В числе разработчиков законопроекта – руководитель КПРФ Геннадий Зюганов, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья и член КПРФ Алексей Куринный, а также другие представители этой фракции.
Согласно пояснительной записке, Правительство РФ обосновало запрет деятельности унитарных предприятий негативным влиянием таких организаций на конкуренцию, их низкой эффективностью как хозяйствующих субъектов, а также отсутствием контроля за деятельностью таких предприятий и их использованием для обхода конкурентных процедур. Принятие № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» привело к сокращению численности унитарных предприятий с 16 тысяч до 9 тысяч с 2020 по 2023 год, отмечается в тексте записки. Таким образом, значительная часть предприятий, указывают авторы законопроекта, была ликвидирована.
Ключевой довод о неэффективности унитарных предприятий, полагают инициаторы поправок, «фактически игнорирует наличие отраслевых и территориальных особенностей их деятельности, включая роль этих предприятий в бесперебойном функционировании основных сфер жизнеобеспечения, участие в реализации различных государственных и местных программ, направленных на развитие инфраструктуры, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, поддержку малого бизнеса, сельского хозяйства и других секторов экономики, работу в отраслях, имеющих стратегическое значение для государства». Кроме того, принятие № 485-ФЗ «фактически создало условия для скрытой приватизации публичной собственности», в ходе ликвидации унитарных предприятий государственное или муниципальное имущество, закрепленное за ними, используется в том числе для расчетов с кредиторами. Требования к определению реальной стоимости публичного имущества, направляемого на погашение обязательств унитарных предприятий перед кредиторами, отсутствуют.
Поэтому, полагают члены КПРФ, запрет на ведение деятельности унитарными предприятиями является «экономически необоснованным, влечет за собой негативные последствия для экономики и социальной сферы страны и подлежит отмене». Согласно вносимым изменениям, ликвидация унитарного предприятия будет возможна только в случае, если оно было создано с нарушениями требований действующего законодательства.
Юрлица в форме унитарных предприятий функционируют и в системе здравоохранения. Например, в конце 2022 года стало известно о намерении Минземимущества Татарстана закрепить исключительный статус за ГУП «Таттехмедфарм» с целью избежать преобразования организации из государственного унитарного предприятия в акционерное общество. В числе видов деятельности «Таттехмедфарм» – выпуск фармацевтической продукции. В рейтинге Аналитического центра Vademecum «ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024» организация занимает 92-е место.
В ноябре 2023 года московское ГУП «Медицинский центр» выставило на аукцион Детский санаторий им. Т.Г. Шевченко вместе с детским садом в Евпатории (Республика Крым). Начальная цена аукциона – 285,5 млн рублей. Всего к приватизации был запланирован 21 объект суммарной площадью 11,7 тысячи кв. м.
В феврале 2024 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил ликвидировать МУП «Краснодарское городское аптечное управление» (управляет аптечной сетью «Аптеки Кубани») и передать его активы региональному ГУП «Кубаньфармация». Таким образом компания сменит собственника с города на край. Власти региона уточнили, что процесс ликвидации начат «по поручению Правительства РФ».
В числе разработчиков законопроекта – руководитель КПРФ Геннадий Зюганов, зампред Комитета Госдумы по охране здоровья и член КПРФ Алексей Куринный, а также другие представители этой фракции.
Согласно пояснительной записке, Правительство РФ обосновало запрет деятельности унитарных предприятий негативным влиянием таких организаций на конкуренцию, их низкой эффективностью как хозяйствующих субъектов, а также отсутствием контроля за деятельностью таких предприятий и их использованием для обхода конкурентных процедур. Принятие № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» привело к сокращению численности унитарных предприятий с 16 тысяч до 9 тысяч с 2020 по 2023 год, отмечается в тексте записки. Таким образом, значительная часть предприятий, указывают авторы законопроекта, была ликвидирована.
Ключевой довод о неэффективности унитарных предприятий, полагают инициаторы поправок, «фактически игнорирует наличие отраслевых и территориальных особенностей их деятельности, включая роль этих предприятий в бесперебойном функционировании основных сфер жизнеобеспечения, участие в реализации различных государственных и местных программ, направленных на развитие инфраструктуры, модернизацию жилищно-коммунального хозяйства, поддержку малого бизнеса, сельского хозяйства и других секторов экономики, работу в отраслях, имеющих стратегическое значение для государства». Кроме того, принятие № 485-ФЗ «фактически создало условия для скрытой приватизации публичной собственности», в ходе ликвидации унитарных предприятий государственное или муниципальное имущество, закрепленное за ними, используется в том числе для расчетов с кредиторами. Требования к определению реальной стоимости публичного имущества, направляемого на погашение обязательств унитарных предприятий перед кредиторами, отсутствуют.
Поэтому, полагают члены КПРФ, запрет на ведение деятельности унитарными предприятиями является «экономически необоснованным, влечет за собой негативные последствия для экономики и социальной сферы страны и подлежит отмене». Согласно вносимым изменениям, ликвидация унитарного предприятия будет возможна только в случае, если оно было создано с нарушениями требований действующего законодательства.
Юрлица в форме унитарных предприятий функционируют и в системе здравоохранения. Например, в конце 2022 года стало известно о намерении Минземимущества Татарстана закрепить исключительный статус за ГУП «Таттехмедфарм» с целью избежать преобразования организации из государственного унитарного предприятия в акционерное общество. В числе видов деятельности «Таттехмедфарм» – выпуск фармацевтической продукции. В рейтинге Аналитического центра Vademecum «ТОП200 аптечных сетей по итогам I полугодия – 2024» организация занимает 92-е место.
В ноябре 2023 года московское ГУП «Медицинский центр» выставило на аукцион Детский санаторий им. Т.Г. Шевченко вместе с детским садом в Евпатории (Республика Крым). Начальная цена аукциона – 285,5 млн рублей. Всего к приватизации был запланирован 21 объект суммарной площадью 11,7 тысячи кв. м.
В феврале 2024 года губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев поручил ликвидировать МУП «Краснодарское городское аптечное управление» (управляет аптечной сетью «Аптеки Кубани») и передать его активы региональному ГУП «Кубаньфармация». Таким образом компания сменит собственника с города на край. Власти региона уточнили, что процесс ликвидации начат «по поручению Правительства РФ».