Исследователи из США пришли к выводу, что высокая чувствительность к так называемому нейропептиду Y в мозге сделала наших праотцов чувствительными к различного рода химическим и пищевым зависимостям.
Нейропептид Y (NPY) представляет собой биологически активное соединение, состоящее из 36 аминокислот, которое участвует в различных физиологических и гомеостатических процессах как в центральной, так и в периферической нервных системах. Этот нейропептид связан с системой вознаграждения, эмоциональным поведением, повышенным употреблением калорийной пищи.
Группа ученых, куда вошли специалисты из Департамента антропологии и Школы биомедицинских наук Кентского университета (США), изучила посмертные образцы мозга 74 особей 13 видов высших приматов, включая людей. Выводы своей работы исследователи представили в журнале PNAS.
Проанализировав данные, ученые узнали, что человеческий мозг отличает более высокая плотность нейронов, высокочувствительных к нейропептиду Y, по сравнению с мозгом других приматов. Общий уровень этого нейропептида в полосатом теле мозга у людей и шимпанзе выше, чем у других приматов, например горилл.
Кроме того, ученые подчеркнули, что человеческий мозг значительно крупнее мозга других приматов относительно массы тела и имеет более высокие показатели основного метаболизма. Это требует постоянного пополнения запасов энергии (жира и гликогена), а значит, большего индекса массы тела по сравнению с другими приматами.
Как предположили исследователи, предпочтение продуктов, богатых жирами, обусловлено повышенным содержанием NPY в мозге человека. И именно это обстоятельство среди прочего могло сыграть роль в увеличении нашего серого вещества несколько миллионов лет назад. А еще нейропептид, вероятно, повлиял на развитие просоциального поведения у ранних Homo.
Таким образом, сдвиг в питании, обусловленный потребностями растущего мозга, мог сопровождаться изменениями и в социально-поведенческих стратегиях наших предков, способствуя их эволюционному успеху.
Изменение в функционировании мозга, возможно, способствовало уникальной чувствительности механизма вознаграждения к различным стимулам, допустили ученые. Это делает современных людей столь восприимчивыми к различного рода зависимостям (химическим и пищевым) по сравнению с остальными приматами.