Эксперимент, проведенный на мышах, подтвердил эти данные. Он также показал, что продолжительность воздействия стресса на мозг у самок сокращается после социального взаимодействия, но этот эффект не наблюдается у самцов.
«Изменения в мозге, связанные со стрессом, лежат в основе многих психических заболеваний, включая ПТСР, тревожные расстройства и депрессию. Недавние исследования показали, что стресс, как и другие сильные эмоции, может быть заразительным для окружающих», — объяснил Джейдип Бэйнс (Jaideep Bains), профессор кафедры физиологии и фармакологии.
Исследователи изучили эффекты воздействия стресса на пары самок и самцов мышей. Они удалили одну мышь из каждой пары и подвергли ее воздействию мягкого стресса, прежде чем вернуть ее своему партнеру. Затем они исследовали ответы определенной популяции клеток, в частности нейронов CRH, которые контролировали реакцию мозга на стресс у каждой мыши из пары. Оказалось, что эти клетки менялись одинаково как у мыши, подвергнутой стрессу, так и у ее партнера.
«Примечательно, что нейроны CRH тех мышей, которые сами не подвергались реальному стрессу, показали изменения, идентичные тем, которые мы обнаружили у мышей, которых подвергли стрессу», — отметил ведущий автор исследования Тони-Ли Стерли (Toni-Lee Sterley).
Затем команда ученых использовала оптико-генетические подходы для инжиниринга этих нейронов, чтобы их было возможно либо «включить» или «отключить». Когда ученые отключили эти нейроны у партнера «стрессовой» мыши во время их общения, стресс не передавался партнеру.
Оказалось, что активация нейронов CRH стимулировала химический сигнал — выработку так называемого «тревожного феромона», который оповещает других особей. Партнер, который воспринял этот сигнал, может в свою очередь оповещать других членов группы. Это распространение сигналов стресса выявило ключевой механизм передачи информации, который может иметь решающее значение для формирования социальных связей у разных видов.
Другим преимуществом социальных связей оказалась их способность смягчать эффекты неблагоприятных событий. У самок мышей продолжительность эффекта воздействия стресса на нейроны CRH значительно сокращалась при общении с партнерами, не подвергнутыми стрессу. Однако у самцов мышей этот интересный эффект отсутствовал.
Бэйнс предполагает, что такие же эффекты могут также присутствовать у людей. «Мы с готовностью сообщаем о нашем стрессе другим, иногда даже не зная об этом. Есть даже доказательства того, что некоторые симптомы стресса могут возникать у семьи и близких тех людей, которые страдают от ПТСР. С другой стороны, способность ощущать эмоциональное состояние другого человека является ключевой частью создания и построения социальных связей».
Это исследование показывает, что стресс и социальные взаимодействия неразрывно связаны. Последствия этих взаимодействий могут быть продолжительными и оказывать влияние на окружающих даже по истечении некоторого времени после стрессового воздействия.
Юлия Бондарь