2007 год обозначил новый расклад сил на российском фармацевтическом рынке. Если до недавнего времени рост всего рынка обеспечивали как государственные субвенции, так и платежеспособный спрос, то сейчас мы становимся свидетелями существенного изменения рыночного климата. Государственные программы по обеспечению населения медикаментами стали для многих фармкомпаний «ящиком Пандоры», открыв который фармпроизводители получили множество проблем, связанных с ликвидностью собственного бизнеса. И если мультинациональные игроки смогли пережить это кризис сравнительно безболезненно, то отечественные компании, зависимые от устаревшего ассортиментного портфеля, стали менее конкурентоспособными. Однако и для тех, и для других — особенно для тех, чья зависимость от госпрограмм превышала 50%, — наиболее болезненным было решение об урезании расходов на маркетинг. В связи с этим многие компании потеряли свою долю рынка и в коммерческом секторе. Потеря доли непосредственно в рыночной среде, т.е. на розничном (коммерческом) рынке, – это, на наш взгляд, самая большая проблема, решить которую можно, только существенно увеличивая бюджеты на продвижение на протяжении нескольких лет.
Гарантия успешного решения проблемы – платежеспособный спрос населения, который, по прогнозам специалистов Министерства экономики и развития торговли, будет стабильно расти в течение ближайших 8-и лет.
Подтверждение этому мы находим в темпах роста розничного коммерческого фармрынка (по нашим оценкам, ежегодный прирост составляет 15—18%). Этот показатель достаточно высок в сравнении с темпами роста фармрынков стран Европы или США (4—7%).
В 2007 г. темпы роста розничного коммерческого рынка России составили 16,5%. Абсолютный объем продаж всей лекарственной продукции достиг 7,8 млрд USD в ценах потребителя (включая 18% НДС).
Расклад сил на этом рынке весьма интересен. Компания Фармстандарт – лидер рынка, темпы роста продаж которого опережают среднерыночные показатели. Безрецептурный портфель компании, обеспечивающий столь существенный рост, требует постоянных инвестиций в маркетинг и рекламу для продвижения продукции.
Впервые компания Сандоз (дженериковое подразделение компании Новартис) опередила по доле рынка свой корпоративный центр (Новартис). Успех Сандоза, на наш взгляд, заключается в правильном маркетинговом позиционировании и промо-активности в отношении таких блокбастеров, как Линекс (пробиотик, препарат для лечения и профилактики дисбактериоза), Кетонал (препарат для купирования болевого синдрома) и др. Замыкает TOP15 корпораций компания с еще более динамичным приростом продаж – Берингер Ингельхайм (+38,3%). Лидер продаж этой компании – еще один препарат для снятия болевого синдрома, Мовалис (увеличение продаж на 70%) (таб. 1).
Таблица 1. TOP20 корпораций в коммерческом секторе фармрынка России в 2007 г.
Позиция в рейтинге |
Корпорация
|
Доля в объеме оптовых продаж (руб.), % |
Прирост продаж (руб.), % |
1 |
Фармстандарт |
4,57 |
22,73 |
2 |
Санофи-Авентис |
4,22 |
4,53 |
3 |
Берлин-Хеми/Менарини |
3,38 |
8,99 |
4 |
Сандоз |
3,01 |
27,35 |
5 |
Новартис |
3,01 |
16,79 |
6 |
Байер Шеринг Фарма |
2,87 |
16,40 |
7 |
Гедеон Рихтер |
2,86 |
13,91 |
8 |
Пфайзер |
2,85 |
6,37 |
9 |
Никомед |
2,80 |
20,45 |
10 |
Сервье |
2,78 |
7,50 |
11 |
Штада Арцнаймиттель АГ |
2,29 |
12,47 |
12 |
Солвей Фарма |
2,17 |
18,41 |
13 |
КРКА |
2,09 |
10,41 |
14 |
ГСК |
1,92 |
8,68 |
15 |
Берингер Ингельхайм |
1,50 |
38,30 |
16 |
Эгис |
1,35 |
7,44 |
17 |
Д-р Редди’с |
1,32 |
11,14 |
18 |
Астеллас Фарма Инк |
1,30 |
5,90 |
19 |
Шеринг-Плау |
1,29 |
6,93 |
20 |
Плива |
1,14 |
6,49 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
В рейтинге лекарственных средств нашли свое отражение исключительно брендированные препараты, т.е. потребитель голосует рублем за конкретную торговую марку (таб. 2).
Таблица 2. TOP20 торговых марок в коммерческом секторе фармрынка России в 2007 г.
№ |
Торговая марка |
Фармгруппа |
Корпорация |
Доля в объеме оптовых продаж (руб.), % |
Прирост продаж (руб.), % |
1 |
Арбидол |
Противовирусное и иммуностимулирующее средство |
ФАРМСТАНДАРТ |
1,25 |
34,19 |
2 |
Виагра |
Эректильная дисфункция |
ПФАЙЗЕР |
0,93 |
8,52 |
3 |
Актовегин |
Регенерация тканей |
НИКОМЕД |
0,92 |
15,87 |
4 |
Эссенциале |
Гепатопротектор |
САНОФИ-АВЕНТИС |
0,72 |
4,30 |
5 |
Линекс |
Пробиотик |
САНДОЗ |
0,68 |
50,34 |
6 |
Мезим Форте |
Фермент |
БЕРЛИН-ХЕМИ / МЕНАРИНИ |
0,62 |
6,41 |
7 |
Ксеникал |
Липаз ЖКТ ингибитор |
РОШ |
0,61 |
4,65 |
8 |
Но-Шпа |
Спазмолитик |
САНОФИ-АВЕНТИС |
0,60 |
2,17 |
9 |
Предуктал |
Антигипоксант |
СЕРВЬЕ |
0,54 |
17,73 |
10 |
Мексидол |
Антиоксидант |
ФАРМАСОФТ |
0,53 |
34,57 |
11 |
Анаферон |
Гомеопатия |
МАТЕРИА МЕДИКА |
0,52 |
26,91 |
12 |
Витрум |
Поливитамины |
ЮНИФАРМ |
0,48 |
4,96 |
13 |
Гептрал |
Гепатопротектор |
ЭББОТТ |
0,47 |
29,61 |
14 |
Кавинтон |
Церебровазодилатирующее средство |
ГЕДЕОН РИХТЕР |
0,47 |
-1,58 |
15 |
Терпинкод |
Противокашлевое средство |
ФАРМСТАНДАРТ |
0,46 |
14,04 |
16 |
Милдронат |
Метаболическое средство |
ГРИНДЕКС |
0,46 |
44,25 |
17 |
Сумамед |
Антибиотик |
ПЛИВА |
0,46 |
13,17 |
18 |
Детралекс |
Венотонизирующее средство |
СЕРВЬЕ |
0,45 |
13,93 |
19 |
Вобэнзим |
Иммуномодулирующее средство |
МУКОС ФАРМА |
0,44 |
14,37 |
20 |
Конкор |
Бета1-адреноблокатор |
НИКОМЕД |
0,44 |
45,83 |
Источник: ЦМИ «Фармэксперт» — Мониторинг розничных продаж ЛС в России
Давид Мелик-Гусейнов,
Директор по маркетинговым исследованиям