Как показал опрос, за два года улучшения, связанные с информатизацией, заметили 7% респондентов, а ухудшения – 11%. Лишь 4% медорганизаций отказались от бумажных медкарт и перешли на электронные, а почти половина опрошенных сомневаются в соответствии реального уровня информатизации с тем, каким его представляют в СМИ, пишет Vademecum.
При этом о готовности отказаться от бумажной медкарты в пользу электронной заявили 31% опрошенных, но почти столько же – 27% – пока не видят такой возможности.
Хотя только 4% медорганизаций смогли полностью перейти на электронные медкарты, система выписки электронных рецептов реализуется в 41% учреждений, а возможности телемедицинских систем – в 25%. При этом 11% опрошенных врачей о телемедицине ничего не знают, а 8% не понимают, зачем она нужна.
Рассуждая о причинах торможения информатизации здравоохранения, респонденты чаще всего выбирали вариант ответа «невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на введение электронной» (66%). Также часто отмечались отсутствие денежных средств у медучреждений (49%), перспектива увеличения объема работы при использовании цифровых технологий вместо экономии времени (49%) и не соответствующий потребностям медучреждения функционал (48%).
У 16% респондентов на рабочем месте не установлен компьютер, но только 6% из общего числа опрошенных считают, что справляются и без него, а 4% заметили, что совсем его не используют. У 29% врачей, обладающих компьютером, нет выхода в интернет, у 40% отсутствует подключение к медицинской информационной системе (МИС) медорганизации. Большинство тех, кто работают с МИС, оценивают ее качество как неплохое, но не без претензий.
Большинство – 80% – считают, что повышать квалификацию медработников в сфере IT необходимо, однако то, что соответствующая работа проводится в их медучреждениях, подтвердили только 18%. Считают имеющийся уровень квалификации коллег в области информтехнологий достаточным 10% врачей. На вопрос, помогает ли информатизация в работе, 53% респондентов ответили положительно, 16% сообщили, что пока об информатизации только слышат, но в работе с ней не сталкивались, а 10% заявили, что она им только мешает.
С тем, что реальный уровень информатизации здравоохранения соответствует тому, как его представляют СМИ, согласны 2% респондентов, 49% сомневаются (40% – скорее нет, 9% – скорее да), а совсем не согласны 30%.
«Врачебное сообщество в целом положительно относится к цифровизации на местах. Конечно, есть довольно много нерешенных проблем: параллельное бумажное делопроизводство, потребность в дополнительном обучении медработников, отсутствие внятной государственной политики в сфере цифрового здравоохранения, необходимость доработки существующих МИС. Проводя подобные исследования, мы даем возможность медработникам России быть услышанными, влиять на развитие технологических решений в отрасли», – сказал генеральный директор компании «МИР» Константин Хоманов.
После регистрации компании «МИР» в 2013 году ее сотрудники разработали приложение «Справочник врача», который содержит медицинские калькуляторы, научные медицинские публикации, справочники. На сайте приложения указано, что им пользуется более 400 тысяч специалистов.
Данные опроса также прокомментировал президент АРМИТ Михаил Эльянов: «Результаты исследования показательны и неутешительны. На приеме у врачей нет времени на пациентов – специалисты дублируют все записи в компьютере и на бумажных носителях. Цифры подтверждают: одна из главных проблем при внедрении и использовании МИС – недостаточная грамотность медперсонала в этой сфере. Рассуждать об этом можно бесконечно. Радует, что с помощью приложения «Справочник врача» мы можем оперативно получать обратную связь от врачей».
По состоянию на 2019 год суммарная стоимость строительства единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) превысила 40 млрд рублей. В октябре 2018 года Счетная палата выяснила, что Минкомсвязь и «Ростелеком» не справлялись с подключением больниц к интернету, а Минздрав не успевал сформировать в плановый срок нормативную базу ЕГИСЗ.
В 2019 году Правительство РФ направило на подключение медучреждений к интернету еще 10 млрд рублей, добавив 5 млрд рублей, которые планировалось выделить только в 2020 году.
Как показал опрос, за два года улучшения, связанные с информатизацией, заметили 7% респондентов, а ухудшения – 11%. Лишь 4% медорганизаций отказались от бумажных медкарт и перешли на электронные, а почти половина опрошенных сомневаются в соответствии реального уровня информатизации с тем, каким его представляют в СМИ, пишет Vademecum.
При этом о готовности отказаться от бумажной медкарты в пользу электронной заявили 31% опрошенных, но почти столько же – 27% – пока не видят такой возможности.
Хотя только 4% медорганизаций смогли полностью перейти на электронные медкарты, система выписки электронных рецептов реализуется в 41% учреждений, а возможности телемедицинских систем – в 25%. При этом 11% опрошенных врачей о телемедицине ничего не знают, а 8% не понимают, зачем она нужна.
Рассуждая о причинах торможения информатизации здравоохранения, респонденты чаще всего выбирали вариант ответа «невозможность отказа от ведения бумажной документации, несмотря на введение электронной» (66%). Также часто отмечались отсутствие денежных средств у медучреждений (49%), перспектива увеличения объема работы при использовании цифровых технологий вместо экономии времени (49%) и не соответствующий потребностям медучреждения функционал (48%).
У 16% респондентов на рабочем месте не установлен компьютер, но только 6% из общего числа опрошенных считают, что справляются и без него, а 4% заметили, что совсем его не используют. У 29% врачей, обладающих компьютером, нет выхода в интернет, у 40% отсутствует подключение к медицинской информационной системе (МИС) медорганизации. Большинство тех, кто работают с МИС, оценивают ее качество как неплохое, но не без претензий.
Большинство – 80% – считают, что повышать квалификацию медработников в сфере IT необходимо, однако то, что соответствующая работа проводится в их медучреждениях, подтвердили только 18%. Считают имеющийся уровень квалификации коллег в области информтехнологий достаточным 10% врачей. На вопрос, помогает ли информатизация в работе, 53% респондентов ответили положительно, 16% сообщили, что пока об информатизации только слышат, но в работе с ней не сталкивались, а 10% заявили, что она им только мешает.
С тем, что реальный уровень информатизации здравоохранения соответствует тому, как его представляют СМИ, согласны 2% респондентов, 49% сомневаются (40% – скорее нет, 9% – скорее да), а совсем не согласны 30%.
«Врачебное сообщество в целом положительно относится к цифровизации на местах. Конечно, есть довольно много нерешенных проблем: параллельное бумажное делопроизводство, потребность в дополнительном обучении медработников, отсутствие внятной государственной политики в сфере цифрового здравоохранения, необходимость доработки существующих МИС. Проводя подобные исследования, мы даем возможность медработникам России быть услышанными, влиять на развитие технологических решений в отрасли», – сказал генеральный директор компании «МИР» Константин Хоманов.
После регистрации компании «МИР» в 2013 году ее сотрудники разработали приложение «Справочник врача», который содержит медицинские калькуляторы, научные медицинские публикации, справочники. На сайте приложения указано, что им пользуется более 400 тысяч специалистов.
Данные опроса также прокомментировал президент АРМИТ Михаил Эльянов: «Результаты исследования показательны и неутешительны. На приеме у врачей нет времени на пациентов – специалисты дублируют все записи в компьютере и на бумажных носителях. Цифры подтверждают: одна из главных проблем при внедрении и использовании МИС – недостаточная грамотность медперсонала в этой сфере. Рассуждать об этом можно бесконечно. Радует, что с помощью приложения «Справочник врача» мы можем оперативно получать обратную связь от врачей».
По состоянию на 2019 год суммарная стоимость строительства единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) превысила 40 млрд рублей. В октябре 2018 года Счетная палата выяснила, что Минкомсвязь и «Ростелеком» не справлялись с подключением больниц к интернету, а Минздрав не успевал сформировать в плановый срок нормативную базу ЕГИСЗ.
В 2019 году Правительство РФ направило на подключение медучреждений к интернету еще 10 млрд рублей, добавив 5 млрд рублей, которые планировалось выделить только в 2020 году.