Recipe.Ru

Верховный суд оценит законность казначейского аудита в отношении расходов ОМС частных клиник

Верховный суд оценит законность казначейского аудита в отношении расходов ОМС частных клиник


Речь в иске идет о поручении Федерального казначейства от 2022 года о внеплановой выездной проверке целевого расходования ООО «ЦСМ» бюджета ОМС в 2020-2021 годах. Посчитав проверку незаконной, клиника обратилась в арбитражный суд, дойдя в итоге до высшей инстанции.


Среди аргументов истца – заявление о незаконности бюджетного контроля в отношении коммерческих организаций и ссылка на 326-ФЗ «Об ОМС», согласно которому основным документом для работы клиники в ОМС является договор на оказание и оплату медпомощи. Сторонами такого договора является сама медорганизация, страховая компания и ТФОМС, поэтому казначейский контроль в данном случае неприменим, настаивают юристы «ЦСМ».


Двойной контроль, считают в «ЦСМ», препятствует предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на коммерческую организацию дополнительные обязанности.


Иное мнение высказали суды трех инстанций, рассмотревшие иск. Как заметили судьи, проверка была объявлена в отношении целевых средств ОМС, поступивших как дополнительная поддержка системы здравоохранения из федерального бюджета, поэтому бюджетный государственный контроль в данном случае оправдан.


«Вопросы, разрешаемые при проведении проверки Фондом, вопреки доводам Общества, не совпадают с вопросами, разрешаемыми Управлением казначейства в ходе проведения своих проверок», – говорится в определении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.


«Приведенные в кассационной жалобе («ЦСМ») доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке», – заключил ВС РФ в июле текущего года и передал дело коллегии по экономическим спорам.


Какие именно транши попали под особое внимание казначейства, не уточняется. В 2020-2021 годах Правительство РФ многократно направляло в регионы многомиллиардные транши на фоне дефицита средств из-за расходов на COVID-19.


Федеральное казначейство и его терорганы занимаются аудитом расходования федерального и регионального бюджетов на здравоохранение. Через тематический контроль проходят транши, связанные с оказанием ВМП вне базовой программы ОМС, отправленные на возведение медицинских объектов, федпроекты, оказание непрограммной медпомощи и осуществление госзакупок.


Временами во внимание казначейских органов попадают и расходы в сфере ОМС. Например, в 2024 году Управление казначейства по Забайкальскому краю потребовало от Детского клинического медицинского центра Читы вернуть в ТФОМС 55 млн рублей. Средства были потрачены на покрытие повышающего коэффициента к зарплате медиков, но аудиторы выяснили, что данные расходы относятся к региональному бюджету.


Также именно после сигналов казначейства регуляторы решили ввести лимит на оплату лизинга медтехники средствами ОМС.


Речь в иске идет о поручении Федерального казначейства от 2022 года о внеплановой выездной проверке целевого расходования ООО «ЦСМ» бюджета ОМС в 2020-2021 годах. Посчитав проверку незаконной, клиника обратилась в арбитражный суд, дойдя в итоге до высшей инстанции.


Среди аргументов истца – заявление о незаконности бюджетного контроля в отношении коммерческих организаций и ссылка на 326-ФЗ «Об ОМС», согласно которому основным документом для работы клиники в ОМС является договор на оказание и оплату медпомощи. Сторонами такого договора является сама медорганизация, страховая компания и ТФОМС, поэтому казначейский контроль в данном случае неприменим, настаивают юристы «ЦСМ».


Двойной контроль, считают в «ЦСМ», препятствует предпринимательской деятельности, незаконно возлагает на коммерческую организацию дополнительные обязанности.


Иное мнение высказали суды трех инстанций, рассмотревшие иск. Как заметили судьи, проверка была объявлена в отношении целевых средств ОМС, поступивших как дополнительная поддержка системы здравоохранения из федерального бюджета, поэтому бюджетный государственный контроль в данном случае оправдан.


«Вопросы, разрешаемые при проведении проверки Фондом, вопреки доводам Общества, не совпадают с вопросами, разрешаемыми Управлением казначейства в ходе проведения своих проверок», – говорится в определении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.


«Приведенные в кассационной жалобе («ЦСМ») доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке», – заключил ВС РФ в июле текущего года и передал дело коллегии по экономическим спорам.


Какие именно транши попали под особое внимание казначейства, не уточняется. В 2020-2021 годах Правительство РФ многократно направляло в регионы многомиллиардные транши на фоне дефицита средств из-за расходов на COVID-19.


Федеральное казначейство и его терорганы занимаются аудитом расходования федерального и регионального бюджетов на здравоохранение. Через тематический контроль проходят транши, связанные с оказанием ВМП вне базовой программы ОМС, отправленные на возведение медицинских объектов, федпроекты, оказание непрограммной медпомощи и осуществление госзакупок.


Временами во внимание казначейских органов попадают и расходы в сфере ОМС. Например, в 2024 году Управление казначейства по Забайкальскому краю потребовало от Детского клинического медицинского центра Читы вернуть в ТФОМС 55 млн рублей. Средства были потрачены на покрытие повышающего коэффициента к зарплате медиков, но аудиторы выяснили, что данные расходы относятся к региональному бюджету.


Также именно после сигналов казначейства регуляторы решили ввести лимит на оплату лизинга медтехники средствами ОМС.

Exit mobile version