Recipe.Ru

В профсообществе раскритиковали законопроект о психологической помощи

В профсообществе раскритиковали законопроект о психологической помощи

Предложения специалисты сформулировали по итогам обсуждения законопроекта на круглом столе 17 октября.

По документу, психологу обязательно иметь высшее профильное образование не ниже уровня специалитета или магистратуры, а также успешно пройти аккредитацию. Но часть психологов пришла в профессию после профессиональной переподготовки на основе высшего образования, не связанного с психологией. Нужно ли им заново поступать в высшее учебное заведение или часы переподготовки можно будет конвертировать в часы высшего образования, в документе не уточняется.

Должен ли специалист закончить практику, пока получает образование, кто на это время покроет его расходы, также вызывает вопросы, отметила CEO компании Inbalansy (предоставляет услуги в области Well-Being и HR-консалтинга для российских и иностранных компаний) Юлия Карасева.

«Не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, окончивших программу бакалавриата по психологии. Не определено, может ли такой специалист пойти в магистратуру, чтобы получить статус психолога; может ли он пойти в магистратуру по другому направлению; должен ли он обучаться в государственных или негосударственных вузах», – указано в обращении профессионального сообщества. Также не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, которые получили дипломы по советской системе до введения болонской системы образования.

В конечном итоге эта инициатива может привести к оттоку специалистов. А психологи, которые будут вынуждены получать образование в вузах, потеряют нужные навыки и компетенции, опасаются авторы обращения.

Они отмечают, что цель получения высшего профильного образования в документе не обозначена.

Кроме того, после окончания вуза специалист в любом случае не сможет работать психологом, пока не пройдет аттестацию.

Законопроект предполагает создание комиссии по психологической помощи, в чьи обязанности в том числе войдет разработка основных правил проведения аттестации для претендентов на статус психолога. Также организация утвердит перечень вопросов для квалификационного экзамена.

Критерии, по которым будет проходить аттестация, в документе не указаны. Внутри профессионального сообщества существует огромное количество разных типов и норм практики, которые по-разному аттестуются. Единой модели для экзамена нет, как нет и единой базы знаний для психологов, отметила основательница онлайн-школы «Психодемия» Мария Данина.

«Не определено, должен ли человек единоразово подтвердить квалификацию или делать это с какой-то регулярностью. Каковы требования для подтверждения квалификации? Является ли повышение квалификации частью процесса подтверждения?» – спрашивают в обращении.

Когда и кем будет создана комиссия, в документе также не говорится. Авторы обращения считают, что создание единой комиссии может привести к росту коррупции и взяточничества: «Предложение о квалификационном аттестате, выдаваемом одной организацией, создает для этого прямую почву, текст законопроекта не раскрывает, почему эта организация должна быть одной и кто мог бы выполнять столь ответственную роль».

Также специалистов смутило, что новый законопроект допускает раскрытие информации (какой именно не уточняется) о клиентах в ряде случаев. Психолог обязан предоставить данные «по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно», а также при угрозе жизни и здоровья пациента или его окружения.

Законопроект был представлен в сентябре Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Его председатель Нина Останина сообщала, что документ разработали депутаты Госдумы с участием Санкт-Петербургского государственного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова. Законопроект пока обсуждается с профессиональным сообществом. Документ опубликован в «Психологической газете».

Предложения специалисты сформулировали по итогам обсуждения законопроекта на круглом столе 17 октября.

По документу, психологу обязательно иметь высшее профильное образование не ниже уровня специалитета или магистратуры, а также успешно пройти аккредитацию. Но часть психологов пришла в профессию после профессиональной переподготовки на основе высшего образования, не связанного с психологией. Нужно ли им заново поступать в высшее учебное заведение или часы переподготовки можно будет конвертировать в часы высшего образования, в документе не уточняется.

Должен ли специалист закончить практику, пока получает образование, кто на это время покроет его расходы, также вызывает вопросы, отметила CEO компании Inbalansy (предоставляет услуги в области Well-Being и HR-консалтинга для российских и иностранных компаний) Юлия Карасева.

«Не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, окончивших программу бакалавриата по психологии. Не определено, может ли такой специалист пойти в магистратуру, чтобы получить статус психолога; может ли он пойти в магистратуру по другому направлению; должен ли он обучаться в государственных или негосударственных вузах», – указано в обращении профессионального сообщества. Также не определен порядок повышения квалификации и получения образования для психологов, которые получили дипломы по советской системе до введения болонской системы образования.

В конечном итоге эта инициатива может привести к оттоку специалистов. А психологи, которые будут вынуждены получать образование в вузах, потеряют нужные навыки и компетенции, опасаются авторы обращения.

Они отмечают, что цель получения высшего профильного образования в документе не обозначена.

Кроме того, после окончания вуза специалист в любом случае не сможет работать психологом, пока не пройдет аттестацию.

Законопроект предполагает создание комиссии по психологической помощи, в чьи обязанности в том числе войдет разработка основных правил проведения аттестации для претендентов на статус психолога. Также организация утвердит перечень вопросов для квалификационного экзамена.

Критерии, по которым будет проходить аттестация, в документе не указаны. Внутри профессионального сообщества существует огромное количество разных типов и норм практики, которые по-разному аттестуются. Единой модели для экзамена нет, как нет и единой базы знаний для психологов, отметила основательница онлайн-школы «Психодемия» Мария Данина.

«Не определено, должен ли человек единоразово подтвердить квалификацию или делать это с какой-то регулярностью. Каковы требования для подтверждения квалификации? Является ли повышение квалификации частью процесса подтверждения?» – спрашивают в обращении.

Когда и кем будет создана комиссия, в документе также не говорится. Авторы обращения считают, что создание единой комиссии может привести к росту коррупции и взяточничества: «Предложение о квалификационном аттестате, выдаваемом одной организацией, создает для этого прямую почву, текст законопроекта не раскрывает, почему эта организация должна быть одной и кто мог бы выполнять столь ответственную роль».

Также специалистов смутило, что новый законопроект допускает раскрытие информации (какой именно не уточняется) о клиентах в ряде случаев. Психолог обязан предоставить данные «по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно», а также при угрозе жизни и здоровья пациента или его окружения.

Законопроект был представлен в сентябре Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. Его председатель Нина Останина сообщала, что документ разработали депутаты Госдумы с участием Санкт-Петербургского государственного университета и МГУ им. М.В. Ломоносова. Законопроект пока обсуждается с профессиональным сообществом. Документ опубликован в «Психологической газете».

Exit mobile version