«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение», 2009, N 1
АНТИКРИЗИСНЫЕ ПОПРАВКИ, ВНЕСЕННЫЕ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС, НА БЛИЖАЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
В условиях текущей финансовой нестабильности органы власти принимают зависящие от них меры, чтобы защитить граждан от неблагоприятных последствий международного кризиса. Делаются шаги и для облегчения положения учреждений и организаций. Для них подготовлены поправки, внесенные в обе части Налогового кодекса Законом N 224-ФЗ <>. Медицинским учреждениям, уплачивающим в рамках приносящей доход деятельности традиционные налоги, будут небезынтересны эти изменения.
<> Федеральный закон от 26.11.2008 N 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Поправки, внесенные в часть первую Налогового кодекса
Порядок вступления в силу налоговых изменений. Акты налогового законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Данная норма прописана в ст. 5 НК РФ. При этом указанная статья содержит также ряд исключений для ее применения. В частности, имеют обратную силу акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за его нарушение либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей (п. 3 ст. 5 НК РФ). Кроме того, иметь обратную силу могут акты, отменяющие налоги или сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, если это предусмотрено в нормативном акте (п. 4 ст. 5 НК РФ). Однако для этого перечисленные акты должны вступить в действие. Если акты приняты в последний месяц года, то не исключено, что они вступят в силу в следующем году, что может оказаться неудобным для налогоплательщиков. Для создания более благоприятных условий применения новых нормативных актов, указанных в п.п. 3, 4 ст. 5 НК РФ, вводится очередное исключение. Такие акты налогового законодательства могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если это прямо предусмотрено в нормативном акте <>. Данное дополнение распространяется на правоотношения, возникшие с октября 2008 г. Почему именно с этой даты? Возможно, потому, что согласно Закону N 224-ФЗ две его статьи вступают в силу со дня его официального опубликования, при этом одна из них (ст. 3) касается изменения порядка уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль за IV квартал 2008 г., другая (ст. 7) отменяет еще не вступившие в силу нормы Закона N 158-ФЗ <*>. Законодатели поступили предусмотрительно, так как существование двух нормативных актов одинаковой силы, регулирующих по-разному один и тот же вопрос (например, порядок начисления амортизации), ставит под сомнение правомерность одновременного применения указанных нормативных актов налогового законодательства.
<> Данная норма касается как федеральных актов налогового законодательства, так и налоговых инициатив региональных властей и органов местного самоуправления (п. 5 ст. 5 НК РФ). <*> Федеральный закон от 22.07.2008 N 158-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».
Пересчет ошибочной налоговой базы. Согласитесь, от ошибок никто не застрахован, в том числе и бухгалтер учреждения, рассчитывающий базу для исчисления налогов с доходов, полученных от приносящей доход деятельности. В действующей на сегодняшний день редакции ст. 54 НК РФ прописано правило, обязывающее налогоплательщика произвести перерасчет базы при обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам. Сделать это нужно в том периоде, когда совершены ошибки (допущены искажения). И если период совершения ошибок (искажений) определить невозможно, то перерасчет налоговой базы и суммы налога производится тогда, когда выявлены ошибки (искажения). Законодатель предлагает взять последнюю норму на вооружение и не ворошить налоговую базу прошлых налоговых (отчетных) периодов в случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога. С 2010 г., когда п. 2 ст. 1 Закона N 224-ФЗ вступит в силу, достаточно будет пересчитать текущие налоговые обязательства на сумму допущенной ранее ошибки. Недошедшие налоговые платежи. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам ст. 59 НК РФ предусмотрено в случаях, если уплата либо взыскание налоговой задолженности оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера. К этим причинам добавлена еще одна, и касается она ситуации, когда суммы налогов, сборов, пеней и штрафов списаны со счетов учреждений в банках, но не перечислены в бюджетную систему РФ. Такие долги списываются, если на момент признания соответствующих сумм безнадежными ко взысканию ликвидированы кредитные организации, не выполнившие свои обязательства по перечислению налоговых платежей. Эта норма имеет обратную силу и применяется к долгам налогоплательщиков (а фактически — банков) перед бюджетом, образовавшимся до вступления в силу Закона N 224-ФЗ. Решение об отсрочке уплаты налогов. В действующей редакции п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий трех лет, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Нормы п. 5 ст. 1 Закона N 224-ФЗ наделяют правом предоставлять отсрочку по уплате налогов министра финансов. Порядок и условия предоставления данной отсрочки прописаны в новой ст. 64.1. НК РФ. Министр финансов вправе будет принимать решение о предоставлении организации отсрочки по уплате налогов в сумме, превышающей 10 млрд руб., но только при одном условии: если единовременная уплата данной суммы может привести к серьезным социально-экономическим последствиям. Для медицинских учреждений в условиях финансовой нестабильности такие последствия не исключены, однако вряд ли они могут набрать долгов перед бюджетом на указанную сумму, поэтому эта поправка для них скорее носит информационный характер, чем реально может помочь получить отсрочку по уплате налогов. Приостановление операций по счетам. Данная мера применяется для обеспечения исполнения решения налоговиков о взыскании налога или сбора, а также в случае несвоевременного представления налоговой декларации (п.п. 1, 3 ст. 76 НК РФ). Положения п. 8 ст. 1 Закона N 224-ФЗ расширяют применение этой непопулярной меры и позволяют налоговикам приостанавливать операции по счету в целях взыскания пеней, штрафов. Не все операции по расчетному счету могут быть приостановлены налоговиками, например платежи, очередность исполнения которых предшествует уплате налогов и сборов, а также операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, пеней и штрафов. В этот список добавлены страховые взносы <>, уплату которых налоговые органы не вправе будут блокировать согласно внесенным в абз. 3 п. 1 ст. 76 НК РФ поправкам.
<> В поправках не сказано, каких взносов не касается приостановление операций, но можно догадаться, что речь идет о взносах во внебюджетные фонды (ФСС РФ, Пенсионный фонд, фонды медицинского страхования).
В новой редакции п. 7 ст. 76 НК РФ расходные операции организации по ее счетам в банке приостанавливаются с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении операций и до получения банком решения налоговиков (в прежней редакции операции приостанавливались до отмены решения налоговиков). Кроме этого, Законом N 224-ФЗ определен срок для вручения копии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке или решения об отмене приостановления операций по счетам — не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Налоговикам стоит поторопиться не только с приостановлением операций, но и с отменой этого решения. Об этом ревизорам нужно уведомить банк и учреждение, вручив решение (его копию) под расписку или передав иным способом, свидетельствующим о дате получения. В ст. 76 НК РФ пока поименован лишь один случай, когда налогоплательщик вправе подать заявление об отмене приостановления операций по своим счетам в банке. Это можно сделать, если сумма денежных средств, находящихся на счетах, операции по которым приостановлены, превышает указанную в решении налоговиков сумму. Тогда налогоплательщик подает заявление, в котором указывает те счета, с которых можно взыскать задолженность перед бюджетом. Законом N 224-ФЗ в данную статью вводятся два новых п.п. 9.1. и 9.2., вступающих в силу с 2010 г. При этом п. 9.1. определено, что решение налоговиков о приостановлении операций по счетам в банке может быть отменено в случаях, предусмотренных ст. 76 НК РФ и федеральными законами, а п. 9.2. устанавливается мера ответственности для налоговиков, нарушивших срок отмены решения о приостановлении операций или запоздавших с вручением представителю банка данного решения. На сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Изменения порядка проведения проверки. С 2009 г. при проведении камеральной проверки инспекторам достаточно представить налоговую декларацию (расчет). Требование о представлении документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), исключено из п. 2 ст. 88 НК РФ. Кроме этого, п. 9 ст. 1 Закона N 224-ФЗ внесено уточнение, согласно которому «камералка» проводится без какого-либо специального разрешения в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации (расчета). В новом п. 9.1. ст. 88 НК РФ прописан порядок действий проверяющих в случае представления «уточненки» в ходе «камералки». Проверка прекращается по ранее поданной декларации (расчету), и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Такое прекращение «камералки» означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). Вместе с тем при проведении других мероприятий налогового контроля допускается использование документов (сведений), полученных налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки. Основным этапом рассмотрения материалов любой проверки (как камеральной, так и выездной) является анализ и исследование представленных доказательств. Нормы п. 11 ст. 1 Закона N 224-ФЗ уточняют список таких доказательств, в их числе: — документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка; — документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок; — иные документы, имеющиеся в распоряжении налогового органа. При этом следует учесть два требования. Во-первых, не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Налогового кодекса. Во-вторых, данной нормой нельзя ограничить документы (информацию), представленные организацией в налоговый орган с нарушением установленных НК РФ сроков. Такие документы должны приниматься на рассмотрение налоговиками наравне с другими доказательствами, полученными в ходе проведения налоговой проверки. Аналогичные поправки внесены в п. 7 ст. 101.4. НК РФ, которым регламентирован порядок рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях привлекаемого к ответственности лица.
Изменения в расчетах с бюджетом по НДС
Медицинские учреждения в большинстве оказываемых на платной основе услуг освобождены от налогообложения в силу пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ <>, поэтому многие изменения по НДС не имеют для них непосредственного практического применения. В то же время оставить за кадром основные поправки означает оставить без нужной информации те учреждения, которые оказывают платные услуги, не подпадающие под освобождение от налогообложения (например, косметические, ветеринарные или санитарно-эпидемиологические услуги).
<> Подробнее об освобождении от НДС читайте в статье С.Кравченко «Медицинское учреждение имеет право на льготу по НДС», N 11, 2008.
В случае если при оказании таких услуг медучреждение закупает материалы, оборудование, в стоимости которых предъявлен НДС, оно как налогоплательщик может поставить налог к вычету после перечисления аванса, не дожидаясь поступления предоплаченных товаров. Такой вывод следует из нового п. 12 ст. 171 НК РФ: вычетам у налогоплательщика, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг). Для получения авансового вычета медучреждению, выступающему в роли покупателя (заказчика), следует выполнить условия п. 9 ст. 172 НК РФ в новой редакции: — располагать документами, подтверждающими фактическое перечисление сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг); — иметь счета-фактуры, выставленные продавцами при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг); — позаботиться о том, чтобы в договоре было условие, предусматривающее перечисление указанных сумм в счет предстоящей реализации товаров (работ, услуг). Медучреждение может выполнить эти требования в части облагаемых НДС платных услуг при условии, что исполнитель выставит счет-фактуру. В данном случае речь идет не о традиционном отгрузочном счете-фактуре, выставляемом в течение пяти дней с момента отгрузки, а об авансовом счете-фактуре. Поставщик (исполнитель) должен его выставить в течение пяти дней со дня получения предоплаты под предстоящую поставку товаров. Медучреждение может выступать не только в роли покупателя (заказчика), но и в роли исполнителя налогооблагаемых услуг. Тогда при получении предоплаты от организации (например, при оказании санитарно-эпидемиологических услуг) медучреждению следует выставить авансовый счет-фактуру. Его обязательные реквизиты указаны в новом п. 5.1 ст. 169 НК РФ. В такой счет-фактуру не включаются количество (объем) поставляемых (отгруженных) по нему товаров, цена за единицу измерения и стоимость товаров без налога. Вместо этих сведений в данном счете-фактуре указывается сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров. В дополнение к этим сведениям авансовый счет-фактура включает данные о налоговой ставке и сумме налога, предъявляемой покупателю товаров (работ, услуг). Унифицированная форма счета-фактуры, оформляемого при получении сумм оплаты под предстоящую поставку товаров, пока не утверждена. Поэтому медучреждению, получившему предоплату в счет оказания платных налогооблагаемых услуг, ничего не остается, как взять за основу имеющуюся форму (Приложение 1 к Правилам ведения книг покупок и книг продаж <>) и заполнять в ней реквизиты, являющиеся обязательными для авансового счета-фактуры.
<> Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Вернемся к исходной ситуации, когда медучреждение выступает в роли покупателя товаров (заказчика работ, услуг), используемых в оказании облагаемых налогом медицинских услуг. При перечислении аванса и получении от поставщика (исполнителя) авансового счета-фактуры оно имеет право поставить НДС к вычету в уменьшение налога по облагаемым медицинским услугам. В дальнейшем при непосредственной отгрузке товаров (работ, услуг) медучреждению следует восстановить «авансовый» НДС. Это нужно для того, чтобы иметь основания поставить к вычету налог, исчисленный со всей стоимости товаров, после принятия их к учету (п. 7 ст. 2 Закона N 224-ФЗ). Восстановление налога производится в том периоде, в котором подлежат вычету суммы налога, предъявленные по приобретенным товарам (работам, услугам). Кроме этого, учреждению придется восстановить налог, в случае если ей возвращен перечисленный поставщику аванс при изменении условий договора или его расторжении. Рассмотрим на примере проводки, которые придется делать медучреждению, оказавшемуся в роли заказчика (покупателя).
Пример 1. Медицинское учреждение заключило контракт на приобретение для отделения пластической хирургии медицинского аппарата стоимостью 110 000 руб. (в том числе НДС 10% — 10 000 руб.) и перечислило 30%-ную предоплату поставщику в размере 33 000 руб. (в том числе НДС 10% — 3000 руб.). В дальнейшем оборудование поставлено на учет и используется в оказании платных, облагаемых НДС услуг. В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В момент проведения авансовых операций
Перечислен аванс поставщику за 2 206 19 560 2 201 01 610 33 000 оборудование
Поставлена к вычету сумма 2 303 04 830 2 210 01 660 3 000 «авансового» НДС
В момент получения и оприходования имущества
Восстановлен ранее принятый к вычету 2 210 01 560 2 303 04 730 3 000 «авансовый» НДС
Получен медицинский аппарат от 2 106 01 310 2 302 19 730 100 000 поставщика
Отражен предъявленный «отгрузочный» 2 210 01 560 2 302 19 730 10 000 НДС
Перечислена поставщику оставшаяся 2 302 19 830 2 201 01 610 77 000 сумма стоимости оборудования
Произведен зачет аванса 2 302 19 830 2 206 19 660 33 000
Медицинский аппарат принят на учет 2 101 04 310 2 106 01 410 100 000
Предъявлен к вычету «отгрузочный» 2 303 04 830 2 210 01 660 10 000 НДС
Отмена уплаты НДС в неденежных расчетах. Со следующего года организации, производящие неденежные расчеты, больше не будут перегонять НДС со счета на счет. С вступлением в действие изменений Закона N 224-ФЗ нормы абз. 2 п. 4 ст. 168 НК РФ, так же как и п. 2 ст. 172 НК РФ, утратят силу и организации будут производить такие расчеты на полную сумму, не выделяя НДС для перечисления его контрагенту. Данным правилом учреждения могут руководствоваться при проведении товарообменных операций, зачетов взаимных требований в части налогооблагаемых операций. Обновленный вычет по СМР. Учреждения, которые выполняют строительно-монтажные работы (СМР) для собственного потребления, знают, что на основании абз. 2 п. 5 ст. 172 НК РФ начисленный налог они смогут поставить к вычету только по мере его уплаты в бюджет. Поправки отменяют это условие и устанавливают другое, согласно которому вычет производится на момент определения налоговой базы при выполнении СМР — на последнее число каждого налогового периода (п. 10 ст. 167 НК РФ). Начислив налог по СМР в конце квартала, налогоплательщик сразу ставит его к вычету, отражая это в налоговых регистрах и декларации. В итоге сумма налога к начислению равна сумме налога к вычету, притом что СМР остались в составе облагаемых операций. Благодаря этому налогоплательщик, как и прежде, может поставить к вычету налог по израсходованным в ходе СМР материальным запасам, а также по работам, выполненным подрядными организациями.
Пример 2. Учреждение решило расширить перечень предоставляемых платных медицинских услуг, для чего произвело ремонт нескольких кабинетов. Для осуществления СМР оно закупило стройматериалы на сумму 118 000 руб. (в том числе НДС — 18 000 руб.). Кроме этого, расходы на оплату труда и отчисления работников, осуществляющих данные СМР, составили 253 000 руб. Ремонтные работы производились за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, подлежащей обложению НДС. В налоговую базу по СМР, выполненным для собственного потребления, в текущем месяце включается только сумма фактических затрат на выполнение СМР собственными силами — 353 000 руб. (100 000 + 253 000). Налог, начисленный с СМР, составит 63 540 руб. (353 000 x 18%), его учреждение сможет сразу же принять к вычету. В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие проводки:
Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
В момент получения строительных материалов для ремонта
Получены строительные материалы 2 105 04 340 2 302 22 730 100 000
Выделен НДС со стоимости материалов 2 210 01 560 2 302 22 830 18 000
Поставлен к вычету НДС по материалам 2 303 04 830 2 210 01 660 18 000
Оплачена поставщику стоимость 2 302 22 830 2 201 01 610 118 000 полученных строительных материалов
Списаны строительные материалы на 2 106 04 340 2 105 04 440 100 000 СМР
Начислены зарплата и ЕСН работникам, 2 106 04 340 2 302 01 730 253 000
выполнившим ремонтные работы 2 303 02 730 2 303 06 730
После завершения учреждением ремонтных работ
Списаны фактические расходы СМР 2 401 01 225 2 106 04 440 353 000 учреждения на финансовый результат
Начислен НДС по стоимости СМР для 2 210 01 560 2 303 04 730 63 540 собственных нужд
Принят к вычету НДС, начисленный со 2 303 04 830 2 210 01 660 63 540 стоимости ремонтных работ, выполненных собственными силами
Примечание. Правом вычета в момент начисления можно воспользоваться со следующего года, если же СМР выполнены до 01.01.2009, то начисленные суммы НДС могут быть поставлены к вычету только после их уплаты в бюджет.
Изменения в расчетах по налогу на прибыль
Снижение ставки налога. Сумма налога на прибыль складывается из двух составляющих — федеральной и региональной. Регионам право снижать ставку предоставлено с 2006 г., они могут снизить ее с 17,5 до 13,5%. Со следующего года ставка снижается в части налога, зачисляемого в федеральный бюджет, с 6,6 до 2,5%. В итоге ставка налога на прибыль устанавливается с 2009 г. в размере 20%, при этом регионы для отдельных категорий налогоплательщиков могут снизить налоговую нагрузку до 16%. Повышение амортизационной премии. Медицинским учреждениям, выступающим в роли налогоплательщика, следует знать, что под амортизационной премией подразумевается единовременное списание в уменьшение налога на прибыль определенного процента вложений в основные средства (первоначальной стоимости или работ по модернизации, дооборудованию, реконструкции объекта). Этот процент единовременного списания капитальных вложений решил изменить законодатель, которому фактически пришлось внести поправки в нормы еще не вступившего в силу Закона N 158-ФЗ. Переписаны ст.ст. 258, 259 НК РФ, при этом изменено лишь несколько абзацев, касающихся учета капитальных вложений в составе расходов отчетного (налогового) периода. Для основных средств, входящих в третью-седьмую амортизационные группы, допускается единовременное списание в уменьшение прибыли до 30%. Для всех остальных основных средств норма амортизационной премии остается прежней — не выше 10% от суммы расходов на капитальные вложения и расходов, понесенных при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении и частичной ликвидации основных средств. Данная поправка вступает в силу с 2009 г., однако другое уточнение применяется к основным средствам, введенным в эксплуатацию с 01.01.2008. Если такие объекты были реализованы ранее чем по истечении пяти лет с момента ввода их в эксплуатацию, то суммы амортизационной премии, учтенные в налоговой базе прошлых периодов, следует восстановить и включить в налоговую базу текущего периода. Стоимость имущества по сумме налога. Налогоплательщик по сумме исчисленного с рыночной стоимости налога дает оценку излишкам материальных запасов, выявленным в ходе инвентаризации, а также имуществу, полученному при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств (абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ). Закон N 224-ФЗ расширяет сферу применения этого правила до иного имущества, выявленного не только при демонтаже (разборке) основных средств, но и при их ремонте. Помимо названной ситуации, излишки прочего имущества (кроме материалов) могут быть выявлены в ходе инвентаризации, тогда их тоже следует оприходовать в налоговом учете по сумме налога, исчисленного с дохода, предусмотренного п.п. 13, 20 ст. 250 НК РФ. Если обратиться к этим пунктам НК РФ, то можно увидеть, что законодатель устранил ранее имевшее место несоответствие, когда при выявлении в ходе инвентаризации (при разборке, демонтаже ОС) излишки материальных запасов и иное имущество включались в состав внереализационных доходов, однако оценка по сумме налога была предусмотрена только для излишков МПЗ, иное имущество оставалось за кадром. Внесенные поправки уравнивают правила определения доходов и налоговой стоимости излишков запасов и иного имущества, которые выявлены в ходе инвентаризации (при разборке, демонтаже, ремонте ОС). Авансовые платежи по факту. Учреждения, уплачивающие ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль исходя из сумм платежей прошлых отчетных периодов в IV квартале 2008 г., могут уплачивать их по фактически полученной прибыли. Применение такого метода может позволить сэкономить на авансовых платежах за последний отчетный период 2008 г., если, конечно, фактически прибыль за этот период снизилась по сравнению с предыдущими периодами. Для того чтобы все было по закону, изменение порядка исчисления авансовых платежей по налогу на прибыль должно быть отражено в учетной политике. Кроме того, нужно уведомить об этом налоговый орган по месту учета налогоплательщика не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа. Данную поправку уже прокомментировал Минфин в Письме от 27.11.2008 N 03-00-08/40. В разъяснении указаны общий порядок исчисления и сроки уплаты авансовых платежей по итогам десяти и одиннадцати месяцев 2008 г. (до 28.11.2008 и 29.12.2008). При этом срок уплаты налога на прибыль за год нововведение не меняет (не позднее 30.03.2009). Как видим, времени на раздумья у налогоплательщиков было немного с учетом того, что Закон N 224-ФЗ был опубликован 26.11.2008. Поэтому тот, кто успел вовремя уведомить налоговую инспекцию, может уплачивать авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли. Кому это сделать не удалось за отведенный двухдневный срок (с 26.11.2008 до 28.11.2008), может перейти на уплату ежемесячных платежей исходя из фактической прибыли со следующего года, сообщив об этом налоговому органу не позднее 31 декабря текущего налогового периода (абз. 8 п. 2 ст. 286 НК РФ).
В заключение сюрприз по НДФЛ
Данная поправка заинтересует работников учреждений, вкладывающих свои средства в разрешение жилищного вопроса. Законом N 224-ФЗ размер имущественного налогового вычета увеличивается вдвое — с 1 млн до 2 млн руб. (пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ). Это означает, что физические лица (плательщики НДФЛ) смогут вернуть из бюджета не 130 000, а 260 000 руб. Норма имеет обратную силу и применяется с 01.01.2008, поэтому ею смогут воспользоваться граждане, которые вложили свои средства в строительство или приобретение жилья в 2008 г.
Эксперт журнала
«Бюджетные учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение»
С.КРАВЧЕНКО
Подписано в печать
24.12.2008