Проект принятых теперь поправок в правительственное постановление Роспотребнадзор представил в августе 2025 года. Общественное обсуждение документа длилось до 12 августа, однако в ходе этого процесса разработчикам не поступило ни одного предложения или замечания.
Представители аптечного ритейла последние несколько лет активно выступают за ужесточение оборота БАД на электронных площадках. Так, в сентябре 2024 год на фоне обнаружения на маркетплейсах Ozon и Wildberries биодобавки для быстрого похудения Ozempic Turbo директор по развитию фармдистрибьютора «Катрен» Анатолий Тенцер в беседе с Vademecum подчеркнул, что ответственность за реализуемый товар должны нести сами площадки, и сравнил последствия от нарушений для маркетплейсов с санкциями, применяемыми в таких случаях к аптекам, где несоблюдение правил приводят к «приостановке лицензии».
В декабре 2024 года эксперты, погруженные в проблематику обращения БАД на онлайн-площадках, в качестве одной из центральных причин возникновения нарушений на маркетплейсах обозначили возможность «пищевых добавок, которые не являются БАД, успешно мимикрировать под добросовестную продукцию». Такие товары располагаются в иных категориях (лечебное питание, здоровое питание, бакалея), что затрудняет контроль за продукцией.
По данным Роспотребнадзора, только за I полугодие 2025 года федеральная служба пресекла 12,3 млн попыток продажи БАД с различными нарушениями (5% от общего оборота). Такие данные регулятор представил в отчете о работе системы обязательной маркировки БАД. По признакам контрафакта было заблокировано порядка 4,9 млн упаковок добавок, еще по 2,8 млн пачек производители не подали сведения о вводе в оборот либо были обнаружены нарушения корректности кодов и сроков годности. Как сообщали в августе 2024 года в Роскачестве, около 20% рынка БАД приходится на непрозрачный сегмент, «куда входят в первую очередь маркетплейсы», и где возможности регуляторов ограничены.
Активную работу по легализации профильного рынка федеральные ведомства ведут, по крайней мере, с мая 2021 года, когда стартовал эксперимент по маркировке БАД. Обязательным механизм стал 1 сентября 2023 года.
В июне 2025 года были утверждены корректировки в федеральные законы, уточняющие госрегилирование в сфере обращения БАД. Изменения закрепили за медработниками право назначать зарегистрированные в России добавки при наличии показаний у пациентов, а правительству предоставили полномочия по установлению критериев качества БАД и сырья для их изготовления в зависимости от влияния продукции на здоровья человека.
Еще один значимый шаг в нормировании работы маркетплейсов был сделан в конце июля 2025 года. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ», который разрабатывался с 2024 года. В акте, в частности, зафиксировано, что с 1 октября 2026 года сами операторы платформ в карточках товаров на площадках должны информировать покупателей о том, что продукт подлежит маркировке, проверять отсутствие на маркетплейсе товаров, изъятых из оборота, БАД, лекарств и медизделий, не прошедших госрегистрацию.
Последние предложения регуляторов по ужесточению контроля за оборотом биологически активных добавок были выдвинуты Минпромторгом и Роспотребнадзором. Так, министерство в сентябре текущего года опубликовало проект правительственного постановления, которое может расширить и уточнить порядок мониторинга производителей БАД. В документе предусмотрено, помимо прочего, погружение в правовое поле новых понятий: «критерии оценки производителя», «мониторинг производителей», «согласие на посещение места фактического производства» и «уведомление о посещении». Мониторинг, говорится в проекте, будет проводиться дистанционно: через анализ сведений в системе маркировки, государственных реестрах и с помощью мобильного приложения «Инспектор». В отдельных случаях проверки будут проходить очно – с выездом на производство. В ходе проверок оператор сможет фиксировать данные посредством фото-, аудио- и видеозаписи и привлекать контролирующие органы.
Роспотребнадзор в том же месяце представил для общественного обсуждения законопроект с корректировками КоАП РФ, который предполагает введение упрощенного механизма привлечения к административной ответственности виновных лиц на основании сведений, зафиксированных в системе маркировки «Честных знак», по аналогии с механизмом «автоштрафов». По такому принципу в поправках предполагается назначать юрлицам или ИП санкцию за продажу промаркированных товаров с истекшим сроком годности. Для ИП ее размер может составить 10 тысяч рублей за единицу просроченной продукции, для юрлиц – 20 тысяч рублей.
Проект принятых теперь поправок в правительственное постановление Роспотребнадзор представил в августе 2025 года. Общественное обсуждение документа длилось до 12 августа, однако в ходе этого процесса разработчикам не поступило ни одного предложения или замечания.
Представители аптечного ритейла последние несколько лет активно выступают за ужесточение оборота БАД на электронных площадках. Так, в сентябре 2024 год на фоне обнаружения на маркетплейсах Ozon и Wildberries биодобавки для быстрого похудения Ozempic Turbo директор по развитию фармдистрибьютора «Катрен» Анатолий Тенцер в беседе с Vademecum подчеркнул, что ответственность за реализуемый товар должны нести сами площадки, и сравнил последствия от нарушений для маркетплейсов с санкциями, применяемыми в таких случаях к аптекам, где несоблюдение правил приводят к «приостановке лицензии».
В декабре 2024 года эксперты, погруженные в проблематику обращения БАД на онлайн-площадках, в качестве одной из центральных причин возникновения нарушений на маркетплейсах обозначили возможность «пищевых добавок, которые не являются БАД, успешно мимикрировать под добросовестную продукцию». Такие товары располагаются в иных категориях (лечебное питание, здоровое питание, бакалея), что затрудняет контроль за продукцией.
По данным Роспотребнадзора, только за I полугодие 2025 года федеральная служба пресекла 12,3 млн попыток продажи БАД с различными нарушениями (5% от общего оборота). Такие данные регулятор представил в отчете о работе системы обязательной маркировки БАД. По признакам контрафакта было заблокировано порядка 4,9 млн упаковок добавок, еще по 2,8 млн пачек производители не подали сведения о вводе в оборот либо были обнаружены нарушения корректности кодов и сроков годности. Как сообщали в августе 2024 года в Роскачестве, около 20% рынка БАД приходится на непрозрачный сегмент, «куда входят в первую очередь маркетплейсы», и где возможности регуляторов ограничены.
Активную работу по легализации профильного рынка федеральные ведомства ведут, по крайней мере, с мая 2021 года, когда стартовал эксперимент по маркировке БАД. Обязательным механизм стал 1 сентября 2023 года.
В июне 2025 года были утверждены корректировки в федеральные законы, уточняющие госрегилирование в сфере обращения БАД. Изменения закрепили за медработниками право назначать зарегистрированные в России добавки при наличии показаний у пациентов, а правительству предоставили полномочия по установлению критериев качества БАД и сырья для их изготовления в зависимости от влияния продукции на здоровья человека.
Еще один значимый шаг в нормировании работы маркетплейсов был сделан в конце июля 2025 года. Тогда президент РФ Владимир Путин подписал закон «Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в РФ», который разрабатывался с 2024 года. В акте, в частности, зафиксировано, что с 1 октября 2026 года сами операторы платформ в карточках товаров на площадках должны информировать покупателей о том, что продукт подлежит маркировке, проверять отсутствие на маркетплейсе товаров, изъятых из оборота, БАД, лекарств и медизделий, не прошедших госрегистрацию.
Последние предложения регуляторов по ужесточению контроля за оборотом биологически активных добавок были выдвинуты Минпромторгом и Роспотребнадзором. Так, министерство в сентябре текущего года опубликовало проект правительственного постановления, которое может расширить и уточнить порядок мониторинга производителей БАД. В документе предусмотрено, помимо прочего, погружение в правовое поле новых понятий: «критерии оценки производителя», «мониторинг производителей», «согласие на посещение места фактического производства» и «уведомление о посещении». Мониторинг, говорится в проекте, будет проводиться дистанционно: через анализ сведений в системе маркировки, государственных реестрах и с помощью мобильного приложения «Инспектор». В отдельных случаях проверки будут проходить очно – с выездом на производство. В ходе проверок оператор сможет фиксировать данные посредством фото-, аудио- и видеозаписи и привлекать контролирующие органы.
Роспотребнадзор в том же месяце представил для общественного обсуждения законопроект с корректировками КоАП РФ, который предполагает введение упрощенного механизма привлечения к административной ответственности виновных лиц на основании сведений, зафиксированных в системе маркировки «Честных знак», по аналогии с механизмом «автоштрафов». По такому принципу в поправках предполагается назначать юрлицам или ИП санкцию за продажу промаркированных товаров с истекшим сроком годности. Для ИП ее размер может составить 10 тысяч рублей за единицу просроченной продукции, для юрлиц – 20 тысяч рублей.