По словам председателя Комитета ГД по охране здоровья Ольги Борзовой, «несмотря на то, что российское законодательство содержит три десятка статей о возможности уголовного или административного преследования за подобные деяния, в нем отсутствует само понятие «фальсификация лекарственных средств», что резко снижает эффективность борьбы с этим злом». Эксперт рынка, генеральный директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова говорит, что «утверждение предлагаемых поправок Госдумой приблизит наше законодательство к нормам европейских государств. В первую очередь это касается уголовного наказания. Для примера, во Франции производство и импорт фальсифицированных лечебных средств наказывается лишением свободы на срок 4 года или штрафом в размере 400 тыс. евро, а организация незаконной сети сбыта — сроком 5 лет или штрафом в размере 500 тыс. евро».
Проблема контрафакта в фармацевтике остается общей для большинства развитых стран. По самым скромным оценкам ежегодный мировой оборот торговли фальшивыми лекарствами составляет от 15 до 20 млрд. долл. По словам редактора портала Pharm-Expert.Ru Ивана Данилова, «многочисленные несертифицированные производства в России – очень удобная возможность создавать подделанные препараты. Основная доля фальсификата, который на сегодняшний момент оценивается в 10-15% всего рынка лекарств, производится в нерабочее время на оборудовании фармацевтических заводов. При этом лекарственные субстанции для «теневых» партий в целях экономии закупаются в Индии или Китае, где они производятся массово и где система контроля качества вызывает большие вопросы».
С проблемой высококачественных подделок в первую очередь сталкиваются фармацевтические компании, препараты которых востребованы на рынке и хорошо известны. Настасья Иванова: «Ужесточать наказание для фальсификаторов нужно. Однако, чтобы успешно бороться с увеличением числа подделок лекарств на нашем рынке необходимо в первую очередь наказывать лиц, виновных за производство лекарственного фальсификата, а не за его сбыт. Ведь проблема усложняется тем, что зачастую подделанные лекарства произведены с минимальными отличиями от оригинальных. Подделываемая партия медикаментов является серийной, и подделки производятся тех же серий, что и оригиналы, но с некоторым отставанием. В таких случаях очень сложно доказать подлинность оригинальной партии медикаментов, тем более, если она была уже продана. От всего этого незаслуженно страдают и дистрибьюторы лекарств, и руководители аптек».