Москвичи отказываются от дешевых лекарств. С начала 2005 года московский аптечный рынок практически не вырос в физическом выражении, в то время как в денежном прибавил 18%. Участники рынка объясняют эту тенденцию ростом продаж дорогих препаратов, которые выгоднее для аптечных сетей.
По данным исследовательской компании DSM, в первом полугодии 2005 года существенно увеличилась стоимость проданных москвичам лекарств.
Так, по сравнению с аналогичным периодом 2004 года, объем проданных лекарств остался на прежнем уровнем — приблизительно 240 млн упаковок, а в денежном выражении продажи аптек выросли на 18% — с $331 млн до $401 млн. Средняя стоимость одной упаковки лекарств составила около $1,7.
Эксперты объясняют рост средней стоимости лекарств сменой потребительских предпочтений.
«Москвичи покупают более дорогие препараты, вызвано это повышением благосостояния населения. К тому же меняется структура потребления: вместо того чтобы при простуде покупать тонны горчичников, москвичи берут одну упаковку качественного препарата»,- говорит директор по корпоративным финансам аптечной сети «36,6» Андрей Сливченко.
По словам одного из менеджеров крупной столичной сети аптек, в некоторой степени сказалась и инфляция.
«Кроме того, в последнее время более активно стали выводиться и продвигаться новые импортные препараты, а прежние дешевые лекарства уходят с полок аптек: производители отказываются от дешевой номенклатуры из-за ее низкой эффективности и производят более дорогие лекарства с меньшим количеством побочных эффектов»,- называет еще одну причину собеседник «Бизнеса».
Гендиректор аптечной компании «Итек» Дмитрий Краснов говорит, что с начала года существенно подорожали импортные лекарства.
«С 1 января 2005 года была введена новая сертификация иностранных препаратов и сырья, которая, вопреки предварительным прогнозам удорожания на 5,8%, повысила цену таких лекарств в среднем на 26%»,- поясняет Краснов.
Повышение средней стоимости лекарств — общая мировая тенденция, говорит директор по маркетингу дистрибуторской компании «Роста» Рустем Муратов. «На всех развитых рынках средняя упаковка продается по более высоким ценам, Россия просто приходит к такому же уровню»,- объясняет он.
Муратов считает, что во многом на увеличении продаж более дорогих препаратов сказалось активное развитие в столице аптечных сетей, в которых в основном отдается предпочтение более дорогим препаратам.
Некоторые участники рынка связывают рост интереса москвичей к дорогим препаратам со стартом в 2005 году федеральной программы дополнительного лекарственного обеспечения льготников (ДЛО).
«Сейчас льготники не покупают лекарства за свои деньги, получая их по рецептам врачей в аптеках бесплатно. Поэтому приобретают более дорогие препараты, которые еще год назад для них были недоступны,- говорит один из топ-менеджеров крупной дистрибуторской компании.- И хотя это не относится к коммерческому отпуску аптек, определенную популярность эти препараты получают».
Косвенное влияние льготной программы на аптечные продажи подтверждает и Рустем Муратов: «Льготники действительно привыкают к более качественным и дорогим препаратам, советуют их знакомым».