По данным Аналитического центра Vademecum, общая выручка от медицинской деятельности ТОП100 медорганизаций под управлением Минздрава, ФМБА, Минобрнауки и других ведомств в 2020 году составила 193,1 млрд рублей – это чуть больше (на 2,3%), чем заработали эти же клиники годом ранее. При этом сегмент ОМС в общих медицинских доходах федцентров и медвузов (включая не вошедших в рейтинг) составил минимум треть от всей выручки – 92 млрд рублей.
Именно распределение объемов медпомощи в сегменте ОМС вызывало беспокойство Минздрава, поскольку регионы не хотели отдавать объемы наиболее популярной медпомощи «федералам», оставляя их своей сети больниц. Несмотря на ограничения, федцентры из года в год наращивали долю работы в ОМС, но сталкивались с нехваткой объемов, что в конце 2019 года привело к остановке оказания медпомощи в некоторых столичных клиниках федерального подчинения.
С 2021 года изменилась система финансирования и распределения медпомощи по ОМС для федеральных клиник (все объемы ОМС стал распределять напрямую Минздрав, а не территориальные комиссии, а деньги стали идти напрямую из бюджета ФФОМС) – это решение как раз должно было «защитить» ведомственные клиники от конкуренции за медпомощь в регионах и одновременно сориентировать крупные медицинские центры на реализацию наиболее сложных видов медпомощи.
Тем не менее, выяснил Vademecum, клиники перевыполнили выделенные объемы и к июню-августу опять столкнулись с нехваткой финансирования в ОМС, а также с задержками с оплатой уже оказанной медпомощи. Решение в Правительстве РФ увидели в точечном согласовании объемов и допфинансирования на уровне вице-премьера Татьяны Голиковой.
Одновременно федеральные клиники получают деньги на оказание медпомощи напрямую из федерального бюджета – на оказание ВМП, не включенной в базовую программу ОМС (ВМП-II). Кроме того, напрямую клиники получают средства на образование, на апробацию новых методов лечения (с 2015 года), на научные разработки, мероприятия, связанные с донорством крови и органов, а также виды медпомощи, которые оплачиваются вне ОМС (в их числе ВМП-II, лечение ВИЧ, психиатрическая медпомощь и другие). Объем этих доходов у участников ТОП100 и медицинских вузов составил 167 млрд рублей.
В 2020 году в связи с пандемией появились профильные инфекционные траты на переоснащение, перепрофилирование и стимулирующие выплаты медикам – эти расходы погрузили в статью «иные субсидии», что вызвало рост по этой категории более чем в два раза – с 25 млрд до 54 млрд рублей. На стройки (статья «бюджетные инвестиции») федеральные 6 млрд рублей получили только 10 ведомственных клиник.
Подробнее – в материале Vademecum.