Recipe.Ru

Ужесточение правил госзакупок в области медизделий вызывает обеспокоенность экспертного сообщества

Ужесточение правил госзакупок в области медизделий вызывает обеспокоенность экспертного сообщества
Ужесточение правил госзакупок в области медизделий вызывает обеспокоенность экспертного сообщества


Международное агентство по стратегическим коммуникациям PBN Hill+Knowlton Strategies поделилось результатами независимого исследования, посвященного изменениям в системе государственных закупок медицинских изделий (МИ) в России. Результаты исследования были представлены на круглом столе, проходившем 9 декабря в онлайн-формате на платформе PBN H+K.

В рамках круглого стола консультанты PBN H+K заявили о том, что в целом эксперты согласны с необходимостью развития отечественной отрасли медизделий, однако ужесточение правил госзакупок вызывает у них обеспокоенность с точки зрения возможных эффектов для системы здравоохранения. Основные опасения респондентов связаны с возможным влиянием изменений на качество медицинской помощи, потенциальными рисками срывов закупочных процедур и повышением закупочных цен.

«Практически все согласны, что политика импортозамещения медизделий в целом оправдана и направлена на важнейшую задачу укрепления национальной безопасности страны. Это особенно важно в условиях пандемии Covid-19, которая вызвала беспрецедентную ситуацию на рынке и риски дефицита МИ. Однако наше исследование показало и то, что выбранный пакет мер вызывает обеспокоенность у экспертов в части возможности исполнения требований и эффектов для системы здравоохранения» – рассказал на круглом столе Георгий Халилулин, один из авторов исследования и директор по связям с органами государственной̆ власти и неправительственными организациями PBN H+K.

На мероприятии также была дана предыстория принятия законодательных мер: установления минимальных квот на закупку отечественных МИ, введения правила «второй лишний» в отношении ряда медизделий и внедрения балльной системы оценки локализации производства, – целью которых является ускорение локализации производства иностранных производителей на российском рынке и стимулирование спроса на отечественные медизделия и технику. В рамках круглого стола выступили и представители экспертного сообщества.

«Международные производители достаточно активно интересуются вопросами локализации, в том числе рассматривают возможности сотрудничества с российскими коллегами по вопросам производства МИ в России. Тем не менее, меры, разработанные сегодня (механизм подтверждения статуса произведенной в России продукции, квотирование госзакупок иностранных МИ, правило “второй лишний” при госзакупках медтехники и др рестриктивные меры) не оказывают позитивного влияния на ситуацию развития внутреннего рынка медицинских изделий в стране, его инвестиционной привлекательности. Необходим баланс между интересами развития локального производства медтехники и задачами системы здравоохранения в отношении здоровья граждан нашей страны, – сообщил Сергей Ванин, Исполнительный директор Aссоциации международных производителей медицинских изделий. – В целях разработки взвешенных решений в области организации закупок медицинских изделий и развития отечественной медицинской промышленности в целом, мы полагаем, что необходим диалог с представителями всех заинтересованных участников рынка, включая госорганы, медицинское сообщество, пациентские организации и производителей».

Большинство опрошенных опасаются образования дополнительных барьеров для развития системы здравоохранения в целом. Эксперты отмечают, что сектор МИ динамичен в плане внедрения инновационных решений, однако, по их мнению, текущая политика ужесточения правил госзакупок может создать барьеры для внедрения новейших решений, позволяющих оказывать более качественную медицинскую помощь и диагностику. В качестве наиболее уязвимых к утвержденным нововведениям сфер эксперты назвали области онкологии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии, которые требуют высокотехнологичного оборудования и расходных материалов.

«Основные опасения пациентского сообщества связаны с тем, что ограничение конкуренции может негативно сказаться на оснащенности больниц, и, соответственно, на качестве и сроках оказания медицинской помощи, – поделился своим мнением Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов и руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. – Учитывая, что под ограничения попали многие медизделия, необходимые для лечения онкологических, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, мы опасаемся сокращения объемов оказания медпомощи по этим ключевым направлениям, что может привести к непредсказуемым результатам».

Катализатором принятия данных мер послужила пандемия Covid-19: глобальные производственные мощности оказались недостаточными для возросшего спроса в период пандемии, что подтолкнуло государственные органы власти к поиску решения для обеспечения национальной безопасности в области здравоохранения в будущем. Однако иностранные и отечественные представители индустрии отмечают крайне ограниченные сроки исполнения требований, указывая на то, что для проведения локализации, передачи прав на интеллектуальную собственность и регистрации МИ требуется больший период времени.

«Безусловно, меры по защите и поддержке российских производителей в здравоохранении необходимы: только так мы можем защитить себя от рисков дефицита, подобных тем, с которыми мы столкнулись в период пандемии, и обеспечить себя необходимым оборудованием» – отметил Валентин Синицын, Профессор, д.м.н., Президент Российского Общества Рентгенологов и Радиологов. – «Это прекрасно понимают все эксперты, и медицинское сообщество в том числе. Тем не менее, мы хотели бы большего вовлечения профессионального медицинского сообщества в проработку подобных мер с Минпромторгом в качестве экспертов. Когда речь идет о медицине и здоровье граждан, необходимо быть очень внимательными в вопросах выбора оборудования, чтобы не нанести вред пациентам и не оставить их без высокотехнологичных методов диагностики».

Эксперты считают, что для того, чтобы повысить эффективность этого процесса, необходимо отталкиваться не от запретительных мер с ужесточением правил госзакупок, а продумать более качественную стратегию, считают эксперты.
В ходе исследования были отмечены следующие направления, способные оказать положительные эффекты как для отечественного рынка МИ, так и для системы здравоохранения:

  • Более глубокий межведомственный диалог при разработке мер по регулированию.
  • Более значительная роль Минздрава России при проработке решений.
  • Внедрение стимулирующих мер, направленных на поддержку локализации, а не принуждение к ней.
  • Создание условий, стимулирующих российские предприятия инвестировать в разработку новых технологий.
  • Создание разумных источников получения инвестиций и госгарантий по реализации разработанной и изготовленной продукции.
  • Упрощение механизма допуска инновационных технологий на рынок.
  • Постепенное и поэтапное внедрение четких и прозрачных мер по локализации для оптимального поиска компонентной базы, валидации местных производственных мощностей и обмена технологиями.
  • Участие профессиональных медицинских организаций в качестве экспертов при разработке мер совершенствования системы.


Международное агентство по стратегическим коммуникациям PBN Hill+Knowlton Strategies поделилось результатами независимого исследования, посвященного изменениям в системе государственных закупок медицинских изделий (МИ) в России. Результаты исследования были представлены на круглом столе, проходившем 9 декабря в онлайн-формате на платформе PBN H+K.

В рамках круглого стола консультанты PBN H+K заявили о том, что в целом эксперты согласны с необходимостью развития отечественной отрасли медизделий, однако ужесточение правил госзакупок вызывает у них обеспокоенность с точки зрения возможных эффектов для системы здравоохранения. Основные опасения респондентов связаны с возможным влиянием изменений на качество медицинской помощи, потенциальными рисками срывов закупочных процедур и повышением закупочных цен.

«Практически все согласны, что политика импортозамещения медизделий в целом оправдана и направлена на важнейшую задачу укрепления национальной безопасности страны. Это особенно важно в условиях пандемии Covid-19, которая вызвала беспрецедентную ситуацию на рынке и риски дефицита МИ. Однако наше исследование показало и то, что выбранный пакет мер вызывает обеспокоенность у экспертов в части возможности исполнения требований и эффектов для системы здравоохранения» – рассказал на круглом столе Георгий Халилулин, один из авторов исследования и директор по связям с органами государственной̆ власти и неправительственными организациями PBN H+K.

На мероприятии также была дана предыстория принятия законодательных мер: установления минимальных квот на закупку отечественных МИ, введения правила «второй лишний» в отношении ряда медизделий и внедрения балльной системы оценки локализации производства, – целью которых является ускорение локализации производства иностранных производителей на российском рынке и стимулирование спроса на отечественные медизделия и технику. В рамках круглого стола выступили и представители экспертного сообщества.

«Международные производители достаточно активно интересуются вопросами локализации, в том числе рассматривают возможности сотрудничества с российскими коллегами по вопросам производства МИ в России. Тем не менее, меры, разработанные сегодня (механизм подтверждения статуса произведенной в России продукции, квотирование госзакупок иностранных МИ, правило “второй лишний” при госзакупках медтехники и др рестриктивные меры) не оказывают позитивного влияния на ситуацию развития внутреннего рынка медицинских изделий в стране, его инвестиционной привлекательности. Необходим баланс между интересами развития локального производства медтехники и задачами системы здравоохранения в отношении здоровья граждан нашей страны, – сообщил Сергей Ванин, Исполнительный директор Aссоциации международных производителей медицинских изделий. – В целях разработки взвешенных решений в области организации закупок медицинских изделий и развития отечественной медицинской промышленности в целом, мы полагаем, что необходим диалог с представителями всех заинтересованных участников рынка, включая госорганы, медицинское сообщество, пациентские организации и производителей».

Большинство опрошенных опасаются образования дополнительных барьеров для развития системы здравоохранения в целом. Эксперты отмечают, что сектор МИ динамичен в плане внедрения инновационных решений, однако, по их мнению, текущая политика ужесточения правил госзакупок может создать барьеры для внедрения новейших решений, позволяющих оказывать более качественную медицинскую помощь и диагностику. В качестве наиболее уязвимых к утвержденным нововведениям сфер эксперты назвали области онкологии, сердечно-сосудистой хирургии и нейрохирургии, которые требуют высокотехнологичного оборудования и расходных материалов.

«Основные опасения пациентского сообщества связаны с тем, что ограничение конкуренции может негативно сказаться на оснащенности больниц, и, соответственно, на качестве и сроках оказания медицинской помощи, – поделился своим мнением Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов и руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. – Учитывая, что под ограничения попали многие медизделия, необходимые для лечения онкологических, сердечно-сосудистых и неврологических заболеваний, мы опасаемся сокращения объемов оказания медпомощи по этим ключевым направлениям, что может привести к непредсказуемым результатам».

Катализатором принятия данных мер послужила пандемия Covid-19: глобальные производственные мощности оказались недостаточными для возросшего спроса в период пандемии, что подтолкнуло государственные органы власти к поиску решения для обеспечения национальной безопасности в области здравоохранения в будущем. Однако иностранные и отечественные представители индустрии отмечают крайне ограниченные сроки исполнения требований, указывая на то, что для проведения локализации, передачи прав на интеллектуальную собственность и регистрации МИ требуется больший период времени.

«Безусловно, меры по защите и поддержке российских производителей в здравоохранении необходимы: только так мы можем защитить себя от рисков дефицита, подобных тем, с которыми мы столкнулись в период пандемии, и обеспечить себя необходимым оборудованием» – отметил Валентин Синицын, Профессор, д.м.н., Президент Российского Общества Рентгенологов и Радиологов. – «Это прекрасно понимают все эксперты, и медицинское сообщество в том числе. Тем не менее, мы хотели бы большего вовлечения профессионального медицинского сообщества в проработку подобных мер с Минпромторгом в качестве экспертов. Когда речь идет о медицине и здоровье граждан, необходимо быть очень внимательными в вопросах выбора оборудования, чтобы не нанести вред пациентам и не оставить их без высокотехнологичных методов диагностики».

Эксперты считают, что для того, чтобы повысить эффективность этого процесса, необходимо отталкиваться не от запретительных мер с ужесточением правил госзакупок, а продумать более качественную стратегию, считают эксперты.
В ходе исследования были отмечены следующие направления, способные оказать положительные эффекты как для отечественного рынка МИ, так и для системы здравоохранения:

  • Более глубокий межведомственный диалог при разработке мер по регулированию.
  • Более значительная роль Минздрава России при проработке решений.
  • Внедрение стимулирующих мер, направленных на поддержку локализации, а не принуждение к ней.
  • Создание условий, стимулирующих российские предприятия инвестировать в разработку новых технологий.
  • Создание разумных источников получения инвестиций и госгарантий по реализации разработанной и изготовленной продукции.
  • Упрощение механизма допуска инновационных технологий на рынок.
  • Постепенное и поэтапное внедрение четких и прозрачных мер по локализации для оптимального поиска компонентной базы, валидации местных производственных мощностей и обмена технологиями.
  • Участие профессиональных медицинских организаций в качестве экспертов при разработке мер совершенствования системы.
Exit mobile version