Recipe.Ru

Острые инфекции нижних дыхательных путей у детей до 2 лет, вызванные респираторной синтициальной вирусной инфекцией, в 2-12 раз повышают риск бронхиальной астмы

Острые инфекции нижних дыхательных путей у детей до 2 лет, вызванные респираторной синтициальной вирусной инфекцией, в 2-12 раз повышают риск бронхиальной астмы

РСВ-инфекция является ведущей причиной заболеваемости ОРВИ среди детей раннего возраста в России, по данным НИИ Гриппа МЗ РФ.[1] РСВ инфекция является причиной 31% респираторных заболеваний в этой группе и 38% госпитализаций с инфекцией нижних дыхательных путей. Бремя РСВ-инфекции для детей групп риска и системы здравоохранения, а также важность иммунопрофилактики обсудили ведущие специалисты в ходе симпозиума «РСВ инфекция. Чей пациент? Неонатолог, педиатр, пульмонолог, кардиолог? Мультидисциплинарный подход к профилактике РСВ инфекции» в рамках Национальной Ассамблеи «Защищенное поколение».  

 

РСВ-инфекция — более серьезная проблема для детей раннего возраста, чем, например, грипп, подчеркнул Дмитрий Юрьевич Овсянников, д.м.н., профессор кафедры неонатологии факультета усовершенствования врачей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области «Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского».

По его словам, каждый 5-й ребенок попадает в реанимацию, а каждый четвертый пациент раннего возраста с РСВ-бронхиолитом нуждается в искусственной вентиляции легких. Тяжелое течение РСВ-инфекции у детей групп риска является причиной более высокой частоты  вызовов скорой помощи, госпитализации и использования ресурсов по уходу, по сравнению с гриппом. Среди здоровых детей эти показатели не такие высокие, как среди малышей групп риска: рожденных с гестационным возрастом менее 36 недель; с бронхолегочной дисплазией или врожденным пороком сердца.

Как отметила Ирина Анатольевна Беляева, РСВ является наиболее частой причиной острой инфекции нижних дыхательных путей в виде РСВ-индуцированного бронхиолита, который протекает очень тяжело, как правило, с выраженной дыхательной недостаточностью, проявляющейся всеми характерными клиническими признаками: тахипноэ с втяжением межреберных промежутков и/или подреберий, раздуванием крыльев носа, двусторонними хрипами в легких, кашлем, трудностями при кормлении ребенка, дегидратацией.

По её словам, пациенты с бронхиолитом почти каждый день поступают в стационар Морозовской детской городской клинической больницы. И хотя обычно для лечения бронхиолита лекарства не используются, 93% госпитализируемых с РСВ-бронхиолитом детей из-за тяжелого течения болезни получают антибактериальные, противоастматические лекарственные средства, что является серьезной нагрузкой на их организм. Более того, 60% пациентов выписывается на дом с лекарственными препаратами.

Для детей с врожденным пороком сердца РСВ-инфекция представляет дополнительные риски. По данным Екатерины Леонидовны Бокерии, д.м.н., педиатра, неонатолога, детского кардиолога, анестезиолога-реаниматолога, заведующей 2-м Отделением патологии новорожденных детей ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова» Министерства Здравоохранения РФ, все дети с гемодинамически значимым пороком сердца должны быть прооперированы на первом году жизни хотя бы один раз. РСВ-инфекция помимо того, что может вызвать кардиологические осложнения, нарушает механику лёгких, из-за чего врачи вынуждены откладывать сроки оперативного вмешательства.

РСВ-инфекция, перенесенная в раннем возрасте, имеет и отдаленные последствия: в семилетнем возрасте у детей чаще диагностируется бронхиальная астма, возникают эпизоды бронхообструкции, а также аллегические и атопические заболевания. При этом, по данным различных исследований, риск бронхиальной астмы в 2-12 раз выше у детей, перенесших тяжелую РСВ-инфекцию.

Несмотря на высокое бремя данного заболевания, только в 76 регионах проводится иммунизация детей групп риска от РСВ-инфекции. При этом далеко не все пациенты получают необходимые 3-5 курсов иммунизации в сезон подъема респираторной заболеваемости.

Между тем, по данным Дмитрия Олеговича Иванова, д.м.н., главного неонатолога Минздрава РФ, количество госпитализаций при иммунизации детей групп риска от РСВ снижается на 82%.1 Ирина Анатольевна Беляева подчеркнула, что препарат паливизумаб для иммунопрофилактики тяжелого течения РС вирусной инфекции не является вакциной. Это моноклональное антитело, действие которого длится 1 месяц, поэтому иммунизация высоко эффективна при соблюдении курса введения 3-5 раз за сезон. А если пропустить введение, и оставить ребенка без защиты, он может заболеть.

В Москве программа иммунизации от РСВ детей групп риска реализуется уже 9-й год. Как сообщила Галина Анатольевна Асмолова, педиатр, неонатолог, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неонатологии ФДПО РНИМУ им Н.И. Пирогова, за это время иммунизировано более 5 000 детей.

Она обратила внимание, что сейчас, когда удалось добиться 85-процентной выживаемости детей, рожденных раньше срока, помимо задач по снижению младенческой смертности, по повышению выживаемости, на первый план выходит снижение инвалидизации этих детей, улучшение качества их жизни. А также улучшение качества жизни семьи, которая имеет недоношенного ребенка.

Дети, рожденные раньше срока с экстремально низкой массой тела, имеют довольно много особенностей, с которыми надо работать после выписки из стационара на этапе реабилитации. Галина Анатольевна Асмолова  подчеркнула,  что профилактика РС вирусной инфекции должна входить в технологию реабилитации недоношенных детей на третьем этапе во всех регионах и перинатальных центрах, где занимаются такими детьми.

Exit mobile version