«Фармацевтическое обозрение», 2003, N 3
ЧТО СЧИТАТЬ ФИЛИАЛОМ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА «УПРОЩЕНКУ»
Мы продолжаем цикл публикаций, назначение которых — помочь аптекам облегчить свое налоговое бремя. Одним из способов является переход на упрощенную систему налогообложения. Может ли аптечная организация, имеющая в своем составе киоски и пункты в рамках одного города / муниципального образования, перейти на упрощенную систему налогообложения? С этим вопросом мы обратились к юристу.
Статья 346.12 Налогового Кодекса РФ устанавливает категории налогоплательщиков, имеющих право перейти на упрощенную систему налогообложения. Кроме ограничений по видам осуществляемой деятельности, законодатель поставил возможность применения упрощенной системы налогообложения в зависимость от сложности организационной структуры организации. Согласно п.п. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, организации, имеющие филиалы и (или) представительства не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Однако данный пункт закона требует детальной расшифровки, поскольку представительства и филиалы могут существовать наряду с иными структурными подразделениями. При этом наличие обособленных подразделений, не являющихся филиалами и представительствами, не становится препятствием для применения упрощенной системы налогообложения. Поэтому для решения вопроса о возможности применения упрощенной системы налогообложения для аптечной организации следует выяснить, чем филиал или представительство отличается от разного рода обособленных подразделений, и могут ли киоски и пункты считаться филиалами аптеки. Правовое статус и регулирование филиалов и представительств осуществляется на основе Гражданского Кодекса РФ, а также законов и подзаконных актов, принятых на основе Кодекса. Отличие филиалов и представительств от иных обособленных подразделений состоит не только в наличии руководителя (например, обособленным подразделением организации может быть какой-либо отдел или иное структурное подразделение организации, также имеющее руководителя), а еще и в том, что руководитель филиала (представительства) самостоятельно представляет интересы организации в месте нахождения филиала (представительства) перед третьими лицами на основании имеющихся у него полномочий. На практике многие обособленные подразделения, даже при наличии руководителя, выполняют совершенно иные функции (как правило, имеющие внутренний характер для организации) и не имеют самостоятельности. Кроме того, отличительной чертой представительств и филиалов является то, что отношения между «головной» организацией и филиалом и (или) представительством строятся на основе Положения о филиале и (или) представительстве. Причем создание филиала или представительства должно быть указано в учредительных документах создавшего их юридического лица. Таким образом, любое представительство либо филиал будут являться обособленным подразделением в смысле, придаваемом этому термину Налоговым кодексом РФ, но при этом далеко не любое обособленное подразделение отвечает признакам представительства либо филиала. Например, к обособленным подразделениям могут относиться цеха, участки, дополнительные офисы, киоски, торговые павильоны, палатки и иные обособленные подразделения, не обладающие полномочиями филиала или представительства. В то же время при наделении соответствующими полномочиями практически любое обособленное подразделение может стать филиалом или представительством. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что при соблюдении всех других требований, предусмотренных ст. 346.12 НК РФ, касающихся размера дохода, ограничений по численности работников, участию в уставном капитале юридических лиц, стоимости амортизируемого имущества и т.д., аптечная организация, имеющая в своем составе киоски и пункты, юридически оформленные таким образом, что они не подпадают под категорию филиалов и представительств, имеет полное право на применение упрощенной системы налогообложения.
Юрист
Г.МИРЗОЯН