«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 11
ИЗМЕНЕНИЯ В ИСЧИСЛЕНИИ ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ И В СВЯЗИ С МАТЕРИНСТВОМ
С 01.01.2010 вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом N 213-ФЗ <> в Федеральные законы NN 81-ФЗ <*> и 255-ФЗ <***>, которые затрагивают сферу социального обеспечения граждан в части пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Рассмотрим их подробно.
<> Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». <*> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». <***> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".
Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
Порядок назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам установлен гл. 4 Федерального закона N 255-ФЗ. Изменения, внесенные Федеральным законом N 213-ФЗ в данную главу, принципиально не повлияли на порядок расчета пособий. Они лишь увеличили ограничения максимальных размеров пособий и расширили перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка. Как и ранее, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по месту работы застрахованного лица, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности, а также окончания периода освобождения от работы в случаях: — ухода за больным членом семьи;
— карантина, протезирования и долечивания; — окончания отпуска по беременности и родам. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем (п. 1 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ). Основанием для назначения и выплаты пособий по-прежнему является представленный работником листок нетрудоспособности, выданный ему медицинской организацией по форме, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 16.03.2007 N 172 «Об утверждении формы бланка листка нетрудоспособности», и в Порядке, установленном Приказом Минздравсоцразвития России от 01.08.2007 N 514 «О Порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности». Исчисление суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам (далее — расчетный период) (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). С 01.01.2010 плательщики страховых взносов при исчислении среднего заработка для оплаты указанных пособий будут руководствоваться нормами, изложенными в п. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. В соответствии с ним в расчет среднего заработка включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС согласно Федеральному закону N 212-ФЗ <>.
<> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Поясним, что является базой для начисления страховых взносов. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для учреждений определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц. При этом согласно п. 3 данной статьи базу для начисления страховых взносов необходимо определять отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С выплат, превышающих данную сумму, страховые взносы не взимаются, таким образом, регрессивная шкала, которая применялась при расчете ЕСН, не используется (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Внимание! Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. Размер такой индексации должен определяться Правительством РФ. Данная норма вступит в силу 1 января 2011 г. (ч. 2 ст. 62 Федерального закона N 212-ФЗ).
Далее отметим, что порядок расчета среднедневного заработка, закрепленный в п. 3 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, не изменился. Он определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата. В соответствии с п. 7 вышеуказанной статьи особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. На момент издания журнала такие особенности определены Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденным Постановлением от 15.06.2007 N 375. Страховой стаж для выплаты пособий. Как и ранее, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается застрахованным лицам при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, при карантине, протезировании и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения в процентах к среднему заработку в зависимости от страхового стажа (ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ): — до 5 лет — 60%;
— от 5 до 8 лет — 80%;
— от 8 лет — 100%.
Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается согласно ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ в размере 100% среднего заработка застрахованной сотруднице, страховой стаж которой составляет более шести месяцев. При исчислении страхового стажа следует обратить внимание, что Приказом Минздравсоцразвития России от 11.09.2009 N 740н внесены изменения в Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам <>. С 1 января 2010 г. в страховой стаж наравне с ранее установленными периодами работы засчитываются также периоды прохождения военной и иной службы, предусмотренной Законом РФ N 4468-1 <*>, которые подтверждаются военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы.
<> Утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 N 91. <*> Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, как и ранее, пособия выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда (с 01.01.2009 — 4330 руб.), установленного Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда». В районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (ст.ст. 7, 11 Федерального закона N 255-ФЗ). В настоящее время максимальный размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплачиваемых за счет средств ФСС, не может превышать за полный календарный месяц величины, установленной федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год (п. 5 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ). В 2009 г. согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.11.2008 N 216-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» эта величина составляет: — для пособий по временной нетрудоспособности — 18 720 руб.; — для пособий по беременности и родам — 25 390 руб. При этом в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособий определяется с учетом этих коэффициентов.
Внимание! С 01.01.2010 Федеральным законом N 213-ФЗ внесено изменение, согласно которому утрачивают силу п. 5 ст. 7 и п. 2 ст. 11 Федерального закона N 255-ФЗ. Таким образом, размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам будет ограничиваться не максимальным размером, устанавливаемым федеральным законом о бюджете ФСС на очередной финансовый год (ст. 34 Федерального закона N 213-ФЗ), а размером среднедневного заработка, определяемого путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 365 (ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ).
Рассмотрим на примерах порядок расчета пособия по временной нетрудоспособности в 2010 г.
Пример 1. В бухгалтерию бюджетного учреждения представлен листок временной нетрудоспособности, выданный Ларионовой И.И., в котором указано, что в период с 12 по 16 января 2010 г. она находилось на амбулаторном лечении. За расчетный период ей выплачена согласно установленному окладу сумма 252 000 руб., ежемесячные премии составили 10 200 руб. Страховой стаж к моменту наступления нетрудоспособности равен 6 годам и 2 мес. 1. Исчислим доход Ларионовой И.И. для расчета суммы пособия. Он равен 262 200 руб. (252 000 + 10 200). 2. Средний дневной заработок составит 718,36 руб. (262 200 руб. / 365 кал. дн.). 3. Определим максимальный размер дневного пособия. Он равен 1136,99 руб. (415 000 руб. / 365 кал. дн.). Поскольку фактический средний дневной заработок не превышает максимального размера пособия, расчет пособия будем производить исходя из суммы 718,36 руб. 4. Определим размер дневного пособия в зависимости от страхового стажа. Работница имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности исходя из ее страхового стажа в размере 80%. Размер дневного пособия составит 574,69 руб. (718,36 руб. x 80%). 5. Рассчитаем размер пособия. Количество дней отсутствия Ларионовой И.И. на работе по причине временной нетрудоспособности — 5. Следовательно, сумма пособия составит 2873,45 руб. (574,69 руб. x 5 кал. дн.).
Пример 2. Изменим условия примера 1. Предположим, что общий доход Ларионовой И.И. за расчетный период составил 448 961 руб. Страховой стаж к моменту наступления нетрудоспособности равен 10 годам и 2 мес. 1. Определим средний дневной заработок. Он составит 1230,03 руб. (448 961 руб. / 365 кал. дн.). 2. Рассчитаем размер дневного пособия в зависимости от страхового стажа. Работница имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности исходя из ее страхового стажа в размере 100%. 3. Сравним величину дневного пособия с максимальным размером дневного пособия. Поскольку величина дневного пособия оказалась больше максимального размера, установленного законодательно (1230,03 руб. > 1136,99 руб.), для дальнейших расчетов используем максимальный размер дневного пособия. 4. Рассчитаем сумму пособия за пять календарных дней болезни. Общая сумма пособия составит 5684,95 руб. (1136,99 руб. x 5 кал. дн.).
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком является гарантированным государственным пособием, определенным Федеральным законом N 81-ФЗ. Документальное оформление получения пособия. Как и ранее, для получения пособия по уходу за ребенком сотрудница представляет в бухгалтерию учреждения следующие документы (п. 50 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 865, ст. 256 ТК РФ): — заявление на отпуск по беременности и родам; — заявление о назначении пособия;
— копию свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход; — справку с места работы мужа о том, что он не получает данного пособия. В случае если сотрудница оформляет отпуск по уходу за вторым ребенком или последующими детьми, помимо вышеперечисленных документов, она представляет копию свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей). Необходимость в представлении этого документа обусловлена размером пособия. При уходе за вторым, третьим (и так далее) ребенком размер пособия увеличивается. За сотрудницей, находящейся в отпуске по уходу за ребенком и работающей на условиях неполного рабочего времени или на дому, сохраняется право на получение пособия (ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ). Исчисление ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В соответствии с п. 5.1. ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Исчисление среднедневного заработка для расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком производится аналогично расчету среднедневного заработка для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В соответствии с нормами, изложенными в ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ, такое пособие назначается по месту работы застрахованных лиц, указанных в абз. 2 ст. 13 данного Закона, в размере 40% среднего заработка. Напомним, что лицами, в отношении которых действуют вышеупомянутые нормы, являются: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, расположенных на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Размеры государственных пособий гражданам, имеющим детей, в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяются с применением этих коэффициентов, которые учитываются при исчислении указанных пособий в случае, если они не учтены в составе заработной платы (ст. 5 Федерального закона N 81-ФЗ). Максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2009 г. составляет 7492,40 руб. С 01.01.2010 пособие по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и указанных в абз. 2 ст. 13 Федерального закона N 81-ФЗ, максимальным размером не ограничивается (ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ). Несмотря на это, следует учитывать, что средний заработок, исходя из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать среднего заработка, определяемого путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС, установленной Федеральным законом N 212-ФЗ на день наступления страхового случая, на 12 (пп. 5.1. ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ). Минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком изменениям не подверглись. Напомним, что в 2009 г. они составляют: — по уходу за первым ребенком — 1873,10 руб.; — по уходу за вторым ребенком и последующими детьми 3746,20 руб. (размеры приведены с учетом коэффициента инфляции 1,13). Таким образом, сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть меньше минимальных размеров. Законодателем сохранена норма, касающаяся выплаты пособия по уходу за несколькими детьми до достижения ими возраста полутора лет. В данном случае размер пособия суммируется, при этом его суммированный размер, исчисленный исходя из среднего заработка, не может превышать 100% размера указанного заработка и в то же время не может быть менее суммированного минимального размера пособия (ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ, ст. 11.2. Федерального закона N 255-ФЗ). При определении размера ежемесячного пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка (ст. 15 Федерального закона N 81-ФЗ). Рассмотрим порядок расчета ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2010 г. на примере.
Пример 3. Доход сотрудницы бюджетного учреждения Ивановой А.И. в расчетном периоде для определения пособия по уходу за ребенком составляет 270 000 руб., средний заработок — 22 500 руб. (270 000 руб. / 12 мес.). Она находится в отпуске по уходу за двумя детьми (родилась двойня). Рассчитаем сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком. 1. Определим максимальный размер среднего заработка исходя из предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС. Он составит 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12 мес.). 2. Сравним фактический средний заработок сотрудницы с максимальным размером среднего заработка, исчисленным расчетным путем. Он по условиям примера меньше (22 500 руб. < 34 583,33 руб.), поэтому определим размер ежемесячного пособия по уходу за детьми исходя из фактического среднего заработка. 3. Рассчитаем среднедневной заработок сотрудницы: 270 000 руб. / 365 дн. = 739,73 руб. 4. Определим размер ежемесячного пособия на одного ребенка: 739,73 руб. x 30,4 дн. x 40% = 8995,12 руб. 5. Рассчитаем размер ежемесячного пособия по уходу за двумя детьми: 8995,12 руб. x 2 = 17 990,24 руб. 6. Исчисленный размер пособия по уходу за детьми не превышает 100% среднего заработка и не менее удвоенного минимального размера пособия (17 990,24 руб. < 22 500 руб. и < (1873,10 руб. + 3746,20 руб.)).
Пример 4. Изменим условия примера 3. Предположим, что доход сотрудницы за 12 месяцев составляет 61 200 руб. Рассчитаем размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком. 1. Определим среднедневной заработок сотрудницы. Он составит 167,67 руб. (61 200 руб. / 365 дн.). 2. Ежемесячный размер пособия на одного ребенка равен 2038,87 руб. (167,67 руб. x 30,4 дн. x 40%), на двух — 4077,74 руб. 3. Ежемесячный размер пособия, выплачиваемого сотруднице по уходу за двумя детьми, в данном случае будет установлен исходя из минимального размера пособия — 5619,3 руб. (1873,10 + 3746,20), поскольку размер пособия, исчисленный исходя из среднего заработка, оказался меньше, чем суммированный минимальный размер пособия (4077,74 руб. < 5619,3 руб.).
В соответствии с п. 5.2. ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ при уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.
Пример 5. Дополним условия примера 4. Предположим, что сотрудница Иванова А.И. согласно ее заявлению находится в отпуске по уходу за ребенком с 18.01.2010. Рассчитаем сумму ежемесячного пособия по уходу за ребенком за январь 2010 г. Количество дней в полном календарном месяце — 31, количество дней, приходящихся на период осуществления ухода, составляет 14. Таким образом, сумма ежемесячного пособия по уходу за детьми равна 2537,75 руб. (5619,3 руб. / 31 кал. дн. x 14 кал. дн.).
Редактор журнала
«Бюджетные учреждения:
ревизии и проверки
финансово-хозяйственной деятельности»
С.ВАЛОВА
Подписано в печать
29.10.2009