Recipe.Ru

ЦМИ «Фармэксперт»: Фармрынок замер в ожидании перемен

Коммерческий фармрынок России, несмотря на действие противоположных по направленности внутренних и внешних сил, пока держится «молодцом». Объем рынка за 1-й квартал 2009 г. составил 2,7 млрд долл. США в розничных ценах. В долларовом измерении рынок «сжался» на 7% по отношению к аналогичному периоду предыдущего года. В рублях наблюдается противоположная динамика рынка: зафиксирован рост рублевой массы в пределах 32%, соответственно, объем рынка за тот же период составил около 93 млрд руб. в розничных ценах.

Натуральные показатели были подвержены кризисной коррекции в меньшей степени. По итогам 1-го квартала 2009 г. объем рынка в упаковках снизился всего на 1%. Наибольшие темпы снижения спроса зафиксированы в январе и феврале текущего года. Однако март продемонстрировал уверенный рост продаж количества упаковок (+5%; табл. 1).

Таблица 1. Объем коммерческого розничного фармрынка России, 1 кв. 2008 г. и 1 кв. 2009 г.

Период

Объем рынка

Прирост продаж, %

млн USD

млн RUB

млн упак.

USD

RUB

упак.

1 кв. 2009

2 711

93 139

1 011

-7

32

0

1 кв. 2008

2 912

70 553

1 016

27

7

7

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»

 

 

Что стоит за этими цифрами? Во-первых, рынок почти не почувствовал сокращения платежеспособного спроса. Полагаем, что теплая зима также внесла свои коррективы в потребление медикаментов: в климатически нормальные зимне-весенние месяцы (февраль-март) рынок вернулся к ожидаемым показателям. Во-вторых, рост цен на медикаменты не привел к существенному сокращению спроса. Тот факт, что лекарственные средства — товар неэластичного спроса, с одной стороны, а также сравнительно низкая средняя цена упаковки ЛС, с другой стороны, не позволяют россиянину экономить на этой продукции. Таким образом, переключения спроса на более дешевые препараты пока не наблюдается.

Однако рынок (в большей степени — товаропроводящая цепочка) готовится к определенному «хирургическому вмешательству» со стороны государства. Тезис о снижении предельных торговых наценок на лекарственные средства глубоко сидит в умах законодательной и исполнительной властей. Но пока никто не осознает в полной мере проблемного поля оптового и розничного звена российского фармрынка. К примеру, среднестатистическая аптека с оборотом около 700 тыс. руб. в месяц приносит реальной прибыли 10—15 тыс. руб. В режиме высокой инфляции, нестабильности экономической системы такая норма прибыли недопустима для нормального существования бизнеса.

Но вернемся к основным рыночным индикаторам… Рост цен на всю товарную группу продолжился по март включительно. Средняя цена одной упаковки в марте 2009 г. составила 2,74 долл., или 95 руб. в розничных ценах. В долларах цена одной упаковки снизилась на 11% (по сравнению с мартом 2008 г.), а в евро и рублях зафиксирован тренд рост средней цены: +4% и +28% соответственно (рис. 1).

 

Рис. 1. Средняя цена упаковки ЛС на коммерческом розничном фармрынке России, 2007 — март 2009 г.

 

 

Рейтинг торговых марок пока остается статичным и привычным для сезона «зима — весна». В условной номинации «Прорыв сезона» следует отметить успех гомеопатической торговой марки «Оциллококцинум» (Лаборатория Буарон). Рост продаж этого безрецептурного препарата в долларах в кризисный период составил более 20% (!!!) — успех, которому можно позавидовать. При сохранении такой динамики продаж в конце следующего года вероятно изменение верхушки рейтинга самых продаваемых препаратов.

Лишь у немногих торговых марок отмечено снижение продаж в натуральных показателях. «Арбидол», «Линекс» и «Витрум» пользовались несколько меньшим спросом, чем в аналогичный период прошлого года (табл. 2).

Таблица 2. TOP10 торговых марок на коммерческом розничном фармрынке России, 1 кв. 2009 г.

№ п/п

Торговая марка

Объем продаж

Прирост продаж, %

млн USD

млн RUB

млн упак.

USD

RUB

упак.

1

АРБИДОЛ

49,7

1723,5

8,2

-25

8

-12

2

ОЦИЛЛОКОКЦИНУМ

26,7

921,7

3,1

20

71

53

3

ТЕРАФЛЮ

24,6

848,7

4,7

-13

24

28

4

ЭССЕНЦИАЛЕ

24,0

821,5

2,3

2

45

9

5

АКТОВЕГИН

22,9

787,3

1,3

0

42

15

6

ЛИНЕКС

20,7

712,9

2,7

-24

9

-11

7

ВИТРУМ

20,6

708,1

2,0

-16

19

-17

8

ВИАГРА

19,1

655,3

0,8

-9

29

8

9

АНАФЕРОН

17,9

617,8

4,5

-5

36

12

10

ПЕНТАЛГИН

17,0

581,6

6,2

-12

25

2

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»

 

Рейтинг корпораций по итогам 1-го квартала также выглядит достаточно ожидаемо. «Байер Хелскэр» демонстрирует уверенный рост продаж по сравнению с прошлым годом. Портфель компании «Сагмел», купленный в прошлом году, позволил «Байеру» выйти на лидирующую позицию в рейтинге TOP10 корпораций.

Обращает внимание рост концентрации первой десятки. По итогам 1 квартала 2009 г. совокупная доля этих компаний на коммерческом розничном рынке составила 33,6%. Это на 3% больше, чем за аналогичный период прошлого года (табл. 3).

Таблица 3. TOP10 корпораций на коммерческом розничном фармрынке России, 1 кв. 2009 г.

№ п/п

Корпорация

Доля рынка в стоимостном выражении, %

Объем продаж

Прирост продаж, %

млн USD

млн RUB

млн упак.

USD

RUB

упак.

1

ФАРМСТАНДАРТ

5,34

144,65

4986,42

113,75

-16

19

20

2

БАЙЕР ХЕЛСКЭР

3,77

102,34

3512,43

12,13

30

84

68

3

БЕРЛИН-ХЕМИ/МЕНАРИНИ

3,58

96,98

3334,79

18,98

1

43

-3

4

САНОФИ-АВЕНТИС

3,41

92,45

3168,88

13,97

-11

26

-6

5

САНДОЗ

3,33

90,26

3104,03

14,21

-10

28

-3

6

ГЕДЕОН РИХТЕР

3,19

86,41

2968,74

13,47

5

49

11

7

НИКОМЕД

2,96

80,27

2756,41

12,21

0

41

11

8

НОВАРТИС

2,95

80,11

2751,36

13,68

-12

24

8

9

СЕРВЬЕ

2,76

74,90

2571,60

5,33

-7

31

-1

10

ШТАДА СНГ

2,30

62,35

2140,83

23,29

-1

40

6

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» по данным «Мониторинга розничных продаж в России»

 

Заключение: Четкий тренд движения рынка с начала года пока не определился. Ранее по итогам 1-го квартала каждого года можно было с точностью до ±10% прогнозировать объем рынка на выходе из годового периода. Сейчас ситуация крайне неопределенная. Разнонаправленность тенденций в структуре рынка не позволяет сделать однозначный прогноз до конца года. Однако, основывая свое мнение на экспертном наблюдении, а также на общении с представителями рынка — от производителей до аптечных сетей, — мы приходим к выводу, что в текущем году не следует уделять особого внимания макростатистике рынка. Объемы, динамика и другие макроэкономические показатели сейчас не столь принципиальны. Эффективность бизнеса, рыночная доля компании — вот ключевые параметры измерения бизнеса на ближайший период.

Несмотря на проблемность рынка, мы ожидаем положительную динамику объемов продаж до конца года. Однако несколько изменится ключевой драйвер этого процесса: цены станут залогом такого роста.

Таблица 4. Прогноз развития фармрынка России на 2009 г.

Рост рынка

в рублях

+33%

в долларах

+2 — -3%

в упаковках

-5 — -7%

Критический период

май-июнь

 

Exit mobile version