.60 Порядка N 7н).
<> Формы приведены соответственно в Приложениях 19, 21 и 24 к Порядку N 7н.
В заключение хочется отметить, что знание требований действующих нормативных документов и неукоснительное их исполнение являются безусловным обстоятельством, позволяющим избежать установленной законодательством РФ ответственности, а также способствуют обеспечению законности в бюджетной сфере.
Главный казначей отдела расходов
Управления Федерального казначейства
по Хабаровскому краю
И.БАБИЙ
Подписано в печать
28.05.2010