Кировский районный суд Самары приговорил бывшего заместителя директора регионального Медицинского информационно-аналитического центра (МИАЦ) Руслана Султанова к 100 часам обязательных работ. Чиновника признали виновным в служебном подлоге (ст. 292 УК РФ) при реализации областного проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Всего в деле было несколько фигурантов, в том числе замминистра здравоохранения региона Асланбек Майрамукаев, но в 2021 году подозрения с них сняли.
По данным «Самарского обозрения», обвинительный приговор Султанову был вынесен в апреле 2022 года. Практически сразу защита обвиняемого обжаловала решение суда, спустя несколько дней апелляционное представление подала и сторона гособвинения. Защита Султанова намерена заменить наказание на судебный штраф, а прокуратура Самарской области считает приговор «довольно мягким».
Уголовное дело возбудили в марте 2021 года. Кроме Руслана Султанова, фигурантами тогда значились заместитель министра здравоохранения региона Асланбек Майрамукаев, замдиректора ГКУ СО «Самарафармация» Егор Пронин и руководитель контрактной службы Самарской ОКБ им. В.Д. Середавина. В зависимости от роли каждого, их подозревали в совершении преступлений по ст. 292 УК РФ (служебный подлог) и ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).
Поводом для возбуждения дела стала проверка порядка исполнения медучреждениями приказа Минздрава Самарской области «Об организации работы по развитию и внедрению информационных систем в рамках регионального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ». Тогда выяснилось, что чиновники перечисляли деньги поставщикам без фактического исполнения контрактов. Следователи отмечали, что часть оборудования для создания локально-вычислительных сетей и большая часть компьютерной техники в региональные медучреждения так и не поступили.
Как сообщали в Следственном управлении (СУ) СК РФ по Самарской области, несоответствия были выявлены при поставках оборудования в 2020 году. Егор Пронин как директор «Самарафармации» заключил госконтракт на сумму 63 млн рублей с ООО «Метромакс-АйТи» на поставку локально-вычислительных сетей для 679 самарских медучреждений. В конце года Асланбек Майрамукаев, якобы «злоупотребляя должностными полномочиями», направил в МИАЦ письмо, с помощью которого центр смог принять фактически невыполненные работы.
Также выяснилось, что ГКУ СО «Самарафармация» заключило с ООО «Интеллектуальные системы и сети» и ПАО «Ростелеком» контракты на поставку настроенных аппаратно-программных комплексов в 116 медорганизаций. Всего в учреждения поступило 502 таких комплекса на общую сумму более 25 млн рублей, но программное обеспечение для них установлено не было. Несмотря на недочеты, акты приема-передачи ввода оборудования в эксплуатацию подписали обе стороны.
Как выяснило «Самарское обозрение», в октябре 2021 года расследование уголовного дела было завершено, все подозрения с Майрамукаева и других участников сняли, а в деле остался один фигурант – Руслан Султанов.
В феврале 2022 года региональное СУ объявило о завершении уголовного дела в отношении Султанова и передаче материалов с обвинительным заключением в суд. По данным следователей, в июле 2020 года замглавы областного МИАЦ стал председателем комиссии для приемки результатов исполнения контрактов по поставке оборудования для создания локально-вычислительной сети.
«В соответствии с условиями одного из контрактов, поставщик принял на себя обязательства по поставке соответствующего оборудования для более чем 600 медицинских организаций Самарской области, цена контракта составила более 63 млн рублей. Кроме того, обязательства поставщика включали в себя не только поставку оборудования, но и его последующий монтаж, настройку, пуско-наладку и тестирование», – рассказали в СУ, уточнив, что результаты поставки должен был принять МИАЦ.
Гендиректор организации-поставщика в декабре 2020 года представил Руслану Султанову «часть документов о выполненных обязательствах». Тогда он сообщил, что полностью исполнить условия контракта в назначенный срок не удастся. Следователи считают, что, несмотря на это, Султанов дал указание подчиненным подготовить заключение экспертизы, которая легла в основу актов приемки выполненных работ, а затем подписал документы. Таким образом чиновник заверил «заведомо ложный факт выполнения обязательств по контракту со стороны поставщика».