Определением Верховного Суда РФ от 29.08.2000 данное решение оставлено без изменения («Бюллетень Верховного Суда РФ», N 12, 2000). Текст документа
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
4 апреля 2000 г.
N ГКПИ2000-176
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Зайцева В.Ю., при секретаре Бирюковой Е.Ю., с участием прокурора Федотовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия «Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах» о признании недействительным второго предложения абзаца 2 подпункта «у» пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» и пункта 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н «По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость», УСТАНОВИЛ:
23.09.1993 Государственной налоговой службой Российской Федерации были приняты Разъяснения N ВЗ-4-05/150н «По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость» (далее — Разъяснения). Пунктом 16 Разъяснений предусмотрено, что платные услуги, оказываемые санитарно-эпидемиологическими учреждениями для населения (по месту жительства, работы, отдыха), а также по договорам, заявкам предприятий по защите от переносчиков инфекционных заболеваний (дезинфекция, дезинсекция, дератизация и т.п.), облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. Согласно второму предложению абзаца 2 подпункта «у» пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» (далее — Инструкция) ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги от налога на добавленную стоимость не освобождаются. Михайлов Ю.М. и государственное унитарное предприятие «Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах» обратились в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой о признании недействительными вышеприведенных положений Разъяснений и Инструкции, ссылаясь на их несоответствие подпункту «у» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость». Заявители ссылались на то, что услуги по защите здоровья и охране окружающей среды, оказываемые населению организациями, входящими в систему Госсанэпидслужбы Российской Федерации, а именно дезинфекция, дератизация и дезинсекция, являются платными медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость. Между тем оспариваемые правовые акты неправомерно возлагают на юридических и физических лиц обязанность по уплате налога на добавленную стоимость при оказании им вышеназванных услуг организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Примечание.
Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» утратил силу в связи с изданием Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах».
Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Муравьева И.Е. и Кулагин А.Б., Министерства финансов Российской Федерации Рассказова О.Т. и Шилина В.В., Министерства юстиции Российской Федерации Богданова В.В. с доводами жалобы не согласились, ссылаясь на то, что оспариваемые заявителями положения правового акта соответствуют действующему федеральному законодательству. Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации Лыткин Б.Г. пояснил суду, что в систему организаций Госсанэпидслужбы России, подчиненных Минздраву России, входят государственные дезинфекционные предприятия, на которые возложено проведение дезинфекционных, дератизационных и дезинсекционных работ (услуг). Эти работы (услуги) включены в Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями Госсанэпидслужбы России. Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей жалобу удовлетворить частично, Верховный Суд Российской Федерации находит, что жалоба заявителей подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с подпунктом «у» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» (Перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога) от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги для населения. Суд полагает, что к числу таких медицинских услуг относятся и услуги по дезинфекции, дератизации и дезинсекции, оказываемые населению организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Данный вывод суда основан на положениях действующего законодательства. Так, согласно п. 7 ст. 46 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» структура государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления ее деятельности, порядок назначения руководителей органов и учреждений указанной службы устанавливаются Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации. В силу пункта 1 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 N 680, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации входит в систему Министерства здравоохранения Российской Федерации и объединяет органы и организации, действующие в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В соответствии со ст. 47 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» финансирование государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации осуществляется в числе других и за счет средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Данная правовая норма конкретизирована в подпункте 4 пункта 16 Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, в котором указано, что источниками финансирования организаций службы могут быть внебюджетные средства, в том числе средства от выполнения организациями службы платных медицинских работ (оказания услуг) по договорам с хозяйствующими субъектами и населением. Перечень платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться организациями службы в соответствии с их компетенцией, утверждается Министерством здравоохранения Российской Федерации. Реализуя поручение Правительства Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации 31.12.99 издало Приказ N 474 «О Перечне платных медицинских работ (услуг), которые могут выполняться учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации». Данный Приказ 08.02.2000 был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и официально опубликован в установленном порядке. В пункт 6 Перечня платных медицинских работ (услуг) включены дезинфекционные, дезинсекционные и дератизационные работы (услуги) по заявкам граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Следовательно, оказываемые населению платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации являются медицинскими услугами, которые должны освобождаться от налога на добавленную стоимость. Данный вывод подтверждается и «Общероссийским классификатором услуг населению», утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации N 163 от 28.06.1993, в редакции от 05.03.1999, в котором услуги по проведению дезинфекции, дератизации и дезинфекции включены в подгруппу «Медицинские услуги». Между тем оспариваемые заявителями положения нормативных актов вводят не предусмотренные законом ограничения на использование льготы по налогу на добавленную стоимость при оказании организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации платных услуг населению по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. Вследствие этого на граждан, заказавших такие услуги, неправомерно возлагается обязанность по уплате в бюджет сумм налога, который по закону они платить не обязаны. При таких обстоятельствах эти положения нормативных актов в части, не соответствующей подпункту «у» пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость», должны быть признаны недействительными. При этом суд учитывает, что к числу «санитарно-эпидемиологических услуг», указанных во втором предложении абзаца 2 подпункта «у» пункта 12 Инструкции, Министерство по налогам и сборам Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации относят в том числе и оказываемые населению организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации платные услуги по дезинфекции, дезинсекции и дератизации. В то же время суд не может согласиться с жалобой заявителей о том, что от налога на добавленную стоимость должны освобождаться и ветеринарные услуги, поскольку такого положения в Законе Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» не содержится. С доводами Министерства по налогам и сборам Российской Федерации о том, что дезинфекция, дезинсекция и дератизация не могут быть освобождены от налога на добавленную стоимость, поскольку они являются работами, а не услугами, суд согласиться не может. Согласно пункту 4 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Результаты деятельности по дезинфекции, дезинсекции и дератизации материального выражения не имеют. Руководствуясь ст. 191-197, 231, 232, 239.7. Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации РЕШИЛ:
жалобу Михайлова Ю.М. и государственного унитарного предприятия «Дезинфекция на Кавказских Минеральных Водах» удовлетворить частично. Признать недействительным (незаконным) второе предложение абзаца 2 подпункта «у» пункта 12 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость» в части слов: «и санитарно-эпидемиологические». Признать недействительным (незаконным) пункт 16 Разъяснений Государственной налоговой службы Российской Федерации от 23.09.1993 N ВЗ-4-05/150н «По вопросам, связанным с применением налогового законодательства по налогу на добавленную стоимость» — в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
23 марта 2000 г.
N 2510/3072-31
ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ
ОТ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
Минздрав России подтверждает, что оборудование для оснащения контрольно — аналитической лаборатории поступающее по контракту N 08843672/05004-06 от 16.11.99 между АО «Техснабэкспорт» и «GETAS Instrumentebau Gmb.H.» предназначается для Ростовской фармацевтической фабрики и будет использоваться в научных целях при выполнении работ по разработке нормативно — технической документации для совершенствования регламента производства лекарственных средств. Учитывая характер ввозимого оборудования Минздрав России просит освободить данный груз от налога на добавленную стоимость.
Заместитель Министра
А.В.КАТЛИНСКИЙ