Используя метод культивирования, опробованный ранее на эмбрионах мышей, учёные смогли наблюдать за почасовым развитием эмбриона, за его начальным ростом и самоорганизацией, вплоть до 13-го дня. Учёные намеренно прервали эксперимент, поскольку текущие правила работы с человеческими эмбрионами, существующие в дюжине стран, включая США и Великобританию, запрещают проводить исследования на эмбрионах людей более, чем 14 дней с начала их развития.
«Это наиболее загадочная и таинственная стадия развития человека,- поясняет Магдалена Церника-Гоец [Magdalena Zernicka-Goetz], соавтор работы. – В это время определяется основная форма тела».
Учёным, например, удалось установить, что на 10-й день развития эмбриона у него появляется клеточная структура, которая полностью исчезает через 2 дня. На пике своего роста она занимает 5-10% от всего эмбриона. Учёные пока предполагают, что это какой-то транзитный орган, вроде хвоста, который развивается на более поздних стадиях роста эмбриона, а затем утрачивается.
«Развитие эмбриона – процесс чрезвычайно сложный, и хотя наша система не в состоянии воспроизвести каждый аспект этого процесса, она позволила нам открыть потрясающую способность к его самоорганизации, которая не была ранее известна»,- восхищается Марта Шабази [Marta Shahbazi], один из членов исследовательской команды.
Исследователи уверены, что полученные ими сведения помогут усовершенствовать процедуры экстракорпорального оплодотворения (оплодотворение вне тела, ЭКО) — около 50% помещаемых в матку оплодотворённых яйцеклеток не выживают. Также они могут помочь в развитии регенеративной медицины, и понять причины неудачных беременностей.
В данный момент для биологов существует ограничение – они не могут поддерживать в лабораториях рост человеческих зародышей более 14-и дней. Теперь, когда к этому легальному барьеру подошли вплотную реальные эксперименты, специалисты ожидают пересмотра этого ограничения.
Церника-Гоец уверена, что всего несколько дополнительных дней, доступных для изучения эмбрионов, приведут к получению огромного количества новой ценной информации. В то же время она признаёт, что это поднимет вопрос о том, где стоит остановиться в процессе увеличения лимитов.