Интервью с членом совета директоров ООО «Максвелл Эссет Менеджмент» Дмитрием Поповым
Управляющая компания ООО «Максвелл Эссет Менеджмент» приняла решение о создании специализированного Венчурного фонда для инвестиций в биотехнологические компании. О целях и задачах проекта корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ РЕДИЧКИНОЙ рассказал член совета директоров «Максвелл Эссет Менеджмент» ДМИТРИЙ ПОПОВ.
— Что побудило вас к созданию биотехнологического венчурного фонда?
— Во-первых, сегодняшняя макроэкономическая ситуация в России и в мире показывает, что многие рынки стали настолько развиты, что применение инноваций крайне важно для победы в конкурентной борьбе. Во-вторых, мы почувствовали интерес и поддержку государства, провозгласившего курс на инновационное развитие России. Таким образом, наличие инвестиционно привлекательных проектов, растущий спрос на инновации и государственная поддержка высокотехнологического сектора экономики, на наш взгляд, создают все предпосылки для успешного развития венчурного предпринимательства. Формируемый фонд будет специализированным, его инвестиционный фокус — биотехнологические и медицинские инновационные проекты. Для себя мы определили четыре ключевых рынка, на которые будет направлена инвестиционная активность фонда: это биофармацевтический рынок, рынок продуктов питания, агрорынок и промышленная биотехнология. Все эти рынки обладают большой емкостью, быстро растут и сохраняют высокий потенциал роста в будущем. Также мы проявляем интерес и к рынку медицинского и биотехнологического оборудования, и к рынку R&D-сервиса (исследование и развитие). У нас наработаны хорошие связи с мировыми и российскими исследовательскими центрами и крупными корпорациями. В нашем активе — специалисты, имеющие многолетний опыт управления проектами в биотехнологической отрасли, системный опыт постановки исследований и контроля результатов. Биотехнологическая специализация инвестиционных интересов фонда будет способствовать концентрации всех ресурсов (финансовых, экспертных, управленческих) на одном направлении с целью их наиболее эффективного использования, обеспечения эффекта синергии реализуемых проектов, создания сильного и узнаваемого бренда в инновационной среде.
— Известно, что только 15% российского фармацевтического рынка составляют инновационные российские препараты, остальное — дженерики. Вы намерены изменить это соотношение?
— Не совсем так. На фармрынке 13% — препараты российского производства, но инновационные из них — единицы. Из всех лекарственных средств, продаваемых в России, импортных и отечественных, действительно, лишь 15% — оригинальные, а остальные — дженерики. Эксперты считают, что в ближайшее время ситуация не изменится, но они не учитывают, что инновационные компании, активно привлекаемые венчурными фондами, смогут представить широкую гамму оригинальных препаратов. Российские ученые уже сегодня готовы предложить достаточное количество инновационных разработок, зачастую не имеющих аналогов за рубежом, но довести их до аптечного прилавка они не в силах. Да и не их это задача. Создаваемый фонд готов не только предоставить финансирование, но и обеспечить инноваторам доступ ко всем ключевым ресурсам — управленческим, юридическим, информационным. С другой стороны, крупные игроки фармрынка смогут существенно увеличить долю инновационных препаратов, не принимая на себя риски, связанные с их разработкой. Я думаю, именно так должна решаться проблема лекарственной безопасности России, когда фармацевтическая промышленность может и должна выпускать оригинальные отечественные препараты, а не только заниматься упаковкой субстанций индийского и китайского производства.
— С фармпрепаратами, в общем-то, ясно. А что вы намерены делать на рынке продуктов питания?
— Рынок продуктов питания в России приобрел критическую зависимость от импортного сырья, что вместе с низкой эффективностью пищевых производств создает высокую волатильность на продовольственном рынке, которая вызывает к жизни идеи административного регулирования цен и т.п. Мы полагаем, что инновации на рынке продуктов питания, направленные на радикальную интенсификацию пищевого производства, создание технологий глубокой переработки сырья, разработку оригинальных пищевых ингредиентов, являются крайне важными для устойчивого роста продовольственного сектора экономики. Надо понимать, что в пищепроме закончилась эпоха «простых вещей», когда коммерческий успех базировался на хорошем качестве, оригинальной упаковке и удачно проведенной рекламной кампании. Теперь важны многообразие и нюансы: экзотический вкус, лечебный эффект, дифференциация ассортимента с подчеркнутой «экологичностью» и природным происхождением ингредиентов. Все это требует новых технологических решений и биологических ингредиентов.
— А для них нужно сырье, которое необходимо сначала вырастить… Интерес к аграрному сектору возник, видимо, не случайно?
— Да, биотехнологии присутствуют на всех стадиях сельхозпроизводства, мода на агрессивную химизацию постепенно проходит, и биологические препараты завоевывают рынок. Мы намерены инвестировать в новые технологии кормления животных, биологические средства защиты растений и стимуляторы роста, ветеринарные препараты.
Что касается интересов фонда в области промышленной биотехнологии, то это инвестиции в проекты по разработке биопрепаратов для добычи и транспортировки нефти и газа, реагентов для целлюлозно-бумажной промышленности, по созданию технологии производства биоэтанола из растительной биомассы и т.д.
— Каким критериям должен отвечать проект, чтобы вы им заинтересовались?
— Не буду перечислять все критерии, отмечу основные: инновация должна обеспечивать решающее конкурентное преимущество на одном из ключевых рынков, иметь большой потенциальный рынок сбыта (не менее 50 млн долл.), внутренняя доходность по проекту — не менее 45%, фонд должен четко представлять стратегию выхода из проекта, интеллектуальная собственность должна быть защищена патентами, желательны экспортный потенциал продукта и, самое главное, человеческий фактор — наличие сформированной команды специалистов, обладающей необходимыми знаниями и опытом для реализации проекта.
— Сколько вы готовы инвестировать в одну компанию?
— Первоначальный транш не будет превышать 1 млн долл., максимальный объем инвестиций в одну компанию — не более 10 млн долл.
— Как долго фонд готов «вести» компанию?
— Задача фонда — обеспечение максимальной доходности инвестиций через повышение стоимости портфельных компаний. Для этого он осуществляет финансирование проектов, специалисты фонда помогают разработать концепцию продвижения продуктов, создать сеть партнеров для дистрибуции, обеспечивают инноваторов знаниями — как вести дела, как взаимодействовать с контрагентами, как масштабировать успех, когда он придет. Однако инвестиционный горизонт небесконечен, и в течение пяти-семи лет фонд должен выйти из проинвестированной компании, либо продав долю менеджменту или стратегическому покупателю, либо продав акции компании в рамках публичного размещения.
— В портфеле фонда уже есть заявки?
— Да, в настоящее время их 25 от десяти компаний-заявителей.
— Планируете ли вы наполнение фонда на основе государственно-частного партнерства, или его сформируют только частные инвесторы?
— В настоящее время «Максвелл Эссет Менеджмент» принимает участие во втором конкурсном отборе Российской венчурной компании (РВК). Мы полностью полагаемся на профессионализм и беспристрастность совета директоров РВК, заседание которого состоится 27 мая под председательством министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной и на котором будут рассмотрены конкурсные заявки. Если мы войдем в число победителей, то объем фонда, сформированный на основе частно-государственного партнерства, составит около 3 млрд руб. В противном случае мы будем добиваться заявленных целей, основываясь только на частном капитале.
ООО «Максвелл Эссет Менеджмент», входящее в финансовый холдинг «Максвелл Капитал Групп», — один из лидеров российского рынка коллективных инвестиций. Под управлением компании находятся 16 паевых инвестиционных фондов, 14 из которых являются открытыми и рассчитаны на широкий круг инвесторов. Стоимость чистых активов открытых паевых фондов «Максвелл» составляет более 3 млрд руб., количество пайщиков фондов превышает 16 000 физических и юридических лиц. Собственная и агентская сеть компании насчитывает более 200 пунктов продаж в 39 городах по всей территории России. УК «Максвелл Эссет Менеджмент» — дважды лауреат премии «Компания года», трижды — «Финансовый Олимп» и «Финансовая элита России».
Интервью с членом совета директоров ООО «Максвелл Эссет Менеджмент» Дмитрием Поповым
Управляющая компания ООО «Максвелл Эссет Менеджмент» приняла решение о создании специализированного Венчурного фонда для инвестиций в биотехнологические компании. О целях и задачах проекта корреспонденту РБК daily ОЛЬГЕ РЕДИЧКИНОЙ рассказал член совета директоров «Максвелл Эссет Менеджмент» ДМИТРИЙ ПОПОВ.
— Что побудило вас к созданию биотехнологического венчурного фонда?
— Во-первых, сегодняшняя макроэкономическая ситуация в России и в мире показывает, что многие рынки стали настолько развиты, что применение инноваций крайне важно для победы в конкурентной борьбе. Во-вторых, мы почувствовали интерес и поддержку государства, провозгласившего курс на инновационное развитие России. Таким образом, наличие инвестиционно привлекательных проектов, растущий спрос на инновации и государственная поддержка высокотехнологического сектора экономики, на наш взгляд, создают все предпосылки для успешного развития венчурного предпринимательства. Формируемый фонд будет специализированным, его инвестиционный фокус — биотехнологические и медицинские инновационные проекты. Для себя мы определили четыре ключевых рынка, на которые будет направлена инвестиционная активность фонда: это биофармацевтический рынок, рынок продуктов питания, агрорынок и промышленная биотехнология. Все эти рынки обладают большой емкостью, быстро растут и сохраняют высокий потенциал роста в будущем. Также мы проявляем интерес и к рынку медицинского и биотехнологического оборудования, и к рынку R&D-сервиса (исследование и развитие). У нас наработаны хорошие связи с мировыми и российскими исследовательскими центрами и крупными корпорациями. В нашем активе — специалисты, имеющие многолетний опыт управления проектами в биотехнологической отрасли, системный опыт постановки исследований и контроля результатов. Биотехнологическая специализация инвестиционных интересов фонда будет способствовать концентрации всех ресурсов (финансовых, экспертных, управленческих) на одном направлении с целью их наиболее эффективного использования, обеспечения эффекта синергии реализуемых проектов, создания сильного и узнаваемого бренда в инновационной среде.
— Известно, что только 15% российского фармацевтического рынка составляют инновационные российские препараты, остальное — дженерики. Вы намерены изменить это соотношение?
— Не совсем так. На фармрынке 13% — препараты российского производства, но инновационные из них — единицы. Из всех лекарственных средств, продаваемых в России, импортных и отечественных, действительно, лишь 15% — оригинальные, а остальные — дженерики. Эксперты считают, что в ближайшее время ситуация не изменится, но они не учитывают, что инновационные компании, активно привлекаемые венчурными фондами, смогут представить широкую гамму оригинальных препаратов. Российские ученые уже сегодня готовы предложить достаточное количество инновационных разработок, зачастую не имеющих аналогов за рубежом, но довести их до аптечного прилавка они не в силах. Да и не их это задача. Создаваемый фонд готов не только предоставить финансирование, но и обеспечить инноваторам доступ ко всем ключевым ресурсам — управленческим, юридическим, информационным. С другой стороны, крупные игроки фармрынка смогут существенно увеличить долю инновационных препаратов, не принимая на себя риски, связанные с их разработкой. Я думаю, именно так должна решаться проблема лекарственной безопасности России, когда фармацевтическая промышленность может и должна выпускать оригинальные отечественные препараты, а не только заниматься упаковкой субстанций индийского и китайского производства.
— С фармпрепаратами, в общем-то, ясно. А что вы намерены делать на рынке продуктов питания?
— Рынок продуктов питания в России приобрел критическую зависимость от импортного сырья, что вместе с низкой эффективностью пищевых производств создает высокую волатильность на продовольственном рынке, которая вызывает к жизни идеи административного регулирования цен и т.п. Мы полагаем, что инновации на рынке продуктов питания, направленные на радикальную интенсификацию пищевого производства, создание технологий глубокой переработки сырья, разработку оригинальных пищевых ингредиентов, являются крайне важными для устойчивого роста продовольственного сектора экономики. Надо понимать, что в пищепроме закончилась эпоха «простых вещей», когда коммерческий успех базировался на хорошем качестве, оригинальной упаковке и удачно проведенной рекламной кампании. Теперь важны многообразие и нюансы: экзотический вкус, лечебный эффект, дифференциация ассортимента с подчеркнутой «экологичностью» и природным происхождением ингредиентов. Все это требует новых технологических решений и биологических ингредиентов.
— А для них нужно сырье, которое необходимо сначала вырастить… Интерес к аграрному сектору возник, видимо, не случайно?
— Да, биотехнологии присутствуют на всех стадиях сельхозпроизводства, мода на агрессивную химизацию постепенно проходит, и биологические препараты завоевывают рынок. Мы намерены инвестировать в новые технологии кормления животных, биологические средства защиты растений и стимуляторы роста, ветеринарные препараты.
Что касается интересов фонда в области промышленной биотехнологии, то это инвестиции в проекты по разработке биопрепаратов для добычи и транспортировки нефти и газа, реагентов для целлюлозно-бумажной промышленности, по созданию технологии производства биоэтанола из растительной биомассы и т.д.
— Каким критериям должен отвечать проект, чтобы вы им заинтересовались?
— Не буду перечислять все критерии, отмечу основные: инновация должна обеспечивать решающее конкурентное преимущество на одном из ключевых рынков, иметь большой потенциальный рынок сбыта (не менее 50 млн долл.), внутренняя доходность по проекту — не менее 45%, фонд должен четко представлять стратегию выхода из проекта, интеллектуальная собственность должна быть защищена патентами, желательны экспортный потенциал продукта и, самое главное, человеческий фактор — наличие сформированной команды специалистов, обладающей необходимыми знаниями и опытом для реализации проекта.
— Сколько вы готовы инвестировать в одну компанию?
— Первоначальный транш не будет превышать 1 млн долл., максимальный объем инвестиций в одну компанию — не более 10 млн долл.
— Как долго фонд готов «вести» компанию?
— Задача фонда — обеспечение максимальной доходности инвестиций через повышение стоимости портфельных компаний. Для этого он осуществляет финансирование проектов, специалисты фонда помогают разработать концепцию продвижения продуктов, создать сеть партнеров для дистрибуции, обеспечивают инноваторов знаниями — как вести дела, как взаимодействовать с контрагентами, как масштабировать успех, когда он придет. Однако инвестиционный горизонт небесконечен, и в течение пяти-семи лет фонд должен выйти из проинвестированной компании, либо продав долю менеджменту или стратегическому покупателю, либо продав акции компании в рамках публичного размещения.
— В портфеле фонда уже есть заявки?
— Да, в настоящее время их 25 от десяти компаний-заявителей.
— Планируете ли вы наполнение фонда на основе государственно-частного партнерства, или его сформируют только частные инвесторы?
— В настоящее время «Максвелл Эссет Менеджмент» принимает участие во втором конкурсном отборе Российской венчурной компании (РВК). Мы полностью полагаемся на профессионализм и беспристрастность совета директоров РВК, заседание которого состоится 27 мая под председательством министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной и на котором будут рассмотрены конкурсные заявки. Если мы войдем в число победителей, то объем фонда, сформированный на основе частно-государственного партнерства, составит около 3 млрд руб. В противном случае мы будем добиваться заявленных целей, основываясь только на частном капитале.
ООО «Максвелл Эссет Менеджмент», входящее в финансовый холдинг «Максвелл Капитал Групп», — один из лидеров российского рынка коллективных инвестиций. Под управлением компании находятся 16 паевых инвестиционных фондов, 14 из которых являются открытыми и рассчитаны на широкий круг инвесторов. Стоимость чистых активов открытых паевых фондов «Максвелл» составляет более 3 млрд руб., количество пайщиков фондов превышает 16 000 физических и юридических лиц. Собственная и агентская сеть компании насчитывает более 200 пунктов продаж в 39 городах по всей территории России. УК «Максвелл Эссет Менеджмент» — дважды лауреат премии «Компания года», трижды — «Финансовый Олимп» и «Финансовая элита России».