Министерство здравоохранения и социальных служб США (U.S. Department of Health and Human Services, HHS) подготовило руководство для медицинских организаций о том, возможно ли проводить дистанционные консультации по аудиосвязи. Такой формат приобрел популярность в разгар пандемии COVID-19, но, как считают в HHS, он может использоваться и в дальнейшем при соблюдении специальных правил конфиденциальности персональных и медицинских данных пациента.
Руководство появилось в ответ на приказ президента США от 13 декабря 2021 года, посвященный подходам к регулированию сферы услуг для всех людей, в независимости от их достатка и с точки зрения клиентского опыта. Цель этого приказа – повышение уровня удовлетворенности людей государственными цифровыми сервисами.
Усиленно практиковать аудиоконсультациии в Америке начали в марте 2020 года для расширения доступа к медпомощи, в том числе по страховым программам. Теперь HHS разъясняет, что этот формат соответствует федеральному законодательству о персональных данных и Закону о подотчетности медицинского страхования (HIPAA). Например, проводить такую консультацию нельзя по громкой связи, а также предпринимать комплекс мер для проверки личности пациента. Эти и другие требования относятся к голосовой связи через интернет, но не касаются стандартной телефонной связи.
Во время пандемии COVID-19 телемедицинские консультации широко использовались в офисах врачей общей практики как для постановки диагноза и назначения безрецептурных лекарств, так и для мониторинга состояния пациентов. Тем офисам, что работают по Medicare, удалось добиться большей в сравнении с докризисной оплаты таких приемов (в 50% от стоимости визита). По оценкам McKinsey, за 2020-2021 годы количество дистанционных консультаций выросло в 38 раз по сравнению с «допандемийными» показателями.
Как ранее выяснило HHS, аудиоконсультации пользуются спросом у детей и пожилых людей. Опрос 670 тысяч человек в 50 штатах (проводился в 2021 году) показал, что наиболее популярна телемедицина среди застрахованных по программам Medicaid (29,3%) и Medicare (27,4%). Среди них доля детей, обращавшихся к аудиоконсультациям, составила 38,1%, а пожилых (старше 65 лет) – 43,5%.
В России, согласно статье 36.2 323-ФЗ, по телефону либо интернету можно получить только консультацию врача, который может собрать жалобы пациента и составить анамнез, однако диагноз можно получить только при очном посещении. С начала 2022 года в Москве разрешили врачам городских медорганизаций ставить диагнозы ОРВИ и COVID-19, назначать лечение, открывать и закрывать больничные листы дистанционно, в том числе по телефону.