Recipe.Ru

Рак легкого: что надо знать об одном из самых распространенных онкологических заболеваний

Рак легкого: что надо знать об одном из самых распространенных онкологических заболеваний

Ноябрь — месяц повышения осведомленности о раке легкого. В этот период проводятся мероприятия, направленные на информирование общественности о симптомах, факторах риска и проявлениях заболевания, а также рассказывающие о значении ранней диагностики и необходимости своевременного лечения.

Рак легкого занимает лидирующее место в структуре мировой смертности среди онкологических заболеваний. В 2020 году это заболевание унесло жизни 1,8 миллионов человек, что почти в 2 раза превосходит число летальных исходов от рака толстой и прямой кишки, который находится на второй позиции в этом списке — 935 тысяч случаев[1]. В 2019 году только в России от рака легкого умерло порядка 60 тысяч человек[2].

В большинстве случаев рак легкого не проявляет специфичных симптомов на ранних стадиях развития. Однако можно выделить наиболее характерные признаки: непрекращающийся кашель, в том числе с выделением крови, сильная одышка, нехарактерная усталость и потеря веса, болезненные ощущения при дыхании и кашле[3].

Существует несколько факторов, повышающих риск развития рака легкого. В первую очередь — это употребление табака: по данным специалистов, до 90% больных с этим онкологическим заболеванием — люди с никотиновой зависимостью2. Кроме того, рак легкого могут провоцировать следующие причины: прохождение лучевой терапии грудной клетки, воздействие вредных химических веществ (например, газа радона, мышьяка, хрома, никеля и других), пассивное курение, генетическая предрасположенность (наличие родственников, страдающих данным заболеванием)[4]. Для снижения риска специалисты Американского онкологического общества (ACS) советуют отказаться от табака, избегать пассивного курения, соблюдать правильную диету, а также проверить уровень содержания радона в доме, чтобы исключить возможность его негативного воздействия на организм[5].

В случае обнаружения рака легких критически важно подобрать действенную терапию. Перестройка гена киназы анапластической лимфомы (ALK, anaplastic lymphoma kinase) присутствует приблизительно в 5% случаев немелкоклеточного рака легкого[6]. В настоящее время в соответствии с рекомендациями Российского общества клинической онкологии в качестве таргетной терапии ALK-позитивного рака легкого назначают Ксалкори® (кризотиниб). Данный препарат демонстрирует более высокие результаты в лечении заболевания по сравнению с химиотерапией[7].

Ксалкори® (кризотиниб)[8] – первая в мире терапия, основанная на биомаркерах, для лечения редкой формы ALK-положительного немелкоклеточного рака легких (НМРЛ). Препарат представляет конкурентный ингибитор АТФ тирозинкиназ рецепторов ALK, MET и ROS1. В результате его селективной ингибирующей активности прекращается патологическое деление опухолевых клеток. Ксалкори® (кризотиниб) был разработан в 2005 году, и уже в конце 2011 года был рекомендован Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) для лечения распространенного ALK-позитивного НМРЛ[9]. В 2012 г. препарат был зарегистрирован в России. От момента создания препарата до его регистрации прошло всего шесть лет. В течение этого периода эксперты провели качественные клинические исследования и получили убедительные результаты, послужившие основанием для ранней регистрации.

Несмотря на последние успехи в лечении метастатического НМРЛ, сохраняются сложности, связанные с неизбежным прогрессированием этого заболевания: у большинства больных в течение 12-24 месяцев после начала терапии формируется вторичная резистентность и контроль над болезнью утрачивается; показатели 5-летней выживаемости остаются низкими7. В этом году в России был зарегистрирован препарат Лорвиква® (лорлатиниб) – мощный ингибитор тирозинкиназы (ИТК) ALK 3-го поколения и первый препарат, который одобрен для применения после терапии ИТК 2-го поколения или несколькими ИТК ALK. Препарат показан для лечения в случаях, когда заболевание прогрессировало после терапии алектинибом/церитинибом или кризотинибом и как минимум еще одним ИТК ALK. Результаты доклинических исследований показывают, что лорлатиниб обладает широким спектром действия против ряда известных мутаций резистентности ALK, включая G1202R[10].

Международная биофармацевтическая компания Pfizer на протяжении многих лет активно развивает онкологическое направление: не только в области разработки новой действенной медикаментозной терапии, но и за счет повышения осведомленности в этой сфере. В этом году Pfizer поддержала кампанию Европейской онкологической организации «Время действовать» (Time to act), главная цель которой — привлечь внимание общественности, специалистов здравоохранения и представителей органов власти к важности ранней диагностики онкологических заболеваний и побудить их к действиям для устранения пробелов и задержек в оказании помощи пациентам которые вызывала пандемия COVID-19. Данная ситуация крайне опасна и уже приводит к негативным последствиям. По данным организации, в этот период не было проведено достаточного количества обследований, что привело к диагностике заболеваний уже на поздних, запущенных стадиях и, соответственно, к снижению общей выживаемости от рака[11]. Европейские эксперты сходятся во мнении, что может потребоваться не менее года, чтобы ликвидировать отставание в скрининге и диагностике.

Несмотря на контроль заболевания со стороны специалистов, люди, чьи близкие страдают раком легких, зачастую чувствуют необходимость самостоятельно искать информацию, которая могла бы помочь в борьбе с болезнью. Они часто первыми замечают пробелы в оказании медицинской помощи их близким, что побуждает их брать на себя решение этих проблем. Темой месяца повышения осведомленности о раке легкого в этом году стала поддержка людей, оказывающих помощь родственникам или друзьям при раке легких.

«В прошлом году, по оценкам экспертов, было поставлено 2 миллиона диагнозов рак легкого, и при этом данное заболевание унесло почти столько же жизней — такая тенденция не может не настораживать. Для снижения негативной динамики необходимо прежде всего корректировать образ жизни, условия труда населения и воздействие на окружающую среду, а также повышать доступ к скринингу, инновационным методам диагностики и лечения рака легких и программам по борьбе с никотиновой зависимостью. В эпоху пандемии COVID-19, когда об онкологических заболеваниях стали говорить меньше, нельзя недооценивать возможные долгосрочные последствия воспаления, цитокинового шторма и острой дыхательной недостаточности, наблюдаемые у пациентов с COVID-19, которые могут повышать риск развития рака легких в последующие десятилетия. И это тоже требует внимания и мониторинга. Ведь своевременное обнаружение рака легких и назначение правильного лечения может помочь сохранить жизни пациентов — об этом нужно помнить», — подчеркнула Мария Мухина, медицинский директор бизнес-подразделения Pfizer «Онкология» в России и Беларуси.

Exit mobile version