Recipe.Ru

в законодательство нужно включить понятие долговременного ухода

в законодательство нужно включить понятие долговременного ухода


Пилотный проект, по данным отчета СП, реализуется в соответствии с типовой моделью, которая определяет нуждаемость человека в социальном обслуживании и устанавливает уровень нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг. При установлении первого уровня нуждаемости услуги предоставляются не более 14 часов в неделю, второго уровня – до 21 часа в неделю, третьего – до 28 часов. Однако в №442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» требования к оказанию услуг на дому каждодневно в течение недели, а также к предоставлению пакета услуг в пределах различного объема часов в неделю не предусмотрены. Так как типовая модель, считают в СП, не является нормативным правовым актом, а в №442‑ФЗ отсутствуют подходы к предоставлению услуг в зависимости от уровня нуждаемости, это приводит к применению в регионах разных подходов к выявлению людей, нуждающихся в уходе.


Так, например, в Кировской и Рязанской областях наибольшая численность людей, нуждающихся в уходе, выявлена медорганизациями при посещении врача, проведении осмотров и лечебных процедур. В Волгоградской области наибольшая численность нуждающихся выявляется поставщиками социальных услуг путем проведения подомовых обходов. Доля личных обращений людей за услугами долговременного ухода во всех регионах в среднем составляет 23,7%.


Также одна из главных проблем, которую выявила СП, – контроль качества предоставления услуг. Типовая модель включает не все установленные законодательством нормы контроля. Моделью предусмотрен социальный пакет долговременного ухода, содержащий 50 услуг, связанных с уходом за человеком. Однако учет востребованности получателями предоставляемых услуг в пилотных регионах не ведется.


Типовая модель, считают в СП, предусматривает введение новых должностей при внедрении системы долговременного ухода (помощник по уходу), а также расширение функционала специалистов. Но профессиональные стандарты «Специалист по социальной работе», «Психолог в социальной сфере» и «Руководитель организации социального обслуживания» с учетом новых компетенций не актуализировались. Компетенции, связанные с предоставлением услуг долговременного ухода, устанавливает профессиональный стандарт «Помощник по уходу». Обучение организаторов ухода и специалистов, деятельность которых связана с определением нуждаемости, во всех регионах проводит только благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Например, за 5 лет реализации пилотного проекта в Кировской области обучены 365 работников, что не закрывает полностью потребности региона.


Кроме того, анализ показал, что размер средней зарплаты помощников по уходу меньше, чем у социальных работников. В проекте отсутствует единообразие в установлении платности и бесплатности предоставления услуг долговременного ухода для их получателей. В частности, в пяти субъектах РФ в 2023 году услуги долговременного ухода предоставлялись за плату.


Согласно опубликованному отчету, общие расходы федбюджета с 2020 по 2023 год по субсидиям составили 17 млрд рублей. Пилотными регионами выделяются дополнительные средства на предоставление таких услуг. Анализ использования выделяемых средств показал, что структура расходов по субъектам РФ идентична. В 2020 году в основном средства тратились на создание инфраструктуры системы долговременного ухода, предусмотренной типовой моделью. С 2022 года субсидия расходуется преимущественно на оплату труда помощников по уходу.


По данным отчета СП, количество получателей услуг за время пилотного проекта выросло более чем в 3 раза (до 171,2 тысячи человек в 2023 году). В 2019 году число таких людей составляло 51,3 тысячи.


По итогам отчета СП направила информационное письмо в Правительство РФ с рекомендациями «поручить Минтруду России и иным заинтересованным органам исполнительной власти в срок до 15 января 2025 года проработать вопросы» о нормативном закреплении полномочий по предоставлению услуг долговременного ухода, его понятия, входящих в него социальных услуг, требований к их оказанию и контролю за предоставлением, условий определения контингента получателей данных услуг. Также предложено нормативно закрепить унифицированные методологические и методические подходы к организации и контролю за реализацией долговременного ухода, в том числе к формированию статистической информации.


Пилотный проект реализовывался в некоторых регионах с 2018 года в соответствии с поручениями президента РФ Владимира Путина, а с 2023 года он внедрен во все субъекты страны. Мероприятия проекта включены в Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения, госпрограмму «Социальная поддержка граждан», а также в федеральный проект «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» со сроком реализации до 31 декабря 2024 года. В 2024 году Владимир Путин поставил задачу вывести систему долговременного ухода на единый стандарт и обеспечить к 2030 году увеличение охвата таким уходом до 500 тысяч человек (то есть система из пилотного режима должна перейти в общераспространенную практику).


В марте 2024 года стало известно, что правительство дополнительно выделило 4,2 млрд рублей на комплексное социальное и медицинское обслуживание пожилых и инвалидов на дому, средства будут направлены по нацпроекту «Демография». Кроме того, 208 млн рублей правительство перераспределило на систему долговременного ухода в десяти регионах страны.


Пилотный проект, по данным отчета СП, реализуется в соответствии с типовой моделью, которая определяет нуждаемость человека в социальном обслуживании и устанавливает уровень нуждаемости в уходе с последующим подбором социальных услуг. При установлении первого уровня нуждаемости услуги предоставляются не более 14 часов в неделю, второго уровня – до 21 часа в неделю, третьего – до 28 часов. Однако в №442‑ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан РФ» требования к оказанию услуг на дому каждодневно в течение недели, а также к предоставлению пакета услуг в пределах различного объема часов в неделю не предусмотрены. Так как типовая модель, считают в СП, не является нормативным правовым актом, а в №442‑ФЗ отсутствуют подходы к предоставлению услуг в зависимости от уровня нуждаемости, это приводит к применению в регионах разных подходов к выявлению людей, нуждающихся в уходе.


Так, например, в Кировской и Рязанской областях наибольшая численность людей, нуждающихся в уходе, выявлена медорганизациями при посещении врача, проведении осмотров и лечебных процедур. В Волгоградской области наибольшая численность нуждающихся выявляется поставщиками социальных услуг путем проведения подомовых обходов. Доля личных обращений людей за услугами долговременного ухода во всех регионах в среднем составляет 23,7%.


Также одна из главных проблем, которую выявила СП, – контроль качества предоставления услуг. Типовая модель включает не все установленные законодательством нормы контроля. Моделью предусмотрен социальный пакет долговременного ухода, содержащий 50 услуг, связанных с уходом за человеком. Однако учет востребованности получателями предоставляемых услуг в пилотных регионах не ведется.


Типовая модель, считают в СП, предусматривает введение новых должностей при внедрении системы долговременного ухода (помощник по уходу), а также расширение функционала специалистов. Но профессиональные стандарты «Специалист по социальной работе», «Психолог в социальной сфере» и «Руководитель организации социального обслуживания» с учетом новых компетенций не актуализировались. Компетенции, связанные с предоставлением услуг долговременного ухода, устанавливает профессиональный стандарт «Помощник по уходу». Обучение организаторов ухода и специалистов, деятельность которых связана с определением нуждаемости, во всех регионах проводит только благотворительный фонд помощи пожилым людям и инвалидам «Старость в радость». Например, за 5 лет реализации пилотного проекта в Кировской области обучены 365 работников, что не закрывает полностью потребности региона.


Кроме того, анализ показал, что размер средней зарплаты помощников по уходу меньше, чем у социальных работников. В проекте отсутствует единообразие в установлении платности и бесплатности предоставления услуг долговременного ухода для их получателей. В частности, в пяти субъектах РФ в 2023 году услуги долговременного ухода предоставлялись за плату.


Согласно опубликованному отчету, общие расходы федбюджета с 2020 по 2023 год по субсидиям составили 17 млрд рублей. Пилотными регионами выделяются дополнительные средства на предоставление таких услуг. Анализ использования выделяемых средств показал, что структура расходов по субъектам РФ идентична. В 2020 году в основном средства тратились на создание инфраструктуры системы долговременного ухода, предусмотренной типовой моделью. С 2022 года субсидия расходуется преимущественно на оплату труда помощников по уходу.


По данным отчета СП, количество получателей услуг за время пилотного проекта выросло более чем в 3 раза (до 171,2 тысячи человек в 2023 году). В 2019 году число таких людей составляло 51,3 тысячи.


По итогам отчета СП направила информационное письмо в Правительство РФ с рекомендациями «поручить Минтруду России и иным заинтересованным органам исполнительной власти в срок до 15 января 2025 года проработать вопросы» о нормативном закреплении полномочий по предоставлению услуг долговременного ухода, его понятия, входящих в него социальных услуг, требований к их оказанию и контролю за предоставлением, условий определения контингента получателей данных услуг. Также предложено нормативно закрепить унифицированные методологические и методические подходы к организации и контролю за реализацией долговременного ухода, в том числе к формированию статистической информации.


Пилотный проект реализовывался в некоторых регионах с 2018 года в соответствии с поручениями президента РФ Владимира Путина, а с 2023 года он внедрен во все субъекты страны. Мероприятия проекта включены в Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения, госпрограмму «Социальная поддержка граждан», а также в федеральный проект «Старшее поколение» нацпроекта «Демография» со сроком реализации до 31 декабря 2024 года. В 2024 году Владимир Путин поставил задачу вывести систему долговременного ухода на единый стандарт и обеспечить к 2030 году увеличение охвата таким уходом до 500 тысяч человек (то есть система из пилотного режима должна перейти в общераспространенную практику).


В марте 2024 года стало известно, что правительство дополнительно выделило 4,2 млрд рублей на комплексное социальное и медицинское обслуживание пожилых и инвалидов на дому, средства будут направлены по нацпроекту «Демография». Кроме того, 208 млн рублей правительство перераспределило на систему долговременного ухода в десяти регионах страны.

Exit mobile version