Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 2 данного документа). Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 сентября 2002 г.
N 675
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2001 Г. N 132
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 22, ст. 2026) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2001 г. N 132 «Об утверждении перечня медицинских услуг, оказываемых населению медицинскими и санитарно — профилактическими учреждениями, по диагностике, профилактике и лечению, независимо от формы и источника их оплаты, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 9, ст. 869). 2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 сентября 2002 г. N 675
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 ФЕВРАЛЯ 2001 Г. N 132
- Заголовок Постановления изложить в следующей редакции: «Об утверждении перечня медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
- Пункт 1 изложить в следующей редакции: «1. Утвердить прилагаемый перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
- Заголовок перечня, утвержденного указанным Постановлением, изложить в следующей редакции: «Перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость».
Перечень, утвержденный данным документом, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 года (пункт 2 данного документа). Текст документа
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 февраля 2001 г.
N 132
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ДИАГНОСТИКЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ИХ ОПЛАТЫ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.09.2002 N 675)
В соответствии со статьей 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемый перечень медицинских услуг по диагностике, профилактике и лечению, оказываемых населению, реализация которых независимо от формы и источника их оплаты не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. (п. 1 в ред. Постановления Правительства РФ от 16.09.2002 N 675) 2. Перечень, утвержденный настоящим Постановлением, применяется к правоотношениям, возникшим с 1 января 2001 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.КАСЬЯНОВ
УТВЕРЖДЕН
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 февраля 2001 г. N 132
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ДИАГНОСТИКЕ, ПРОФИЛАКТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ, РЕАЛИЗАЦИЯ КОТОРЫХ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ И ИСТОЧНИКА ИХ ОПЛАТЫ НЕ ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 16.09.2002 N 675)
- Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках амбулаторно — поликлинической (в том числе доврачебной) медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
- Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в рамках стационарной медицинской помощи, включая проведение медицинской экспертизы.
- Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в дневных стационарах и службами врачей общей (семейной) практики, включая проведение медицинской экспертизы.
- Услуги по диагностике, профилактике и лечению, непосредственно оказываемые населению в санаторно — курортных учреждениях.
- Услуги по санитарному просвещению, непосредственно оказываемые населению.
«Экономический вестник фармации», 2002, N 9
Вопрос: Мы реализуем препараты Виркон и хлорамин Б. Оба препарата зарегистрированы Минздравом РФ в качестве лекарственного средства и внесены в Государственный реестр лекарственных средств. В связи с тем, что указанные препараты, в принципе, является дезинфицирующими средствами, правомерно ли облагать их реализацию налогом на добавленную стоимость по льготной ставке 10% как лекарственное средство?
Ответ: В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 164 части 2 Налогового кодекса РФ (в ред. от 29.05.2002 г.) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления. При этом коды видов продукции, перечисленных в указанном пункте 2, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации. В связи с этим Министерство РФ по налогам и сборам в своем письме от 28.01.2002 г. N ВГ-6-03/99 разъясняет, что, по мнению МНС РФ, до утверждения Правительством Российской Федерации вышеназванных кодов, с 1 января 2002 года при реализации лекарственных средств, включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления, изделий медицинского назначения в целях применения налоговой ставки 10 процентов следует руководствоваться кодами Общероссийского классификатора продукции, перечисленными в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 10 апреля 1996 года N ВЗ-4-03/31н, 04-03-07 «О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции», зарегистрированном в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 мая 1996 года N 1081. В соответствии с этим письмом «не освобождаются от налога на добавленную стоимость перечисленные в классификаторе (ОК 005-93) ОКП средства энтерального питания, детское, лечебно — профилактическое питание, заменитель женского молока, продукты прикорма для детей, биологически активные добавки к пище; парафармацевтическая продукция, в том числе зубная лечебно — профилактическая паста, зубные щетки, синтетические волокна для зубных щеток, зубочисток, ершиков, зубных нитей (флоссов), полоскания для полости рта, лак для покрытия зубов, красящие таблетки для окрашивания зубного налета, шампуни, кремы и другие парфюмерно — косметические средства для ухода за кожей лица, тела, рук, ног, волосами, ногтями, декоративная косметика, дезодоранты; а также другие виды витаминизированной и лечебно — профилактической продукции пищевой, мясной, молочной, рыбной и мукомольно — крупяной промышленности; подгузники детские; репелленты; ветеринарная продукция.». Кроме того, данное письмо устанавливает, что «льгота распространяется на отечественные и зарубежные лекарственные средства, перечисленные в главах 1, 2 (за исключением лечебно — профилактических пищевых добавок), 5, 6 (за исключением репеллентов) части 1 и главах 1, 2, 3, 4, 5, 6 (за исключением репеллентов) и 7 части 2 второго издания Государственного реестра лекарственных средств (Москва, Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации, 1995 г., с учетом последующих изменений и дополнений к Реестру) и реализуемые предприятиями (организациями) всех форм собственности при наличии выданной в установленном порядке соответствующей лицензии.» Таким образом, в перечне не освобождаемых (по мнению МНС РФ) от НДС товаров медицинского назначения дезинфицирующие средства в указанном письме не значатся. В Государственном реестре лекарственных средств 1995 года, на который ссылается письмо Минфина РФ и Госналогслужбы РФ препараты Виркон и Хлорамин Б находятся в главе 6 части 1, т.е. в соответствии с процитированным текстом письма попадают в перечень льготируемых лекарств. Следовательно, даже по мнению официальных налоговых органов реализация Виркона и Хлорамина Б подлежит обложению НДС по ставке 10%. В то же время отметим, что, по нашему мнению, МНС РФ в своем письме от 28.01.2002 г. превышает предоставленные ему полномочия, поскольку вопросы обложения налогом реализации тех или иных товаров (работ, услуг) не могут решаться на подзаконном уровне. По нашему мнению, в соответствии с указанными выше положениями Налогового кодекса до определения Правительством РФ соответствующих кодов продукции по ставке 10% облагаются ВСЕ лекарственные средства. Федеральный закон РФ «О лекарственных средствах» не ставит отнесение конкретного препарата к лекарственным средствам в зависимость от того, в какую главу Государственного реестра лекарственных средств включен этот препарат. При этом критерием отнесения товаров к классу лекарственных средств служат, во-первых, наличие у товара регистрационного удостоверения Минздрава РФ о его регистрации в качестве лекарственного средства, и, во-вторых, присвоение товару кода из раздела 93 0000 согласно ОК 005-93. Обоим этим условиям Виркон и Хлорамин Б удовлетворяют, следовательно, их реализация подлежит обложению НДС по ставке 10%.
Директор юридической компании
«Юнико-94»
М.И.МИЛУШИН
Подписано в печать
01.09.2002