Recipe.Ru

Потребитель проголосовал рублем

Источник: Пресс-служба ЦМИ «Фармэксперт»
 

2007 год обозначил новый расклад сил на российском фармацевтическом рынке. Если до недавнего времени рост всего рынка обеспечивали как государственные субвенции, так и платежеспособный спрос, то сейчас мы становимся свидетелями существенного изменения рыночного климата. Государственные программы по обеспечению населения медикаментами стали для многих фармкомпаний «ящиком Пандоры», открыв который фармпроизводители получили множество проблем, связанных с ликвидностью собственного бизнеса. И если мультинациональные игроки смогли пережить это кризис сравнительно безболезненно, то отечественные компании, зависимые от устаревшего ассортиментного портфеля, стали менее конкурентоспособными. Однако и для тех, и для других — особенно для тех, чья зависимость от госпрограмм превышала 50%, — наиболее болезненным было решение об урезании расходов на маркетинг. В связи с этим многие компании потеряли свою долю рынка и в коммерческом секторе. Потеря доли непосредственно в рыночной среде, т.е. на розничном (коммерческом) рынке, – это, на наш взгляд, самая большая проблема, решить которую можно, только существенно увеличивая бюджеты на продвижение на протяжении нескольких лет.

Гарантия успешного решения проблемы – платежеспособный спрос населения, который, по прогнозам специалистов Министерства экономики и развития торговли, будет стабильно расти в течение ближайших 8-и лет.

Подтверждение этому мы находим в темпах роста розничного коммерческого фармрынка (по нашим оценкам, ежегодный прирост составляет 15—18%). Этот показатель достаточно высок в сравнении с темпами роста фармрынков стран Европы или США (4—7%).

В 2007 г. темпы роста розничного коммерческого рынка России составили 16,5%. Абсолютный объем продаж всей лекарственной продукции достиг 7,8 млрд USD в ценах потребителя (включая 18% НДС).

Расклад сил на этом рынке весьма интересен. Компания Фармстандарт – лидер рынка, темпы роста продаж которого опережают среднерыночные показатели. Безрецептурный портфель компании, обеспечивающий столь существенный рост, требует постоянных инвестиций в маркетинг и рекламу для продвижения продукции.

Впервые компания Сандоз (дженериковое подразделение компании Новартис) опередила по доле рынка свой корпоративный центр (Новартис). Успех Сандоза, на наш взгляд, заключается в правильном маркетинговом позиционировании и промо-активности в отношении таких блокбастеров, как Линекс (пробиотик, препарат для лечения и профилактики дисбактериоза), Кетонал (препарат для купирования болевого синдрома) и др. Замыкает TOP15 корпораций компания с еще более динамичным приростом продаж – Берингер Ингельхайм (+38,3%). Лидер продаж этой компании – еще один препарат для снятия болевого синдрома, Мовалис (увеличение продаж на 70%) (таб. 1).

Таблица 1. TOP20 корпораций в коммерческом секторе фармрынка России в 2007 г.

Позиция в рейтинге

Корпорация

 

Доля в объеме оптовых продаж (руб.), %

Прирост продаж (руб.), %

1

Фармстандарт

4,57

22,73

2

Санофи-Авентис

4,22

4,53

3

Берлин-Хеми/Менарини

3,38

8,99

4

Сандоз

3,01

27,35

5

Новартис

3,01

16,79

6

Байер Шеринг Фарма

2,87

16,40

7

Гедеон Рихтер

2,86

13,91

8

Пфайзер

2,85

6,37

9

Никомед

2,80

20,45

10

Сервье

2,78

7,50

11

Штада Арцнаймиттель АГ

2,29

12,47

12

Солвей Фарма

2,17

18,41

13

КРКА

2,09

10,41

14

ГСК

1,92

8,68

15

Берингер Ингельхайм

1,50

38,30

16

Эгис

1,35

7,44

17

Д-р Реддис

1,32

11,14

18

Астеллас Фарма Инк

1,30

5,90

19

Шеринг-Плау

1,29

6,93

20

Плива

1,14

6,49

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России

В рейтинге лекарственных средств нашли свое отражение исключительно брендированные препараты, т.е. потребитель голосует рублем за конкретную торговую марку (таб. 2).

 

Таблица 2. TOP20 торговых марок в коммерческом секторе фармрынка России в 2007 г.

Торговая марка  

 Фармгруппа 

 Корпорация 

Доля в объеме оптовых продаж (руб.), %

Прирост продаж (руб.), %

1

Арбидол

Противовирусное и иммуностимулирующее средство

ФАРМСТАНДАРТ

1,25

34,19

2

Виагра

Эректильная дисфункция

ПФАЙЗЕР

0,93

8,52

3

Актовегин

Регенерация тканей

НИКОМЕД

0,92

15,87

4

Эссенциале

Гепатопротектор

САНОФИ-АВЕНТИС

0,72

4,30

5

Линекс

Пробиотик

САНДОЗ

0,68

50,34

6

Мезим Форте

Фермент

БЕРЛИН-ХЕМИ / МЕНАРИНИ

0,62

6,41

7

Ксеникал

Липаз ЖКТ ингибитор

РОШ

0,61

4,65

8

Но-Шпа

Спазмолитик

САНОФИ-АВЕНТИС

0,60

2,17

9

Предуктал

Антигипоксант

СЕРВЬЕ

0,54

17,73

10

Мексидол

Антиоксидант

ФАРМАСОФТ

0,53

34,57

11

Анаферон

Гомеопатия

МАТЕРИА МЕДИКА

0,52

26,91

12

Витрум

Поливитамины

ЮНИФАРМ

0,48

4,96

13

Гептрал

Гепатопротектор

ЭББОТТ

0,47

29,61

14

Кавинтон

Церебровазодилатирующее средство

ГЕДЕОН РИХТЕР

0,47

-1,58

15

Терпинкод

Противокашлевое средство

ФАРМСТАНДАРТ

0,46

14,04

16

Милдронат

Метаболическое средство

ГРИНДЕКС

0,46

44,25

17

Сумамед

Антибиотик

ПЛИВА

0,46

13,17

18

Детралекс

Венотонизирующее средство

СЕРВЬЕ

0,45

13,93

19

Вобэнзим

Иммуномодулирующее средство

МУКОС ФАРМА

0,44

14,37

20

Конкор

Бета1-адреноблокатор

НИКОМЕД

0,44

45,83

Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России

 

Давид Мелик-Гусейнов,

Директор по маркетинговым исследованиям

Exit mobile version