Опрос, проведенный в марте-октябре 2021 года Всероссийским союзом пациентов (ВСП) и посвященный работе амбулаторной службы в сфере ОМС, показал невысокую активность граждан по отстаиванию своих прав на полноценное обслуживание по полису ОМС. Лишь 15,9% заявили, что в последние три года обращались с жалобами на различные нарушения при получении бесплатной медпомощи.
При этом более 70% респондентов из второй волны опроса (сентябрь-октябрь 2021 года) заявили, что в последние три года сталкивались с отказами в выдаче направлений на инструментальные исследования и на плановое лечение. Порядка 75-78% опрошенных сообщили о нарушениях больницами сроков ожидания приема узких специалистов и затягивании результатов лабораторных исследований.
Меньше граждан пожаловались на навязывание платных услуг (34,8%) и отказы в выдаче рецептов на льготные лекарства (30,7%). Всего в осенней части опроса приняли участие 2 320 жителей и 43 эксперта НКО из 80 субъектов РФ.
Несмотря на высокий процент заметивших трудности в получении первичной медпомощи, только 15,9% обращались с жалобами в различные инстанции. Из обратившихся 40% решили проблему, еще столько же смогли получить консультацию по дальнейшему сценарию действий, остальные получили по своей жалобе отказ.
Наиболее полезным оказывалось обращение к руководству самой медорганизации. Таким способом проблему решили 54% участников опроса. Чуть менее эффективной оказалась работа с региональными и федеральным минздравами и органами Росздравнадзора, а наименьший процент решенных ситуаций принадлежит страховым медорганизациям.
Эти данные совпадают с представлениями застрахованных, большинство (почти 60%) которых вероятнее обратятся к заведующим отделений либо главврачу. Почти 46% в случае нарушений обратились бы в СМО. Значительно реже надеются на то, что их проблемы решат территориальные профильные органы власти и службы (от 10,3% до 28,1% для различных ведомств). Федеральный уровень власти рассматривают как возможный адресат для обработки жалоб лишь 2,8-5,4% опрошенных.
Страховые компании неоднократно обращали внимание на то, что в случае любых проблем в сфере ОМС нужно обращаться к ним, поскольку именно страховщики представляют интересы пациента. На этом в интервью Vademecum, например, акцентировали внимание вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Дмитрий Кузнецов, а также гендиректор «АльфаСтрахование-ОМС» Андрей Рыжаков.
По данным ВСС, рост числа обращений к страховым медицинским представителям наблюдается с 2016 года – с 500 тысяч в год до порядка 7 млн обращений в 2019 году, и их число резко увеличилось в период пандемии – до 12 млн обращений за период с апреля 2020 года по апрель 2021-го.