Recipe.Ru

Цифровизация в здравоохранении: от проблем к решениям

Цифровизация в здравоохранении: от проблем к решениям
Цифровизация в здравоохранении: от проблем к решениям


Участники сессии «Цифровизация в здравоохранении», состоявшейся в рамках XIV Форума информационных технологий InfoSpace обсудили текущее состояние цифровизации в здравоохранении, трудности, тормозящие ее развитие, а также возможности их преодоления.

Гузель Улумбекова, ректор Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) выделила несколько актуальных проблем, стоящих на пути цифровой трансформации в медицине. Одна из них связана с необходимостью постоянного обновления IT-инфраструктуры медицинских организаций — вычислительной техники, телемедицинского оборудования, медицинских информационных систем. Другая проблема состоит в трудностях, которые испытывают сельские медицинские учреждения в связи с получением устойчивого доступа в интернет. Кроме того, в стране не хватает кадров, которые должны заниматься внедрением цифрового здравоохранения: персонала, обслуживающего IT-инфраструктуру, и заместителей главных врачей по IT.

Отдельный вопрос касается финансирования, которое должно покрывать операционные и капитальные затраты медицинских организаций по внедрению и содержанию цифровой инфраструктуры. Но, как отметила Гузель Улумбекова, оно предусмотрено преимущественно для решений федерального уровня. По словам ректора ВШОУЗ, внедрение цифровых технологий в здравоохранение требует дополнительных затрат. «Не должно быть иллюзий, что ИТ-технологии снизят расходы на здравоохранение», — подчеркнула она, приведя в пример опыт развитых стран, в которых при информатизации медицинских организаций расходы повышаются на 10%.

Гузель Улумбекова также сообщила, что несмотря на наличие государственного института — ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения», сбор и анализ управленческих данных в здравоохранении «крайне неудовлетворителен» из-за избыточности отчетных форм, дублирования и недостоверности информации, ее несогласованности и некачественного представления. Поэтому стоит задача по сбору достоверных первичных данных, их правильной систематизации, по устранению дублирования учетных и отчетных форм и по разработке международно принятых показателей для каждого уровня здравоохранения. Также важна открытость источников информации, позволяющих получать обезличенные данные для анализа. Кроме того, существует необходимость принятия срочных мер по подготовке специалистов, которые возьмут на себя управление процессом цифровой трансформации «в каждом региональном министерстве и в каждой медицинской организации». И, конечно, следует ввести обучение по дисциплине «биомедицинская информатика» во всех медицинских вузах и колледжах, как в рамках программ высшего и среднего профессионального образования, так и программ ординатуры. Этот процесс, по словам ректора ВШОУЗ, должен сопровождаться ускоренной подготовкой и повышением квалификации преподавателей, разработкой учебных программ, учебно-методических материалов по примеру лучших зарубежных университетов.

Гузель Улумбекова подчеркнула, что главная задача, которая сегодня стоит перед организаторами здравоохранения, ректорами, ведущими специалистами издательств, —превратить информацию, собранную и обработанную, в т. ч. с помощью цифровых технологий, в качественные знания, а затем транслировать эти знания преподавателям, студентам медицинских вузов, практикующим медицинским работникам. «Без этого невозможно обеспечить качество медицинской помощи», — убеждена эксперт.
В свою очередь, Лариса Попович, директор Института экономики здравоохранения Национального исследовательского университета Высшей школы экономики сравнила уровень цифровизации в здравоохранении и в ряде других отраслей российской экономики (финансовый сектор, торговля, сектор информационно-коммуникационных технологий и т.д.). И это сравнение оказалось не в пользу системы здравоохранения. В частности, имеется отставание по уровню широкополосного доступа к интернету, проникновения искусственного интеллекта, применения технологий сбора, обработки и анализа больших данных. Доля учреждений здравоохранения, имеющих программные средства автоматизации процессов анализа и контроля защищенности компьютерных систем, составляет только 26%, тогда как, например, в финансовом секторе она достигает 54,2%, в торговле – 41,4% и т.д. Что касается доли учреждений здравоохранения, применяющих системы обнаружения вторжения в компьютер или сеть, то она находится на уровне 34%.

Эксперт обратила внимание присутствующих и на существенные региональные различия в развитии цифровизации отечественного здравоохранения. Так, количество персональных компьютеров расчете на 100 работников в учреждениях здравоохранения на разных российских территориях может различаться более, чем 2 раза. Если, например, в Марий Эл данный показатель составляет 79, в Москве — 76, а в Кировской области — 71 персональный компьютер на 100 работников, то в Севастополе — 42, на Алтае — 40, в Курской области — 38, в Дагестане — 35 персональных компьютеров. Еще более значительная разница (3,65 раза) наблюдается в количестве персональных компьютеров, подключенных к интернету, на 100 работников здравоохранения. Что касается доли учреждений здравоохранения, использующих мобильный интернет, то разница доходит почти до 9 раз. «Нам есть куда двигаться, и нам еще предстоит многое сделать», — подчеркнула Лариса Попович.

Она также сообщила, что в 11 субъектах РФ самой острой проблемой называют дефицит и низкую мотивацию квалифицированных IT специалистов, не позволяющие организовать качественную эксплуатацию и обслуживание оборудования и информационных систем. Для 12 регионов проблемой является низкая мотивация к использованию цифровых сервисов у медицинских работников, особенно старшего возраста, у административно-управленческого и технического персонала. Все эти проблемы нуждаются в решении.
По словам Марины Велдановой, директора Центра развития здравоохранения Московской школы управления Сколково, даже при наличии достаточного финансирования на всех этапах цифровизации (разработка, внедрение и обслуживание) остается очень много реальных вызовов. Но, как свидетельствует мировой опыт, самый трудно преодолеваемый барьер связан с формированием навыков использования информационных технологий медицинскими работниками.

Для более полного понимания ситуации с внедрением цифровых технологий в России было проведено исследование, в котором приняли участие 18 тыс. респондентов из разных регионов страны. Половина из них — врачи, другая половина — медицинские сестры. Средний возраст опрошенных — 46 лет.
Согласно исследованию, только 34% респондентов сообщили, что обучение работе в медицинской информационной системе проводилось в достаточном для них объеме. Из оставшихся респондентов половина ответила, что в недостаточном объеме, и половина: «вообще не проводилось». Также выяснилось, что более 70% опрошенных самостоятельно используют электронные медицинские карты. При этом мужчины чаще заполняют электронные карты, чем женщины, а сотрудники со средним образованием — чаще, чем сотрудники с высшим образованием.

На вопрос «Как часто вы взаимодействуете с пациентами в дистанционном формате?» 45,7% опрошенных ответили: «никогда». Только 37% респондентов делают это на ежедневной и еженедельной основе. Кроме того, исследование показало, что порядка 21% опрошенных никогда не используют интернет-ресурсы в своей работе, но почти 63% делают это на еженедельной и ежедневной основе
В завершение эксперт отметила, что на пути развития компетенций для более успешной цифровизации здравоохранения особенно важны: «знание технологии использования, психосоциально-организационные факторы и их учет, а также системное взаимодействие для того, чтобы все это успешно внедрялось».
Ирина Широкова

Exit mobile version