Согласно анализу, с 2021 по 2022 год было объявлено не так много закупок по СПИК: в 2021 году – две процедуры (общая начальная цена – 2,2 млрд рублей), а в 2022 году – три процедуры (общая начальная цена – 9,2 млрд рублей). Однако уже в следующем году их число увеличилось – половина всех проводимых тендеров с общим финансовым наполнением в 42,5 млрд рублей (70% от общего показателя начальной максимальной цены отраслевых СПИК) пришлась именно на 2023 год. Как отмечают аналитики, в 2024 году был представлен лишь один крупный тендер, составивший около 12% общего бюджета (7,08 млрд рублей).
Всего же за исследуемый период аналитики выявили 9 заключенных СПИК с общей финальной стоимостью в 32,54 млрд рублей. Совокупная сумма начальных цен отмененных закупок составила 22,7% от общей стоимости объявленных СПИК (13,9 млрд рублей).
Основная часть завершенных закупок по СПИК пришлась на Москву и Московскую область – 7 контрактов и немногим более 70% от общей стоимости СПИК со всей страны. Кроме того, Москва стала лидером по числу и объему закупок – шесть контрактов на сумму 19,2 млрд рублей. В субъекте заказчиками выступили Департамент по конкурентной политике (четыре контракта на 11,2 млрд рублей) и Департамент здравоохранения (два контракта на 8,04 млрд рублей).
Второе место после столицы занял Санкт-Петербург – в отчете город представлен одним контрактом на 8,7 млрд рублей. Заказчиком выступил Комитет по госзаказу субъекта. В Московской области заказчик в лице Департамента по конкурентной политике заключил один контракт на 4,6 млрд рублей. Четвертым регионом стала Самарская область, чей Минздрав заключил один контракт на 80 млн рублей.
В качестве поставщиков лекарств по заключенным контрактам выступили пять компаний и одно госучреждение. Значительную часть всего объема контрактов (75%) обеспечили фармпроизводители «Р-Фарм» и «Велфарм-М» (входит в ГК «Велфарм»): первый оператор – три контракта на 14,5 млрд рублей, второй – два контракта на 9,8 млрд рублей. Остальные три поставщика исполняли по одному контракту с общей долей менее 15%: «ПСК Фарма» – СПИК на 4,6 млрд рублей, «Фармасинтез» – на 2,4 млрд рублей, госпредприятие «Московский эндокринный завод» – на 1,1 млрд рублей, «Мабскейл» – на 80 млн рублей.
В перечень затрагиваемых специальными инвестиционными контрактами лекарств, отмечают в Headway, вошли антикоагулянты, онкопрепараты и диабетические средства. Тройка крупнейших по объемам тематических закупок МНН: антикоагулянты апиксабан (2,6 млрд рублей) и ривароксабан (2,2 млрд рублей), ромиплостим (1,9 млрд рублей), используемый в терапии аутоиммунной хронической идиопатической тромбоцитопенической пурпуры.
В июле 2025 года Правительство РФ обновило перечень технологий для заключения СПИК, внеся в него системы мониторинга глюкозы. В актуальной редакции список содержит более 600 позиций. До этого перечень СПИК изменяли в августе 2024 года. Среди новых пунктов присутствовали технологии создания конусного томографа, линейного ускорителя на 20 МэВ и роботизированное производство искусственных имплантируемых почек.
СПИК представляет собой контракт между производителем и государством. Инвесторы отбираются по конкурсу, сам контракт заключается не более чем на 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым не превышает 50 млрд рублей, и не более чем на 20 лет – при инвестициях свыше такой суммы. В качестве преференции операторы получают обнуление ставки налога на прибыль, снижение региональных налогов на землю, имущество и транспорт, а также могут претендовать на субсидии из бюджетов разных уровней более чем на один бюджетный период. Актуальные правила СПИК, известные как СПИК 2.0, действуют с 2020 года.
Согласно анализу, с 2021 по 2022 год было объявлено не так много закупок по СПИК: в 2021 году – две процедуры (общая начальная цена – 2,2 млрд рублей), а в 2022 году – три процедуры (общая начальная цена – 9,2 млрд рублей). Однако уже в следующем году их число увеличилось – половина всех проводимых тендеров с общим финансовым наполнением в 42,5 млрд рублей (70% от общего показателя начальной максимальной цены отраслевых СПИК) пришлась именно на 2023 год. Как отмечают аналитики, в 2024 году был представлен лишь один крупный тендер, составивший около 12% общего бюджета (7,08 млрд рублей).
Всего же за исследуемый период аналитики выявили 9 заключенных СПИК с общей финальной стоимостью в 32,54 млрд рублей. Совокупная сумма начальных цен отмененных закупок составила 22,7% от общей стоимости объявленных СПИК (13,9 млрд рублей).
Основная часть завершенных закупок по СПИК пришлась на Москву и Московскую область – 7 контрактов и немногим более 70% от общей стоимости СПИК со всей страны. Кроме того, Москва стала лидером по числу и объему закупок – шесть контрактов на сумму 19,2 млрд рублей. В субъекте заказчиками выступили Департамент по конкурентной политике (четыре контракта на 11,2 млрд рублей) и Департамент здравоохранения (два контракта на 8,04 млрд рублей).
Второе место после столицы занял Санкт-Петербург – в отчете город представлен одним контрактом на 8,7 млрд рублей. Заказчиком выступил Комитет по госзаказу субъекта. В Московской области заказчик в лице Департамента по конкурентной политике заключил один контракт на 4,6 млрд рублей. Четвертым регионом стала Самарская область, чей Минздрав заключил один контракт на 80 млн рублей.
В качестве поставщиков лекарств по заключенным контрактам выступили пять компаний и одно госучреждение. Значительную часть всего объема контрактов (75%) обеспечили фармпроизводители «Р-Фарм» и «Велфарм-М» (входит в ГК «Велфарм»): первый оператор – три контракта на 14,5 млрд рублей, второй – два контракта на 9,8 млрд рублей. Остальные три поставщика исполняли по одному контракту с общей долей менее 15%: «ПСК Фарма» – СПИК на 4,6 млрд рублей, «Фармасинтез» – на 2,4 млрд рублей, госпредприятие «Московский эндокринный завод» – на 1,1 млрд рублей, «Мабскейл» – на 80 млн рублей.
В перечень затрагиваемых специальными инвестиционными контрактами лекарств, отмечают в Headway, вошли антикоагулянты, онкопрепараты и диабетические средства. Тройка крупнейших по объемам тематических закупок МНН: антикоагулянты апиксабан (2,6 млрд рублей) и ривароксабан (2,2 млрд рублей), ромиплостим (1,9 млрд рублей), используемый в терапии аутоиммунной хронической идиопатической тромбоцитопенической пурпуры.
В июле 2025 года Правительство РФ обновило перечень технологий для заключения СПИК, внеся в него системы мониторинга глюкозы. В актуальной редакции список содержит более 600 позиций. До этого перечень СПИК изменяли в августе 2024 года. Среди новых пунктов присутствовали технологии создания конусного томографа, линейного ускорителя на 20 МэВ и роботизированное производство искусственных имплантируемых почек.
СПИК представляет собой контракт между производителем и государством. Инвесторы отбираются по конкурсу, сам контракт заключается не более чем на 15 лет для проектов, объем инвестиций по которым не превышает 50 млрд рублей, и не более чем на 20 лет – при инвестициях свыше такой суммы. В качестве преференции операторы получают обнуление ставки налога на прибыль, снижение региональных налогов на землю, имущество и транспорт, а также могут претендовать на субсидии из бюджетов разных уровней более чем на один бюджетный период. Актуальные правила СПИК, известные как СПИК 2.0, действуют с 2020 года.
