– Исходя из практики, считаю использование референтной цены при определении НМЦК удобным и полезным, это позволяет в большинстве случаев оптимизировать цену аукциона и сэкономить. При этом критического роста количества несостоявшихся тендеров не наблюдается. Считаю это вполне естественным процессом в условиях рыночной экономики.
– Центр Алмазова, обосновывая НМЦК при закупке лекарств согласно приказу Минздрава №871н, отмечает увеличение количества несостоявшихся процедур, которое соотносимо со статистикой по стране. При определении НМЦК, согласно утвержденному порядку, могут возникать сложности с обоснованием цены тарифным методом [на препараты ЖНВЛП, когда используются цены из ГРЛС. – Vademecum]. Это обусловлено тем, что государственный реестр предельных отпускных цен содержит информацию о препаратах, которые в момент закупки на рынке отсутствуют, а получить актуальную информацию от производителя затруднительно. В то же время заказчик не имеет права не учитывать при расчете НМЦК данные реестра, что на практике может привести к занижению цен лота и повысить риск отсутствия заявок на аукционах.
– Последние годы процент охвата людей, живущих с ВИЧ, антиретровирусной терапией увеличивался благодаря курсу Минздрава на снижение цен на АРВ‑препараты, и НМЦК является одним из таких инструментов. Однако этот курс привел к тому, что в 2019 году поставщики препаратов не стали принимать участие в некоторых аукционах, так как, по их утверждениям, НМЦК опустилась ниже реальной себестоимости. Если процесс закупок затянется, то возникнет проблема с обеспечением пациентов. Но главное – это сигнал, что уже виден предел использования снижения цен для увеличения охвата пациентов лечением, и необходимо увеличение бюджета на закупки.
– Ситуация с закупками по ФЗ‑44 после применения референтных цен сильно изменилась: НМЦК вновь объявляемых аукционов очень низкая, и участники не выходят на них из‑за низкой цены. Мы отказываемся от участия по нескольку раз в день. Заказчики по три месяца пытаются провести закупку препарата.
Объявляется один, второй аукцион с одной ценой, на который никто не выходит, затем заказчик немного повышает цену и объявляет аукцион – участников опять нет. В это время в медучреждениях возникают ситуации полного отсутствия ряда препаратов.
Больные не получают необходимую терапию либо покупают препараты за свой счет, а заказчик продолжает действовать по утвержденной ФЗ‑44 схеме. Он может только на четвертый раз закупить препарат, объявив закупку по НМЦК на основе расчета цен из ГРЛС, если препарат из списка ЖНВЛП, а если нет, то по среднерыночной цене, на основании коммерческих предложений. Или же заказчик может объявить запрос цен или запрос предложений.
– Sanofi, также как и многие участники рынка, обеспокоена тем, что система на сегодняшний день дает много сбоев и технических ошибок. Для многих групп лекарственных препаратов, включая инсулины, выявлены значительные расхождения в расчете референтных цен.
По данным реестра контрактов, референтная цена занижена и значительно отличается от сложившейся на рынке ситуации. К сожалению, проблема не разрешена и в обновленной базе референтных цен единого справочника‑каталога лекарственных препаратов от 1 апреля 2019 года. Это приводит к тому, что на аукционы, где заказчики пользуются такими ценами, никто не выходит.
С начала года это стало причиной роста несостоявшихся аукционов в различных регионах. Мы считаем, что дальнейшее промедление в решении данной проблемы может привести к значительным рискам несостоявшихся аукционов и, как следствие, риску дефектуры ЖНВЛП.