Коммерческий фармрынок России, несмотря на действие противоположных по направленности внутренних и внешних сил, пока держится «молодцом». Объем рынка за 1-й квартал 2009 г. составил 2,7 млрд долл. США в розничных ценах. В долларовом измерении рынок «сжался» на 7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В рублях наблюдается противоположная динамика рынка: зафиксирован рост рублевой массы в пределах 32%, соответственно, объем рынка за тот же период составил около 93 млрд руб. в розничных ценах.
Натуральные показатели были подвержены кризисной коррекции в меньшей степени. По итогам 1-го квартала 2009 г. объем рынка в упаковках снизился всего на 1%. Наибольшие темпы снижения спроса зафиксированы в январе и феврале текущего года. Однако март продемонстрировал уверенный рост продаж количества упаковок (+5%; табл. 1).
Таблица 1. Объем коммерческого розничного фармрынка России, 1 кв. 2008 г. и 1 кв. 2009 г.
Период |
Объем рынка |
Прирост продаж, % |
||||
млн USD |
млн RUB |
млн упак. |
USD |
RUB |
упак. |
|
2 711 |
93 139 |
1 011 |
-7 |
32 |
0 |
|
1 кв. 2008 |
2 912 |
70 553 |
1 016 |
27 |
7 |
7 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»
Что стоит за этими цифрами? Во-первых, рынок почти не почувствовал сокращения платежеспособного спроса. Полагаем, что теплая зима также внесла свои коррективы в потребление медикаментов: в климатически нормальные зимне-весенние месяцы (февраль-март) рынок вернулся к ожидаемым показателям. Во-вторых, рост цен на медикаменты не привел к существенному сокращению спроса. Тот факт, что лекарственные средства — товар неэластичного спроса, с одной стороны, а также сравнительно низкая средняя цена упаковки ЛС, с другой стороны, не позволяют россиянину экономить на этой продукции. Таким образом, переключения спроса на более дешевые препараты пока не наблюдается.
Однако рынок (в большей степени — товаропроводящая цепочка) готовится к определенному «хирургическому вмешательству» со стороны государства. Тезис о снижении предельных торговых наценок на лекарственные средства глубоко сидит в умах законодательной и исполнительной властей. Но пока никто не осознает в полной мере проблемного поля оптового и розничного звена российского фармрынка. К примеру, среднестатистическая аптека с оборотом около 700 тыс. руб. в месяц приносит реальной прибыли 10—15 тыс. руб. В режиме высокой инфляции, нестабильности экономической системы такая норма прибыли недопустима для нормального существования бизнеса.
Но вернемся к основным рыночным индикаторам… Рост цен на всю товарную группу продолжился по март включительно. Средняя цена одной упаковки в марте 2009 г. составила 2,74 долл., или 95 руб. в розничных ценах. В долларах цена одной упаковки снизилась на 11% (по сравнению с мартом 2008 г.), а в евро и рублях зафиксирован тренд рост средней цены: +4% и +28% соответственно (рис. 1).
Рис. 1. Средняя цена упаковки ЛС на коммерческом розничном фармрынке России, 2007 — март 2009 г.
Рейтинг торговых марок пока остается статичным и привычным для сезона «зима — весна». В условной номинации «Прорыв сезона» следует отметить успех гомеопатической торговой марки «Оциллококцинум» (Лаборатория Буарон). Рост продаж этого безрецептурного препарата в долларах в кризисный период составил более 20% (!!!) — успех, которому можно позавидовать. При сохранении такой динамики продаж в конце следующего года вероятно изменение верхушки рейтинга самых продаваемых препаратов.
Лишь у немногих торговых марок отмечено снижение продаж в натуральных показателях. «Арбидол», «Линекс» и «Витрум» пользовались несколько меньшим спросом, чем в аналогичный период прошлого года (табл. 2).
Таблица 2. TOP10 торговых марок на коммерческом розничном фармрынке России, 1 кв. 2009 г.
№ п/п |
Торговая марка |
Объем продаж |
Прирост продаж, % |
||||
млн USD |
млн RUB |
млн упак. |
USD |
RUB |
упак. |
||
1 |
АРБИДОЛ |
49,7 |
1723,5 |
8,2 |
-25 |
8 |
-12 |
2 |
ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ |
26,7 |
921,7 |
3,1 |
20 |
71 |
53 |
3 |
ТЕРАФЛЮ |
24,6 |
848,7 |
4,7 |
-13 |
24 |
28 |
4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ |
24,0 |
821,5 |
2,3 |
2 |
45 |
9 |
5 |
АКТОВЕГИН |
22,9 |
787,3 |
1,3 |
0 |
42 |
15 |
6 |
ЛИНЕКС |
20,7 |
712,9 |
2,7 |
-24 |
9 |
-11 |
7 |
ВИТРУМ |
20,6 |
708,1 |
2,0 |
-16 |
19 |
-17 |
8 |
ВИАГРА |
19,1 |
655,3 |
0,8 |
-9 |
29 |
8 |
9 |
АНАФЕРОН |
17,9 |
617,8 |
4,5 |
-5 |
36 |
12 |
10 |
ПЕНТАЛГИН |
17,0 |
581,6 |
6,2 |
-12 |
25 |
2 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»
Рейтинг корпораций по итогам 1-го квартала также выглядит достаточно ожидаемо. «Байер Хелскэр» демонстрирует уверенный рост продаж по сравнению с прошлым годом. Портфель компании «Сагмел», купленный в прошлом году, позволил «Байеру» выйти на лидирующую позицию в рейтинге TOP10 корпораций.
Обращает внимание рост концентрации первой десятки. По итогам 1 квартала 2009 г. совокупная доля этих компаний на коммерческом розничном рынке составила 33,6%. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (табл. 3).
Таблица 3. TOP10 корпораций на коммерческом розничном фармрынке России, 1 кв. 2009 г.
№ п/п |
Корпорация |
Доля рынка в стоимостном выражении, % |
Объем продаж |
Прирост продаж, % |
||||
млн USD |
млн RUB |
млн упак. |
USD |
RUB |
упак. |
|||
1 |
ФАРМСТАНДАРТ |
5,34 |
144,65 |
4986,42 |
113,75 |
-16 |
19 |
20 |
2 |
БАЙЕР ХЕЛСКЭР |
3,77 |
102,34 |
3512,43 |
12,13 |
30 |
84 |
68 |
3 |
БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ |
3,58 |
96,98 |
3334,79 |
18,98 |
1 |
43 |
-3 |
4 |
САНОФИ-АВЕНТИС |
3,41 |
92,45 |
3168,88 |
13,97 |
-11 |
26 |
-6 |
5 |
САНДОЗ |
3,33 |
90,26 |
3104,03 |
14,21 |
-10 |
28 |
-3 |
6 |
ГЕДЕОН РИХТЕР |
3,19 |
86,41 |
2968,74 |
13,47 |
5 |
49 |
11 |
7 |
НИКОМЕД |
2,96 |
80,27 |
2756,41 |
12,21 |
0 |
41 |
11 |
8 |
НОВАРТИС |
2,95 |
80,11 |
2751,36 |
13,68 |
-12 |
24 |
8 |
9 |
СЕРВЬЕ |
2,76 |
74,90 |
2571,60 |
5,33 |
-7 |
31 |
-1 |
10 |
ШТАДА СНГ |
2,30 |
62,35 |
2140,83 |
23,29 |
-1 |
40 |
6 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»
Заключение: Четкий тренд движения рынка с начала года пока не определился. Ранее по итогам 1-го квартала каждого года можно было с точностью до ±10% прогнозировать объем рынка на выходе из годового периода. Сейчас ситуация крайне неопределенная. Разнонаправленность тенденций в структуре рынка не позволяет сделать однозначный прогноз до конца года. Однако, основывая свое мнение на экспертном наблюдении, а также на общении с представителями рынка — от производителей до аптечных сетей, — мы приходим к выводу, что в текущем году не следует уделять особого внимания макростатистике рынка. Объемы, динамика и другие макроэкономические показатели сейчас не столь принципиальны. Эффективность бизнеса, рыночная доля компании — вот ключевые параметры измерения бизнеса на ближайший период.
Несмотря на проблемность рынка, мы ожидаем положительную динамику объемов продаж до конца года. Однако несколько изменится ключевой драйвер этого процесса: цены станут залогом такого роста.
Таблица 4. Прогноз развития фармрынка России на 2009 г.
Рост рынка |
в рублях |
+33% |
в долларах |
+2 — -3% |
|
в упаковках |
-5 — -7% |
|
Критический период |
май-июнь |