Recipe.Ru

В Россию возвращается практика университетских клиник

В Россию возвращается практика университетских клиник

 

Лишь 10 медицинских вузов страны имеют сегодня свои университетские клиники. Потеря существовавших в советское время клинических баз сильно ударила по подготовке будущих врачей. Сейчас, когда появились правовые основания для того, чтобы изменить эту ситуацию, у вузов есть шанс перейти на новый уровень подготовки и оказания медпомощи, считают эксперты.О том, какими должны быть университетские клиники 21 века, говорили на прошедшем в медиацентре «Российской газеты» экспертном совете «Возрождение традиций российской медицины – создание университетских клиник»

Как отмечали участники Совета, во всем цивилизованном мире именно университетские клиники  аккумулируют в себе все самое передовое в лечении и подготовке кадров.  Сильной клинической базой отличались в свое время и советские мединституты. Однако, 20 лет назад в стране сложилась такая ситуация, при которой стало невозможным совмещение лечебной и преподавательской деятельности. И это не могло не сказаться на качестве подготовки выпускников, к которому сегодня немало справедливых претензий

В системе Минздрава России работает 46 медвузов и еще 37 медицинских факультетов – в системе Минобрнауки. При этом свои клиники есть лишь у десяти из них. Проблема допуска профессорско-преподавательского состава к медицинской практике для всех медицинских вузов разрешилась совсем недавно, когда Госдума одобрила новую редакцию ст. 69 закона об основах охраны здоровья граждан. Чтобы это стало возможным, ведущим вузам страны пришлось долгие годы «пробивать стену». Зато теперь решение вопроса о создании университетских клиник даст возможность выйти на новый уровень подготовки и оказания медпомощи тем вузам, которые пока не имеют своих клинических баз, отмечали эксперты.

На сегодняшний день самой большой клинической базой располагает ставший несколько лет назад  инициатором этого начинания Первый МГМУ им. И.М. Сеченова: на базах 16 городских московских больниц создано 25 университетских клиник. Еще 7 таких клиник открыл РУДН. Директора клиник – заведующие кафедрами или ведущие профессора вуза. Зарплату за учебную работу платит университет, за лечебную – Фонд ОМС или же, если специалист участвует в работе по ВМП – лечебное учреждение.

В итоге такой работы повысились и уровень подготовки студентов, и качество оказания медицинской помощи, отмечают эксперты. По словам ректора Первого медуниверситета, члена-корреспондента РАН Петра Глыбочко, университетские клиники – это уникальное сочетание лечения и ведения пациентов, обучения и практики студентов, врачебных стажировок и обмена опытом. И, кроме того, в университетских клиниках кроме стационарных и учебных действуют научно-исследовательские подразделения, отрабатывающие перспективные методики, медикаменты и оборудование.

«Сегодня мы стали более качественно готовить наших выпускников, потому что они могут использовать на базах городских московских больниц дорогостоящее оборудование, – рассказал Глыбочко. – Это и ядерно-магнитный резонансный томограф, это и компьютерные томографы, это и ультразвуковое оборудование, это и эндоскопическое, лапароскопическое оборудование. И эти студенты завтра придут работать в практическое здравоохранение. Мы добились того, что сегодня за качество оказания медицинской помощи отвечает не только главный врач, но и директор клиники. То есть наш заведующий кафедрой. Это двойной контроль за качеством оказания медицинской помощи».

Между тем, дискуссия о том, какими должны быть университетские клиники 21 века, еще только начинается. Так, по мнению директора клиники пропедевтики внутренних болезней, гастроэнтерологии и гепатологии вуза, академика Владимира Ивашкина, обучающие клиники должны быть клиниками общей медицины – студенты должны видеть весь спектр больных.

«Клиника может быть этапом, когда ставится диагноз, и отсюда можно уже перевести пациентов в кардиологическую клинику, клинику респираторных заболеваний и так далее,  – пояснил академик. – С другой стороны, на этих общеклинических койках проводится созданная еще великим Пироговым трехстепенная система подготовки: курс пропедевтики, курс факультетский и курс госпитальный. Курс пропедевтики – симптоматика. Студент, который вначале не имеет никакого представления об этом, после сдачи экзамена уже в состоянии обосновать диагноз пневмонии, диагноз язвенной болезни, диагноз гипертонической болезни. Факультетский курс – это курс ведения пациента. И наконец, то, что делают на госпитальной кафедре, это курс дифференциального диагноза. Поэтому университетские клиники при их общности названия, на самом деле, имеют дифференцированное внутреннее содержание».

 

Ирина Резник

Exit mobile version