Медицина в России – она, конечно, не сахар. Что для врачей, что для пациентов. Очереди, проблемы с лекарствами, малограмотные доктора и чересчур грамотные больные – реалии, от которых никуда не деться. Думаю, это одна из причин, по которой цветут буйным цветом самолечительные сайты.
Коллега dok_zlo поделился ссылкой на один из таких ресурсов. Название весьма говорящее: «Лечимся дома — Сборник народных рецептов». В принципе, народная медицина – кладезь полезной информации, из нее в свое время и выросла медицина в обычном понимании этого слова. И переняла из народных методов всё, что может действительно помочь пациентам предотвратить или победить болезнь, а также восстановиться после недуга. Фитотерапию, например.
Однако в последнее время на народной медицине спекулируют все, кому не попадя, и вместо полезной информации гонят пургу сомнительного цвета и запаха. Один из основных признаков шарлатанства – пропаганда «народных» средств от рака. Вот так, например, советуют лечиться от рака матки:
Что вызывает особое недоумение?
Во-первых, матка – орган достаточно сложносочиненный – в одном только шеечном канале представлено несколько видов эпителия, каждый из которых может давать свое злокачественное новообразование, а еще есть эндометрий, миометрий. Также большую роль играет локализация опухоли и стадия болезни, и это сильно влияет на выбор тактики ведения той или иной пациентки. А тут всё просто – всем тампоны с лопухом.
Во-вторых, потрясающая фраза про необходимость потерпеть, мол, это так «лекарство» действует. Ничего подобного, таким образом можно заработать только ожог слизистой влагалища, а если постараться – то и шейки матки. И никакого избавления от опухоли.
Следующий признак шарлатанства – «лечение» откровенно ядовитыми растениями. В данном случае упомянут болиголов пятнистый как средство от доброкачественных опухолей в женской половой сфере. Правда, с оговоркой: «применяется только по назначению и под контролем врача». Интересно, какой гинеколог возьмет на себя риск посоветовать при миоме болиголов?
Еще один признак – это всякие энергетические поля, заряжание воды, фотографий и прочих предметов. Без этого на разбираемом ресурсе также не обошлось:
«Способность вызывать Энергию сотворения в ее полноценной концентрации и управлять ею» — очень веский повод отобрать у доктора Коновалова его диплом врача. Если, конечно, он не какой-нибудь самоназванный доктор каких-нибудь энергоинформационных наук. Стакан воды, заряжаемый через фотографию, — это уже окончательный диагноз, не подлежащий обжалованию.
Впрочем, встречаются на сайте и достаточно забавные утверждения:
Ну да, длительное нереализованное возбуждение – это не есть хорошо, а про солитарное сексуальное поведение, в частности, про мастурбацию создатели сайта что-нибудь слышали? От указанных застойных явлений она прекрасно избавляет, как женщин, так и мужчин.
В целом же сайт оставляет некое среднее впечатление между отечественным «Вестником ЗОЖ» и украинской «Бабушкой». И относится к категории «Сжечь перед прочтением».
***
Способностью к адаптации обладают не только живые организмы, но и такое явление как реклама. В частности, речь идет о рекламе БАД. В соответствии с действующим законодательством любой рекламный блок – в газете ли, на телеэкране ли, в радиопередаче ли – должен содержать две обязательные фразы. Первая – «Биологически активная добавка к пище». Вторая – «Не является лекарством». На прошлой неделе по проводному радио услышал рекламу БАД «Циркумфлекс», и долго искал на полу выпавшую челюсть.
Знаете, что они удумали? Всего лишь слегка дополнили требуемую фразу. И она стала звучать следующим образом:
«Биологически активная добавка. Не является лекарством, то есть не содержит химических или гормональных веществ, действует на клеточном уровне с первых же часов приема».
Слов нет. Формально буква закона соблюдена, там же не говорится, что фразы должны звучать так и только так, как указано. Значит, возможны варианты. Вот вам один из них. Это даже круче, чем фраза на бутылке растительного масла «Не содержит холестерина» (а его там и не может быть по определению).
При этом составителя рекламы совершенно не волнует, что фраза по сути абсурдна и невежественна. Из химических веществ и элементов состоит абсолютно всё вокруг нас, будь то человек, падающий на него кирпич или пищевая добавка. Да, и еще одна новость – любое поступившее в организм вещество (будь оно даже сто раз «натуральным») начнет действовать сразу же, в первые часы и даже минуты приема. Другой вопрос – как именно оно будет действовать. Кстати, и эффекты все будут в первую очередь на клеточном уровне, и лишь потом на органном или организменном. Просто потому, что это закон физиологии, а вовсе не потому, что в БАД напихали свежеизобретенных чудесностей.
Самое интересное, что таким нехитрым образом можно обойти вообще любой негатив (с точки зрения добавок, конечно). Например, вменят в обязанность писать «Не лечит», напишут «Не лечит, а исцеляет». Изменят формулировку на «Не обладает терапевтическим эффектом», можно извернуться «Не обладает терапевтическим эффектом, а восстанавливает информационно-энергетическую сущность организма».
Это только в Штатах могут оштрафовать на 5 миллионов долларов и выгнать на три года из телеэфира местного малахова. У нас же подобные граждане процветают и прекрасно себя чувствуют, упиваясь собственной безнаказанностью.
***
И еще раз о рекламе. Точнее о том, как относятся к фактам и информации составители рекламных статей. И чего эти самые статьи стоят. Снова спасибо моему коллеге Александру из Санкт-Петербурга за присланную ссылку. Реклама очередной «натуральной природной воды» в бутылках, называется скромно и незатейливо – «Как продлить жизнь».
Я не буду детально разбирать бред, из которого, собственно, статья и состоит. Не буду снова тыкать автора статьи в сайт ВОЗ, где нет и быть не может приведенной им информации. Просто продемонстрирую один маленький фокус на примере всего пары предложений:
Итак. В американском городке Лома Линда нет кампуса Калифорнийского университета. Там действительно есть университет, но он относится к церкви адвентистов седьмого дня. И между этими двумя учебными заведениями разница настолько огромна, что сравнение подобрать сложно. Особенно в плане научности и корректности медицинских исследований.
Теперь о самом исследовании. Статья «Water, Other Fluids, and Fatal Coronary Heart Disease» была опубликована в 2002 годув American Journal of Epidemiology. Сбор информации для анализа проводился самым ненадежным из всех возможных способов – посредством опросников. Из более чем 20 тысяч участников исследования только у 246 человек развилась ишемическая болезнь сердца (менее 1 процента). И насчет соков, кофе, молока и прочих напитков в рекламной статье загнули. Исследователи подчеркивают, что по сокам им так ничего определить и не удалось, слишком мало информации было получено; молоко, по полученным данным, вообще никак не влияло на риск развития ИБС; влияние кофе, чая и газировки оказалось статистически недостоверным.
В разделе «Обсуждение» авторы подчеркивают, что у исследования было очень много ограничений. Например, людей, страдающих сахарным диабетом, не включали в группу, они и так потребляют больше воды, чем другие люди. И вообще полученные результаты могут быть применены только к адвентистской общине Калифорнии – об этом тоже прямо говорится в тексте.
Но до таких ли тонкостей тем, кто ваяет рекламные статьи? Платят им не за достоверность, а за рекламность. А что для этого надо? Вывернуть факты наизнанку, хорошенько их перемешать, добавить ужасов всяких, а затем предложить единственный выход из ситуации. В данном случае – купить конкретную воду. Вот просто из вредности не куплю. Не люблю, когда меня так откровенно дурят.
***
Напоминаю, что ссылки и скриншоты можно присылать – будем разбираться, с непременными благодарностями авторам, чьи письма станут сюжетами будущих колонок. Адрес для посылок.