Recipe.Ru

В новом законе не установлена ответственность государства за охрану здоровья граждан

Законопроект "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" нуждается в доработке. Об этом рассказала в четверг, 9 июня, журналистам председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко. Об этом  сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента.

"Документ нуждается в доработке, и у нас есть ряд принципиальных моментов, которые должны быть учтены в окончательной редакции законопроекта", – заявила в беседе с журналистами председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко.

В законопроекте, обратила внимание В.Петренко, отсутствует такой основополагающий принцип, как ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также должностных лиц предприятий и учреждений, независимо от формы собственности, за обеспечение прав граждан на охрану их здоровья.

"Законопроект также не предусматривает возможности пациента обратиться с жалобой в случае нарушения его прав непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации, либо в суд. Эта норма должна быть", – считает В.Петренко.

Особую обеспокоенность у главы профильного комитета Совета Федерации вызывает тот факт, что в законопроекте отсутствует такая норма, как социальная поддержка работников здравоохранения, в том числе тех учреждений, которые находятся в ведении субъектов и муниципальных образований. "Конституционный суд РФ в своих определениях неоднократно указывал на недопущение ущемления социальных прав медицинских и фармацевтических работников, и предлагал привести действующее законодательство в соответствие с основным законом страны, урегулировав порядок предоставления им мер социальной поддержки. Поэтому мы предлагаем включить в законопроект норму о мерах социальной поддержки и медицинских, и фармацевтических работников", – пояснила сенатор.

Валентина Петренко также обратила внимание на присутствующий в законопроекте термин "врачебная ошибка". По ее мнению, необходимо вести речь не о “врачебных”, а о “медицинских” ошибках, поскольку ошибки могут допускать в отношении пациентов не только врачи, но и другие медицинские работники. "Это те, кто оказывает медицинскую помощь, к примеру, фельдшер или медицинская сестра. Установление ответственности за ошибку медиков невозможно без проведения соответствующей экспертизы с привлечением специалистов, которые обладают специальными знаниями. И этот аспект необходимо отразить в данном законопроекте", – пояснила В.Петренко.

Требует доработки, по мнению сенатора В.Петренко, та часть законопроекта, где регулируются вопросы донорства органов и тканей человека, их трансплантации. За прошлый год в России проведено свыше 1300 операций по трансплантации органов, однако правовая база трансплантологии в стране остается неурегулированной, отмечает В.Петренко. "Законопроектом предусматривается внесение в медицинскую документацию гражданина информации о его волеизъявлении: о согласии или о несогласии на изъятие органов из своего тела после смерти. Либо же должно быть согласие его законных представителей. В этой связи целесообразно определить механизм реализации изъятия органов в случае внезапной смерти вне медицинских учреждений, например в ДТП. Информация о согласии или о несогласии на изъятие органов после смерти может быть в определенных документах, и таковыми могут быть водительские права, полисы и другие", – пояснила В.Петренко.

Нуждается в доработке, по словам главы комитета СФ, и статья законопроекта, регламентирующая вопросы профессиональной клятвы врача. "Необходимо уточнить процедуру оформления дачи клятвы и, главное, определить правовые последствия в случае ее нарушения", – подчеркнула сенатор.

В.Петренко сообщила, что в ходе проведения антикоррупционной экспертизы в законопроекте выявлены коррупциогенные факторы. В частности, дается понятие "народной медицины", и определяются условия, при которых гражданин вправе заниматься этой деятельностью. "Право на занятие народной медициной согласно законопроекту имеет гражданин, получивший диплом, выданный органом исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан. Однако, в законе не прописаны основания, при наличии которых может быть принято решение о лишении диплома человека, который занимается народным целительством, что на практике может привести к разного рода проблемам правоприменительного характера", – полагает В.Петренко.

Она также обратила внимание на ту часть законопроекта, где говорится о криоконсервации и хранении половых клеток и эмбрионов, которые должны осуществляться медицинскими организациями за счет средств граждан и "иных средств, предусмотренных законодательством РФ". Понятие "иные средства" требует четкого определения, убеждена В.Петренко.

Exit mobile version