Recipe.Ru

Тенденции и перспективы рынка коммерческой медицины

Тенденции и перспективы рынка коммерческой медицины
Тенденции и перспективы рынка коммерческой медицины


Рынок частной медицины переживает непростые времена. Насколько сильно он изменился и что сегодня нужно предпринять для его развития, обсудили участники IX ежегодной конференции «Инвестиции в здравоохранение».

Сергей Хитров, руководитель аналитической группы «РБК. Исследования рынков», привел результаты опроса россиян, проведенного в июле 2022 г. Согласно полученным данным, главным фактором, повлиявшим на рынок частных медицинских услуг, как, впрочем, и на потребительский рынок в целом, явилось изменение доходов россиян. Почти 40% респондентов отметили, что события 2022 г. негативно сказались на их доходах: у 19,2% они незначительно сократились, у 17,5% — значительно, а 2,7% опрошенных их полностью лишились. «Наряду с проблемой доступности розничного кредитования это станет барьером на пути восстановления потребительских расходов, которые начали падение с апреля 2022 г.», — прогнозирует эксперт. При этом рынок платных медицинских услуг демонстрирует лучшую устойчивость по сравнению со многими другими потребительскими рынками. Это отмечается как в сегодняшней кризисной ситуации, так и в предыдущей. В 2020 г. на фоне пандемии рынок коммерческой медицины сократился только на 8%, а в 2022 г., согласно ожиданиям, снизится только на 4%, что лучше показателей большинства других рынков. «В текущих условиях рынок частных медицинских услуг продолжит свое развитие, как дополнительный источник получения медицинской помощи для россиян», – уверен Сергей Хитров.

Эксперт сообщил, что на сегодняшний день в России сформировались 2 основных провайдера медицинских услуг — государственные медицинские центры, продолжающие стабильно удерживать абсолютное лидерство, а также частные медицинские центры и лаборатории. Остальные провайдеры медицинских услуг, включая ведомственные поликлиники, частных практикующих врачей и других участников рынка, постепенно сокращают свою рыночную долю. С 2014 г. она снизилась практически в 2 раза, и эта тенденция сохраняется.

Исследование также показало, что за последние 5 лет количество сетевых частных клиник и диагностических лабораторий на территории Российской Федерации увеличилось более чем на 30% и по данным на июль 2022 г. составило около 10 тысяч. Этот рост произошел в основном за счет увеличения количества диагностических лабораторий. «Пандемия COVID-19 стала для них точкой бифуркации, простимулировала открытие новых лабораторий на территории практически всех российских регионов, — отметил Сергей Хитров. – Если в 2019 г. доля услуг, связанных с диагностикой и исследованиями, не достигала даже 20% в структуре рынке, то по итогам 2021—2022 гг. она удвоилась и составляет уже около 40%». В будущем, уверен эксперт, темпы прироста количества частных клиник и диагностических лабораторий в России будут замедляться в связи с затуханием пандемии COVID-19, меньшей опасностью самого заболевания в новых волнах, а также негативными экономическими условиями. Однако диагностика и исследования будут занимать более значительную долю рынка, чем, например, в 2019 г. Этот тренд обусловлен как увеличением популярности данных услуг среди населения, так и ростом проникновения сетевых лабораторий на российском рынке.

Среди негативных тенденций эксперт назвал увеличение доли теневого сектора ввиду сложной ситуации в экономике. Он также предрек определенные сложности сегменту ДМС, поскольку это одна из статей урезания затрат корпораций при тяжелом финансовом положении.

Александр Ориновский, управляющий директор «Сбер Здоровье», назвал 2 фактора, серьезно влияющих на сегодняшнее состояние рынка частных медицинских услуг. Первый фактор — люди стали откладывать решение своих медицинских проблем «чуть-чуть на потом», второй — сильная медиа инфляция, значительное удорожание стоимости привлечения клиентов для рекламодателей-клиник. В то же время в стране не наблюдается большого числа закрывающихся клиник, нет сильной паники. Клиники, ткак и пациенты, которые стали «больше следить за своим кошельком», сегодня заняли выжидательную позицию, откладывая большие траты на потом.

«Действительно, были отдельные периоды, когда замедлялся спрос на медицинские услуги, — согласилась Алена Буренина, директор по маркетингу и клиентскому опыту «Севергрупп Медицина». — Люди занимали выжидающую позицию в связи с событиями в марте и сентябре этого года». По ее словам, такое замедление в основном отмечалось в сфере поликлинических услуг. «Но резкого падения спроса в этом году мы не увидели, — сообщила эксперт. — Наоборот, у нас есть направления, в которых наблюдается рост пациентопотока. Одно из них — направление репродукции. Такой повышенный спрос на данные услуги можно объяснить тем, что люди переживают за наличие средств, которые используются при применении вспомогательных репродуктивных технологий. Поэтому они не хотят откладывать проведение данных процедур.

Владислав Шерстобоев, генеральный директор ГК «Эксперт», обозначил группы потенциальных потребителей услуг частных медицинских учреждений, исходя из уровня их доходов. По его словам, на фоне падения располагаемых доходов бедные и те, кто находится за чертой бедности, а это примерно 60% населения, безусловно, полностью уходят из платной медицины. Частично уходит из коммерческой медицины и периферия среднего класса, составляющая 20% населения. Это достаточно устойчивые «белые воротнички», предприниматели, имеющие стабильный доход на семью и обычно не особо задумывающиеся об оптимизации своих затрат. Однако сегодня эта группа начинает оптимизировать расходы и экономить, переходя на получение услуг по полису ОМС. Свободны в своих тратах средний класс (20% населения), состоятельные граждане (1%) и супербогатые — 500 человек в Российской Федерации.

«Спрос на медицинские услуги, безусловно, снижается — считает Евгений Паперный, руководитель направления медицинских информационных продуктов в «Сбер». — Многие россияне отказались от различных медицинских манипуляций». Однако следует отметить, что для коммерческой медицины и для Digital канала телемедицины сформировался дополнительный сегмент потребителей, состоящий из большого количества людей, которые находятся за рубежом и не имеют налаженных путей получения необходимой им медицинской помощи. В основном это молодежь и семьи с детьми. «Масштабы данного явления и, главное, категория финансового благополучия этих людей таковы, что их следует рассматривать как значительную группу потребителей услуг коммерческой медицины», — уверен эксперт.

Ирина Широкова

Exit mobile version