Recipe.Ru

Эксперт аналитического портала Pharm-Expert.Ru Настасья Иванова о ситуации на российском фармрынке

Эксперт аналитического портала Pharm-Expert.Ru, генеральный директор Национальной Дистрибьюторской компании Настасья Иванова ответила на вопросы агентства аналитических комментариев Комментарии.ру.

– Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию на фармацевтическом рынке России?

– Фармацевтический рынок по-прежнему остается одним из самых доходных и быстрорастущих секторов российской и мировой экономики. Даже несмотря на общий экономический спад, международный фармрынок продолжает динамично развиваться: темпы его роста стабильно составляют 5-10% ежегодно. В 2006 году российский фармрынок продемонстрировал серьезный рост в 30% и стал особенно привлекателен для иностранных инвесторов. Основным стимулом развития стала программа «Дополнительного лекарственного обеспечения» (ДЛО), в рамках которой государством осуществлялись масштабные закупки лекарств для льготных слоев населения. С тех пор рост рынка, конечно, уже не продолжается такими феноменальными темпами, но даже несмотря на сокращение объемов продаж до 10-15% в год Россия остается очень притягательной для иностранного капитала. Зарубежные инвесторы хорошо понимают, что возможности российского рынка еще очень велики, а его ёмкость значительна – потребление лекарств в нашей стране на душу населения в стоимостном выражении значительно ниже, чем в других странах. По данным экспертов, если рост отечественного фармацевтического рынка будет оставаться на уровне 10-15% в год к 2012 году его объем может достигнуть 20 млрд долл. Поэтому, даже несмотря на многочисленные проблемы российский фармсектор остается очень привлекательным для бизнеса.

Основными проблемами, которые сегодня есть на российском фармацевтическом рынке, являются следующие. Во-первых, это несоответствие производства лекарств на отечественных предприятиях мировым стандартам качества продукции GMP (Good Мanufacturing Рractice – международные стандарты обеспечения современного уровня организации производства, контроля качества лекарственных препаратов и условий труда, соответствующие требованиям Евросоюза и ВТО). Сегодня в России действуют более 600 самых различных фармацевтических производств, однако лишь больше одного процента отечественных предприятий полностью соответствуют GMP. Однако, сами производители это делать не торопятся – потратить на переоборудование производства 10-20 млн долл. способны далеко не все российские компании. Во-вторых, высокий процент фальсифицированной продукции, широко обращающейся на внутреннем рынке. Различные источники и эксперты говорят об объемах продаж фальсифицированной продукции в России в сумме 200-300 млн долл. ежегодно, что составляет 10-15% от легального оборота лекарств. В-третьих, отсутствие оригинальных российских лекарств, повсеместное производство препаратов-дженериков (копий оригинальных препаратов) и практически полная зависимость России от импортных лекарств. К этим проблемам в последнее время добавился и значительный рост цен на лекарства в наших аптеках, вызванный неконтролируемым ослаблением рубля.

– С чем, по Вашему мнению, связано резкое удорожание ЛС? Каким образом данная ситуация отразится на льготной категории граждан?

Рост цен затронул весь аптечный ассортимент вне зависимости от того, где произведены лекарства. Средняя стоимость упаковки и импортных, и отечественных препаратов за год (с декабря 2007 года до декабря 2008 года) выросла в среднем на 19-25%. Импортные препараты значительно дороже отечественных, потому если отечественные стали стоить в среднем на 4 руб. дороже, то рост цены на импортные препараты составил около 20 руб. Что касается динамики цен, то с декабря 2008 года по февраль 2009 года стоимость лекарств продолжала расти вслед на ростом курсов доллара и евро. Только в январе лекарства в России подорожали на 11%. За несколько месяцев инфляция составила больше половины той цифры, которую эксперты ожидали за весь год. За весь 2009 год цены на медикаменты поднимутся не менее чем на 20%, а в худшем случае – до 50%.

Даже простой аспирин подскочил у поставщиков с 2,75 рублей за упаковку до 4,5 рубля. У более дорогих лекарств наценки стали еще существеннее. Есть четыре основные причины продолжающегося повышения цен на лекарства. Во-первых, это нерегулируемое ослабление рубля и рост банковских ставок по кредитам (с 13% до 25-30% годовых). Во-вторых, это зависимость отечественного фармрынка от иностранных производителей – больше половины лекарственного ассортимента представлены импортными препаратами (с учетом лекарств, производимых в России из импортного сырья), поэтому отечественный фармрынок сильно зависит от изменения курса валют по отношению к рублю. Соответственно, в связи с колебаниями валютных курсов и заметным укреплением доллара и евро, иностранные лекарства и лекарства из иностранного сырья будут дорожать. В-третьих, это отсутствие поддержки российских производителей со стороны государства. В-четвертых, иностранные дистрибьюторы повысили цены и значительно сократили сроки оплаты, что вынуждает российских поставщиков прибегать либо к заемным средствам и сталкиваться с высокими банковскими ставками, либо снижать обороты и сокращать ассортимент, что опять приводит к повышению цен. На рост цен, связанный с падением курсом рубля, наложились и дополнительные негативные факторы. Мировой экономический кризис привел к росту ставок по кредитам, к росту тарифов перевозку лекарств и аренду помещений и складов. Все эти новые издержки бизнесмены закладывают в цену лекарств.

Что касается льготников, то здесь ситуация тоже сильно усложнилась. Во-первых, из программы ОНЛС (прошлое название ДЛО) по-прежнему уходят больные граждане. Программой ОНЛС в 2008 году воспользовалось 5 млн. 887 тыс. человек, в целом к льготной категории относится более 14,5 млн жителей России. На 2009 год оставили льготы на лекарственное обеспечение 5 миллионов 75 тысяч человек, что на 16% меньше, чем в 2008 году. 16% получилось в среднем по стране, однако ряд регионов показывал катастрофические цифры. Например, в Волгограде из почти 270 тысяч жителей города, имеющих право на получение социальных услуг, заявления об отказе от них подали более 230 тысяч человек, что составляет 85,4%. Уход участников из программы ОНЛС можно объяснить тем, что льготники в 2008 году все чаще получали для лечения дешевые препараты-дженерики, которые не так эффективны, как более дорогие и оригинальные аналоги. Если больной в течение определенного времени принимает дорогое импортное лекарство, а затем ему по программе ОНЛС врачи начинают выписывать более дешевый отечественный аналог, ему это не нравится, кроме того, зачастую это отрицательно сказывается на процессе выздоровления. Есть информация, что врачи получили неформальные указания не выписывать дорогие лекарства и не выписывать за один раз больше, чем на 350 рублей. Сейчас в среднем по стране около 10% выписанных рецептов не отовариваются, а список льготных лекарств менялся несколько раз в сторону экономии.
Правда, нельзя не отметить, что, несмотря на уменьшение числа льготников, государство значительно увеличивает бюджет программы. Формально на сегодняшний момент существует две программы для льготников. Первая – ОНЛС, на которую в 2009 году дополнительно выделено из бюджета РФ 12 млрд. руб. В итоге общий бюджет ОНЛС на 2009 год составил 40 млрд. рублей. Вторая программа – «Семь нозологий», в рамках которой лекарствами обеспечиваются россияне, страдающие наиболее тяжелыми и дорогими в лечении заболеваниями. На эту программу в 2009 год выделено 37 млрд. рублей (в 2008 году эта сумма составляла 33 млрд. рублей для 61 тыс. тяжелобольных). В целом общий бюджет программы ОНЛС составит в 2009 году 77 млрд. рублей. Есть проблема неверного расчета потребности больных в лекарственных средствах по регионам, например, по расчетам на 1 января 2009 года, в бюджете ОНЛС за 2008 год осталась неизрасходованной сумма в 11 миллиардов рублей (при том, что весь бюджет ОНЛС на 2008 год составлял 28 миллиардов рублей)!

Вторая проблема – это негативное влияние ослабления рубля на реализацию программы ОНЛС. Дистрибьюторы, выигравшие тендеры на поставки лекарств в рамках программы ДЛО, которые будут осуществляться в первой половине 2009 года, уже сейчас несут значительные убытки. Рублевые цены на препараты, зафиксированные в госконтрактах, сильно отстали от реальности. По данным экспертов, только за январь стоимость лекарств увеличилась в среднем на 4-5%, а с ноября 2008 года медикаменты подорожали на 8-10%, причем не только иностранные, но и российские. Весьма вероятно, что количество желающих участвовать в тендерах в рамках программы ДЛО во втором полугодии 2009 года уменьшится, что может привести к проблемам с поставками, которых в последние годы не наблюдалось. Наценки, заложенные в цену лекарств дистрибьюторами, выигравшими тендеры в конце прошлого года, составляли от 5 до 7%, однако стоимость препаратов выросла за это время в среднем на 10-15%. Потери по госконтрактам в рамках программы ДЛО поставщики покрывают только за счет прибыли в коммерческом секторе и сегменте госпитальных поставок.

– Необходимо ли, на Ваш взгляд, вмешательство государства в регулирование российского фармацевтического рынка? Какова вероятность заключения тарифного соглашения с целью остановить рост цен? Эффективна ли эта мера? Какие лекарственные средства, по Вашему мнению, нужно включить в такое соглашение?

Вмешательство государства в регулирование российского фармацевтического рынка точно не выразится в том, что государство начнет «замораживать» цены на медикаменты. Единственный эффективный инструмент остановки любых цен заключается в укреплении рубля со стороны Центробанка. На розничном рынке лекарств вообще невозможно следить за ценообразованием. Все, что может сделать государство – осуществлять проверки дистрибьюторов, аптек, аптечных сетей силами Федеральной антимонопольной службы, чтобы понять, где повышение цен вынужденное, а где поставщики и продавцы лекарств наживаются на кризисе. Конечно, в некоторых регионах России существует фиксированная торговая наценка на медпрепараты, обычно она составляет 10-20%. Однако проследить за выполнением этих требований практически невозможно.

Вмешательство государства в регулирование российского фармацевтического рынка с целью остановить рост цен возможно в виде заключения тарифного соглашения. Подобный пример существовал в современной практике России и был заключен с производителями топлива, прежде всего, бензина и керосина. Следует отметить, что это был в значительной степени экспортный товар, высокие цены которого определялись конъюнктурой международных рынков. Однако, заключение тарифных соглашений с иностранными производителями лекарств, крупными дистрибьюторами, оптовыми или розничными продавцами лекарств вряд ли возможно. Подобный договор не сможет снизить повышающихся импортных цен производителей, а лишь снизит наценку посредников и розницы, размер снижения которой вряд ли будет заметен на фоне девальвационного повышения рублёвых цен лекарств из-за ослабления национальной валюты. Следует также отметить, что в отличие от немногочисленных производителей топлива, число участников рынка лекарств очень велико, что затруднит подписание тарифного соглашения, если даже это попытаются предложить государственные органы власти. Заключение тарифного соглашения с производителями топлива стало во многом возможно вследствие большой зависимости производителей от политики государства в области тарифов транспортировки топлива, акцизов и пошлин. Зависимость же производителей, дистрибьюторов и продавцов лекарств от государства значительно менее выражена и наблюдается в основном только в области госзаказа на поставку лекарств для социальных медицинских программ. В связи с этим, думаю, что подобные меры могут быть реализованы только по очень узкому перечню лекарств, закупаемых государством, при движении государства в сторону участников соглашения.

 

– Возможно ли сейчас преодолеть зависимость отечественного фармрынка от иностранных препаратов/компонентов? Если да, то какие пути выхода Вы видите?

Преодолеть зависимость от импортных препаратов и субстанций в настоящее время невозможно. Прогнозы неутешительны: в ближайшее десятилетие Россия останется страной, производящей не собственные лекарства, а воспроизводящей лекарства-дженерики. По данным исследований, доля зарегистрированных дженериков в нашей стране составляет 78-80%, в то время как в США она не превышает 25%, а в Японии – 20%. Конечно, в производственном плане значительно более прибыльно и перспективно производство именно дженериков. Как правило, российские производители лекарств не инвестируют в инновационные разработки, поскольку у них на это нет финансовых средств. Сегодня средняя цена разработки одного нового препарата составляет 800 млн долл., и по прогнозам эта сумма в скором будущем перевалит за 1 млрд. долл. Кроме того, разработке инновационных отечественных лекарств мешает существующая в России сложная и многоступенчатая процедура регистрации новых лекарственных препаратов, которая длится от 3 до 5 лет.

Что касается путей выхода, то на государственном уровне создана Федеральная стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года (ФАРМА-2020), в которой одним из приоритетных направлений развития для отечественных фармкомпаний должна стать разработка и производство оригинальных препаратов. В планах Правительства РФ намерение добиться к 2020 году того, чтобы продукция отечественных фармкомпаний на 80% состояла из инноваций и заняла большую часть внутреннего рынка. Речь идет о создании до 2020 года около 200 новых отечественных лекарственных препаратов. Первоочередной тактической задачей Стратегии является импортозамещение, что в течение ближайших пяти-семи лет должно позволить перераспределить рыночные доли между отечественными и зарубежными производителями и даже выровнять их. Одновременно предлагается решать задачи восстановления отечественной фарминдустрии и повышения инновационной составляющей. При этом, по мнению авторов ФАРМЫ-2020, поставленные задачи вполне выполнимы, если объёмы инвестиций в отрасль достигнут 200 млн долл. в год, причем основную часть этих расходов должно будет взять на себя государство. Конечно, в Стратегии есть и дополнительные меры, которые могли бы стимулировать приток в отрасль инвестиций. В частности, предлагается сформировать список препаратов, полный цикл производства которых будет налажен на территории нашей страны, утвердить механизм гарантированных закупок ряда препаратов в рамках тендеров, предусматривается возможность введения протекционистских мер для защиты отечественных производителей. Однако, можно смело поставить под сомнение реализацию таких амбициозных целей и в первую очередь это касается возможности создания оригинальных российских препаратов в столь короткие сроки. Причин называется несколько. Во-первых, в России практически полностью разрушена исследовательско-экспериментальная база, в частности, в некоторых отраслевых НИИ износ оборудования достигает 80-90%. Во-вторых, в нашей стране высокий дефицит квалифицированных, высокоинтеллектуальных и мотивированных кадров. Нельзя сбрасывать со счетов коррупцию и действующее законодательство, эти причины во многом являются существенным барьером на пути создания инновационной отечественной фарминдустрии.

Exit mobile version