Деловую программу конференции открывала стратегическая дискуссия по теме «Маркировка БАД к пище — от концепции к реализации». В роли модератора обсуждения выступил исполнительный директор СРО «СП БАД» Александр Жестков. Он напомнил участникам, что эксперимент начался 1 мая этого года и продлится до 31 августа 2022 года.
Одной из главных особенностей маркировки БАД участники отметили различие в упаковках товаров. Руководитель товарной группы «Фарма» Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) Егор Жаворонков сразу призвал коллег производителей к тому, чтобы продумать макеты для нанесения кодов заранее. «Главное, чтобы на макете было место, и не перекрывалась полезная информация», — объяснил эксперт.
Генеральный директор Queisser Pharma Алексей Михайлов подробно рассказал участникам об опыте внедрения маркировки, подтвердив слова предыдущего спикера о сложности нанесения кодов на некоторые типы упаковок.
Производитель принял решение участвовать в эксперименте уже сейчас, чтобы отладить бизнес-процессы заранее, не дожидаясь общего старта эксперимента.
Отвечая на вопрос о том, можно ли дождаться конца эксперимента, чтобы внедрять маркировку БАД, представитель ЦРПТ акцентировал внимание на рисках такого решения. По словам Жаворонкова, в последний момент внедрение процессов, как минимум, будет в несколько раз дороже.
Михайлов представил несколько иное мнение. По мнению производителя, раннее и позднее присоединение к маркировке БАД имеет разные особенности. В первом случае компания может кастомизировать процессы под себя и успеть привлечь к работе востребованных специалистов, считает эксперт. Но в том случае, если кто-то решит присоединиться к процессу позднее, то, вероятнее всего, к тому моменту на рынке уже будут готовые, пакетные решения, уверен Михайлов.
О главных деталях, аспектах и подходах к проекту маркировки БАД участникам конференции рассказал директор по консалтингу Utrace Василий Савин. Менеджер по сериализации и прослеживаемости лекарственных средств Bayer Александр Тубольцев дополнил доклад коллеги, подробно описав различия маркировки лекарств и БАД. Эксперт также пояснил особенности выбора площадки сериализации.
Предметом следующей пленарной дискуссии стало обсуждение на тему
«Закон и бизнес: регуляторная мозаика — ограничения, изменения, нормы, регламент». На ней спикеры обсудили обзор нормативно-правовой базы, а также изменения в статусе таможенного союза.
Участники сессии обсудили предстоящие нововведения в регуляторике БАД в России. Эксперты напомнили залу, что решение консолидировать требования к БАД в единый документ было принято еще в 2017 году, но процесс развивается медленно. Сейчас одним из действий, предпринятых в рамках консолидации, является перенос части требований к БАД из единых санитарных требований в технические регламенты.
Директор по техническому регулированию Amway Елена Плетнева также добавила, что в скором времени рынок БАД ожидают и другие изменения, в том числе: изменения ряда конкретных форм и дозировок добавок.
В целом эксперты, присутствующие на сессии, воспринимают грядущие нормативные изменения положительно. Директор по связям с органами государственной власти Herbalife Nutrition Дмитрий Миклин уверен, что негативного влияния на добросовестных производителей регуляторные изменения не окажут.
С необходимостью обновить технические регламенты также согласился руководитель лаборатории метаболомного и протеомного анализа, ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии» Константин Эллер, призвавший коллег усилить контроль за оборотом пищевой продукции.
На сессии также поднимался вопрос о возможности использования health claims. Генеральный директор EAS Strategic Алексей Петренко назвал вопрос неразрешимым, поскольку он не видит готовых решений и опыта, к которым могла бы обратиться Россия для использования клеймов. Для начала эксперт призвал рынок прийти к единому понятию БАД: для чего нужны пищевые добавки и что они могут содержать.
Профессор, заведующая кафедрой диетологии и клинической нутрициологии РУДН Светлана Орлова обратила внимание участников конференции, что так или иначе необходимость в использовании клеймов уже назрела. Эксперт считает, что отрасли стоит совместными усилиями сделать подобие такой системы в России.
Дискуссию по теме «Интернет-торговля БАД — большая игра по правилам» открыла председатель совета директоров «Эвалар» Наталия Прокопьева, ее выступление было подкреплено данными аналитической компании DSM Group. Согласно докладу, сейчас категория БАД является лидерской по заказу в интернете и занимает третью позицию самых актуальных продуктов онлайн-рынка.
На сессии также было представлено мнение маркетплейсов. Согласившись с тем, что онлайн, вероятнее всего, крепко закрепится на рынке БАД, вице-президент AliExpress-Россия Алексей Лебедев назвал БАДы категорией, которая «драйвит продажи интернет-компаний».
Отвечая на вопрос Жесткова о частом выявлении запрещенных БАДов именно на маркетплейсах эксперт подчеркнул, что такая проблема действительно существует из-за обилия поставщиков на площадке и невозможности отследить все несоответствия в ручном режиме. Сейчас компания разрабатывает техническое решение по борьбе с недобросовестными продавцами БАД.
Как напомнил Жестков, действия продавцов, умышленно продающих запрещенную продукцию, привели к совместной инициативе депутатов и Роспотребнадзора подготовить законопроект о внесудебной блокировке продавцов БАД, нарушающих закон.
Эту инициативу прокомментировал депутат Государственной Думы РФ, член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Петров, также присутствовавший на сессии. «Не будет у нас договоренности по запрещенным веществам на нашей территории», — заявил депутат, комментируя действия компаний, отказывающихся добровольно убирать не соответствующие требованиям БАДы со своих страниц. Эксперт заключил, что рано или поздно законопроект будет принят, несмотря на то давление, которое депутаты ощутили со стороны «недобросовестных маркетплейсов».
Вторым блоком дискуссии стало обсуждение электронной трансграничной торговли. Генеральный директор Solgar Хакан Эртюрк обратил внимание участников конференции на статистические данные, согласно которым при такой торговле выявляются значимые нарушения, в том числе завоз товаров, содержащих психотропные вещества. «Действительно пора этим вопросом заняться — это в первую очередь безопасность потребителя», — сказал Хакан Эртюрк.
Об экономических аспектах трансграничной торговли рассказал депутат Государственной Думы РФ, член комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Евгений Нифантьев. Депутат отметил, что зачастую через трансграничную торговлю в Россию поступают БАДы, которые должны быть зарегистрированы как лекарства.
«Проблема, которую мы сейчас обсуждаем, связана с тем, что существует канал, позволяющий попадать на территорию Евразийского экономического союза товарам, которые не прошли государственную регистрацию», — резюмировал обсуждение бурного вопроса генеральный директор EAS Strategic Алексей Петренко.
В рамках продолжения деловой программы на конференции также выступили советник, глава практики фармацевтики и здравоохранения CMS Russia Всеволод Тюпа и генеральный директор компании DSM Group Сергей Шуляк. В CSM Russia подготовили доклад о добросовестной рекламе БАД и главных триггерах, на которые обращает внимание ФАС.
Сергей Шуляк рассказал участникам рынка о главных трендах и итогах уходящего 2021 года. Несмотря на невысокий общий прирост фармрынка, категория БАДов, по словам эксперта, чувствует себя хорошо и продолжает развитие. При этом основным каналом продвижения и продажи БАД остаются стационарные аптеки, резюмировал эксперт.
На завершающей конференцию сессии «Маркетинг и продажи БАД — современные подходы к продвижению и повышению эффективности», участникам были представлены последние маркетинговые технологии продвижения биологически активных добавок.
Спикерами дискуссии выступили: сопредседатель направления Healthcare Ipsos в России Олег Фельдман, коммерческий директор «ФармОушен Лаб» Мария Русинова, директор по маркетингу «Промис» Юлия Родкина, технический директор Natiscope Антон Барсуков, директор по продажам SlickJump Эльдар Галеев, Digital-директор направления «Фарма», PPL Media Андрей Леутин.
Говоря о последних трендах на рынке БАД Олег Фельдман отметил позитивные изменения в отношении к БАД не только среди потребителей, но и врачей и провизоров.Мария Русинова рассказала участникам об опыте работы продажи БАД на маркетплейсах, отметив главные плюсы и минусы интернет- площадок. Юлия Родкина выступила с докладом о создании визуального контента для онлайн-витрин — участникам конференции были представлены советы о том, как оформлять карточки товаров на маркетплейсах. Антон Барсуков представил залу новые подходы к рекламе БАД, отметив преимущества гибридного таргетинга. О технологиях контекстной рекламы участникам рассказал Эльдар Галеев, поделившийся советами о том, как с помощью маркетинговых приемов влюбить в себя потребителя. О том, как говорить с клиентом на его языке, используя омниканальный подход, залу рассказал Андрей Леутин, доклад которого завершил сессию.