Тема контрафакта лекарственных средств с наступлением сезона холодов и распространением вирусных инфекций становится более острой. Государство и производители борются с подделками, однако покупатели по-прежнему остаются в опасности. Ситуацию комментирует Сергей Мурашов, адвокат, эксперт в области защиты интеллектуальной собственности, генеральный директор Системы бренд-контроля DAT, защищающей товары от подделок. По его мнению, фармацевтические компании не хотят внедрять технологии проверки подлинности препаратов, доступные конечному потребителю.
«При покупке лекарств покупатель остается один на один с проблемой контрафакта. Ни продавец, ни производитель сейчас не могут гарантировать, что конечный потребитель купит подлинный продукт. Применяемые системы маркировки препаратов и меры, направленные на контроль за качеством лекарственных средств не защищают человека от подделок, – считает Сергей Мурашов, генеральный директор Системы проверки подлинности товаров, бренд-контроля DAT. – При этом ситуация не является неразрешимой, ее могут изменить сами фармацевтические компании. Достаточно снабдить покупателя инструментом проверки подлинности препаратов – реально действующим, простым и доступным каждому человеку. И главное – эффективным, ведь мы говорим о самом важном, что может быть, о здоровье».
Речь идет о технологиях удаленной идентификации продукции, при которых потребитель может проверить подлинность приобретаемого препарата за несколько секунд. Суть в том, что каждой единице продукции присваивается уникальный идентификационный код, который может быть проверен по смс или на сайте системы, защищающей продукцию. Проверка возможна только один раз, соответственно, при копировании кода или при нанесении его на подделку покупатель получает уведомление о подозрении на контрафакт.
«По опыту работу могу сказать, что фармацевтические компании не хотят внедрять такие системы защиты, так как это повлечет за собой перерегистрацию препаратов. Да, этот процесс потребует усилий и займет от 1 до 2 лет. Но защита покупателя, снижение рисков негативных последствий от применения контрафактных препаратов и повышение эффективности лечения – важнейшие цели фирм-производителей лекарств. Так как именно для сохранения здоровья и жизни граждан эти препараты и выпускаются», – продолжает Сергей Мурашов.
Добросовестные производители берут на себя ответственность за покупателя, который приобретает товары под его маркой. Сегодня система бренд-контроля DAT защищает препараты для повышения потенции Тонгкат Али Платинум и Ярса&Гумба. И производители, и дилеры ведут активную пропаганду проверки подлинности этих средств, рассказывают покупателям, как уберечь себя от подделки. Опыт компаний из других отраслей, внедряющих системы удаленной идентификации, показывает, что такая технология эффективно защищает покупателя и помогает вытеснить с рынка контрафактную продукцию.
«Большие надежды сейчас возлагаются на стандарт GMP, который вводится в России в 2014 году. Однако он уже действует в Европе и не спасает ее от контрафакта. Эксперты сообщают, что объем поддельных лекарств не снижается с 2004 года. Это же подтвердила масштабная операция Интерпола «Пангея», прошедшая в 150 странах мира. По итогам «Пангеи» в 2013 году выявлено в 4 раза больше контрафактных препаратов, чем в 2012, — комментирует Сергей Мурашов. – Стандарт GMP регламентирует деятельность официальных производителей, но им не будут пользоваться нелегальные изготовители медикаментов. А значит, нам стоит и в будущем ожидать поступление подделок на рынок. Поэтому внедрение систем «самозащиты» покупателя – необходимое условие для его безопасности».
Надо отметить, что активная борьба с контрафактом лекарственных средств насчитывает уже более 25 лет. Впервые об угрожающих объемах фальсифицированных и контрафактных лекарств в мире объявила Всемирная организация здравоохранения в 1987 году. В России проблема подделок медицинских препаратов приобрела угрожающие размеры в начале 2000-х. Первые отечественных партии нелегальных препаратов выявлены в 1997 году.
В 2004 году в российский закон ввели понятие «фальсифицированное лекарственное средство», а в 2010-м и «контрафактное лекарственное средство». С 2005 года Россия — активный участник международных проектов по борьбе с контрафактом лекарственных препаратов. В 2011-м Россия в числе 12 стран подписала Конвенцию Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции. Деятельность по сокращению фальсифицированной и контрафактной продукции ведется активно, но покупатель по-прежнему не защищен и подвергается риску.