Телемедицина стремительно развивается, растет спрос на онлайн-консультации «врач-врач» и «врач-пациент», которые получили дополнительный импульс в период пандемии, когда посещение клиник стало не только менее доступным, но и более рискованным для здоровья. Люди продолжают пользоваться онлайн-форматом медицинских консультаций, что дает им возможность получить помощь в любое удобное время при первых же признаках недомогания. Это, в свою очередь, прививает привычку более бережного отношения к своему здоровью. Как рассказал врач телемедицинской клиники СберЗдоровья Артём Николаев, объем рынка телемедицины будет расти и в будущем.
Подготовка специалиста
Когда врач принимает решение о проведении удаленных приемов, ему следует пройти обучение онлайн-консультированию. Для этого существует специальный курс для врачей, разработанный СберЗдоровье совместно с МГМУ им. Сеченова. Для специалиста телемедицины крайне важно умение слушать пациента – выделять из его слов ключевые мысли, чтобы сформировать суждения о его проблеме. Врач должен не просто четко и кратко говорить, но и управлять диалогом, задавая правильные с медицинской точки зрения вопросы, при этом использовать формулировки понятные для пациента. Это важно, так как консультации могут проходить не только по видеосвязи, но и в формате обычного телефонного звонка или в чате. Также специалист должен уметь формулировать свои вопросы и ответы максимально лаконично, чтобы быстро помочь пользователю в чате – самом популярном способе онлайн-консультирования.
Работа с пациентами
Телемедицинскими услугами часто пользуются те, кто хочет получить срочную консультацию, второе мнение врача, помощь в расшифровке анализов. Иногда, обращение ко врачу онлайн может быть связано с угрожающими жизни состояниями. Специально для таких случаев каждый доктор обязан задать ряд вопросов, которые помогают понять, подвержен ли пациент в данный момент риску и не нуждается в экстренной помощи.
Чтобы обеспечить качественную помощь, очень важна бесперебойная работа сервиса с высокой скоростью обмена данными – это влияет на скорость загрузки необходимых документов и возможность проведения видео- и аудиоконсультаций.
Основные сложности
Во время удаленного обращения оценить определенные параметры организма пациента (пульс, артериальное давление и др.) напрямую нет возможности, однако в некоторых случаях это возможно при помощи медицинских девайсов: портативных тонометров, глюкометров и пульсоксиметров, данные с которых в режиме реального времени передаются лечащему врачу в приложение. Учитывая сенсорные ограничения (врач не может «пощупать» пациента, провести тесты, оценить его походку и др.) в значительной мере повышается нагрузка на иные органы – речь, слух. Специалисту следует тонко улавливать интонации пациента, его настроение, чтобы максимально эффективно оказать помощь.
Законодательные ограничения
В России пока существуют законодательные особенности работы врачей в области телемедицины. Например, если в ряде зарубежных стран онлайн-доктор имеет право удаленно поставить диагноз и выписать своим пациентам даже рецептурные препараты, то в России во время онлайн-консультации врачам это пока законодательно недоступно. Cпециалисты телемедицины имеют право только высказать предположения о том, какой диагноз беспокоит пациента, рассказать, к каким действиям обычно прибегают в данном случае, дать рекомендации, как поступить, и направить на анализы или обследование.
Преимущества онлайн-консультаций
Множество плюсов для врачей связано с тем, что внутри профессионального сообщества появляется больше возможностей для обмена врачебным опытом и быстрой передачи новых медицинских вводных. Кроме того, в онлайн-формате легко организовать консилиумы и решить даже сложные проблемы пациентов. Постоянная циркуляция информации помогает врачам наращивать экспертизу и помогать большему количеству людей с самыми разнообразными заболеваниями.
Кроме того, удаленное консультирование позволяет помочь большему количеству пациентов, так как для пользователей онлайн-консультации – это удобный формат общения с врачами. Многие вопросы к медицинским специалистам могут возникнуть в ситуации, когда добираться до медучреждения неудобно, а телемедицина позволяет задать вопрос врачу в любое время и в любом месте. Кроме того, врач телемедицины может сориентировать пациента в ситуации, когда он сомневается в рекомендациях другого специалиста и нуждается во втором мнении.
Время работы
График специалиста, работающего онлайн, принципиально не отличается от «очного». Однако у онлайн-специалиста есть больше вариантов формирования своего режима работы. Учитывая, что пациенты обращаются 24/7, врач может консультировать в те часы, которые в том числе удобны ему. Время работы врача никак не привязывается к тому часовому поясу, в котором он живет. Например, специалисты могут выбрать любые периоды, что позволяет пациентам обращаться за помощью даже из другой страны.