Ученые лаборатории популяционной генетики Томского НИИ медицинской генетики изучают модификации ДНК на местах образования атеросклеротических бляшек, чтобы выявить мишени для лекарственного воздействия и понять, какие шунты лучше подходят для операций, сообщает портал ИНО Томск.
«Формирование атеросклеротической бляшки — это комплексный процесс, на который влияют, в том числе, генетические факторы, — объясняет и.о. заведующего лаборатории популяционной генетики НИИ Мария Назаренко. — Если бляшка образуется именно в этом месте — аорте, сосуде, артерии, — значит здесь слабое место организма. Одной из причин может быть изменение функциональной активности генов — именно этот аспект мы изучаем уже более пяти лет».
Материал для исследований томские генетики получают в кузбасском Кардиологическом центре. Они изучают образцы атеросклеротических бляшек, а также пораженных и здоровых артерий, взятые у пациентов во время операций.
«Если сравнить пораженную и непораженную артерию, можно судить о молекулярных мишенях, которые, возможно, отвечают за то, что в организме человека одни сосуды поражаются, а другие нет. Это мишени для диагностики и применения лекарственных средств», — пояснила Мария Назаренко.
Кроме того, исследуя образцы непораженных сосудов, которые используются как шунты во время операций, ученые выясняют, какие из них больше подходят для эффективного лечения.
По словам Марии Назаренко, в России подобные исследования ведутся только в Томском НИИ медицинской генетики под руководством акад. РАН Валерия Пузырева. Российские ученые в основном занимаются исследованием функциональной активности генов в применении к онкологическим заболеваниям. В мире лидером в изучении данного аспекта атеросклероза являются испанские генетики.